Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:10, реферат
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.
1.Понятие и признаки политического режима……………….стр.2
2. Современные подходы к определению понятия «политический режим»
………………………………………………………………………стр.3-4
3. Виды политических режимов...................................................стр.5-10
4. Отличия авторитарного и тоталитарного режима…………стр.10
5. Тоталитаризм и диктатура…………………………………….стр.10-12
6. Политические режимы в таблице……………………………..стр.13-17
7.Контрольные вопросы…………………………………………….стр.18
8.Тест………………………………………………………………….стр.19-20
9.Список литературы……………………………………………….стр.21
Корпоративный авторитаризм
корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;
Дототалитарный авторитаризм
дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:
Постколониальный авторитаризм
постколониальный
авторитаризм в виде однопартийных
мобилизационных режимов
Расовая, или этническая, квазидемократия
Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;
Султанисткий режим
султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.
Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
— тотальный государственный контроль над обществом;
— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
4. Отличия авторитарного и тоталитарного режима
Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного?
Одно
из различий связано с
Если
в тоталитарном обществе
В
тоталитарном обществе
В
тоталитарном обществе от
5. Тоталитаризм и диктатура
Тоталитаризм
представляет собой
Диктатура
возникла давно и имела
Тоталитаризм
представляет собой
Теоретик
итальянского фашизма Дж. Джентиле
(1875- 1994) раскрыл "тоталитарное
содержание" следующим образом: "Для
фашизма все заключено в
Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции.
Усложнение
социальных отношений
В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:
= единственная массовая партия;
= монопольно
существующая и признанная
Политические
режимы в таблице
Политический режим | Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
Тоталитарный | • концентрация
государственной (политической) власти
в одних руках. Это не законодательная,
не исполнительная и не судебная власть,
а власть стоящей за ними одной партии,
узкой группы людей, а часто и одного человека
(харизма). Внешне такая власть чаще всего
концентрируется в исполнительных органах,
законодательство носит формальный характер
(облечение в необходимую форму заранее
принятых решений), судебная юрисдикция
сведена к минимуму.
• в стране и обществе функционирует однопартийная система, партия является скелетом всех государственных органов, она активно вмешивается во все стороны государственной и общественной жизни и предопределяет все важные решения как государственных органов, так и общественных организаций. • право утрачивает самостоятельную ценность, оно становится орудием в руках государства. • монополия государства на все средства вооружения |
• преобладает
государственное регулирование экономики,
централизованное директивное планирование,
приоритетной является государственная
собственность, а иногда она оказывается
и единственной.
• государству принадлежит решающая роль. • концентрированное и целеустремленное государственное руководство экономикой позволяет в отдельных случаях добиваться экономических успехов, особенно в области милитаризации. • государственная собственность на землю, дома. |
• стремление к
унификации, единообразию общества;
• стремление подогнать людей "под одну гребенку", добиться ситуации "все как один". Отсюда лозунги о движении к социальной однородности, к сближению классов, групп населения, наций и т.д., высокий уровень подчинения и дисциплинированности. • господство одной идеологии, общественный монизм. • жёсткая регламентация общественной и частной жизни. • права человека не обеспечиваются, их предоставление носит характер доброхотного даяния общества и государства. • индивид используется в качестве строителя общего дела, "винтика" в общественном механизме. |
• право используется
в качестве жесткого и директивного регулятора
общественных отношений, в качестве ограничителя
свободы.
• обществу отдается приоритет перед отдельным человеком. • монополия государства на средства массовой информации. • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе • общеобязательная государственная религия. • тотальное манипулирование общественным сознанием с помощью всеохватной системы пропаганды и агитации. |
Авторитарный | • власть осуществляется
одним конкретным лицом, при минимальном
участии народа, в роли диктатора выступает
индивидуальный политический деятель
из элитарной среды или правящая элитарная группа. • представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию прикрывающую авторитарную власть. • господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. • чаще всего наделена особой социально-политической ролью армия. • легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим, исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. • отрицаются принципы конституционности и законности. • игнорируются
разделения властей,строгая централизация
всей государственной • вождизм превращается в официальный государственный принцип. • рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы. |
Регулирование экономики осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. | • массовый террор
отсутствует. в известных пределах допускается
независимость личности.
• права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере). • личность лишена
гарантий безопасности во взаимоотношениях
с властью. |
• власть не вмешивается
в те области жизни, которые непосредственно
не связаны с политикой.
• отсутствует единая идеология. • нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. |
Демократический | • источником власти
в государстве является народ. Он избирает
власть и наделяет ее правом решать любой
вопрос, опираясь на собственное мнение. • проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей не является главной, нет и подчинения властей. Власти, с одной стороны, автономны и независимы, с другой стороны, тесно взаимосвязаны (системы сдержек и противовесов). • как правило, присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти. • в обществе функционирует многопартийная система. При этом партии выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов власти. • главная область деятельности политических партий - участие в выборах. • приоритетное положении права перед государством. • свободные и честные выборы. • конституционное ограничение правительства. • гласность в работе властей всех уровней. |
• гос.вмешательство
в экономику ограничено, приоритетной
является частная собственность.
• гос.планирование экономики применяется в малых масштабах либо вообще отсутствует. • активно поддерживается предпринимательство. • государство обслуживает потребности гражданского общества. |
• дифференциация
общества;
• функционируют сложные механизмы управления, которые имеют целью не столько подчинить людей властям, сколько учесть и скоординировать различные интересы. • гражданскому обществу принадлежит решающая роль. право используется для определения "правил игры", оно определяет рамки, в пределах которых гарантируется свобода поведения участников общественных отношений. • деидеологизированность общественной жизни, общественный плюрализм, конкуренция разных идеологий. • высокая степень реализации прав человека. • равенство перед законом |
• гос.вмешательство
в общественную жизнь ограничено.
• приоритет человека, индивида в обществе. • человек - мера всех вещей, все общественные проблемы рассматриваются через призму человеческой личности. • обеспечивается индивидуальная свобода человека. • права человека изначальны, государство и законодатель обязаны их провозгласить, соблюдать и защищать. Решающая роль в защите прав человека принадлежит суду. • свобода вероисповедания. • ценности сотрудничества и компромисса. |