Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:10, реферат

Описание работы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период.

Содержание

1.Понятие и признаки политического режима……………….стр.2
2. Современные подходы к определению понятия «политический режим»
………………………………………………………………………стр.3-4
3. Виды политических режимов...................................................стр.5-10
4. Отличия авторитарного и тоталитарного режима…………стр.10
5. Тоталитаризм и диктатура…………………………………….стр.10-12
6. Политические режимы в таблице……………………………..стр.13-17
7.Контрольные вопросы…………………………………………….стр.18
8.Тест………………………………………………………………….стр.19-20
9.Список литературы……………………………………………….стр.21

Работа содержит 1 файл

Политические режимы.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

План  работы 

1.Понятие и признаки политического режима……………….стр.2

2. Современные подходы к определению понятия «политический режим»

………………………………………………………………………стр.3-4

3. Виды политических режимов...................................................стр.5-10

4. Отличия авторитарного и тоталитарного режима…………стр.10

5. Тоталитаризм и диктатура…………………………………….стр.10-12

6. Политические режимы в таблице……………………………..стр.13-17

7.Контрольные  вопросы…………………………………………….стр.18

8.Тест………………………………………………………………….стр.19-20

9.Список литературы……………………………………………….стр.21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие и признаки политического режима 

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной  политологии выступает политический режим (от лат. regimen- управление). Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический  режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим, представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Понятие политического режима получило распространение  в западноевропейской обществоведческой  литературе на рубеже XIX и XX веков. В  течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.    

 Политический  режим определяется следующими  признаками: 

 ~ степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;  

 ~ соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности; 

 ~ характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом; 

 ~ положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата; 

 ~ местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества; 

 ~ соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц; 

 ~ типом политического поведения; характером политического лидерства; 

 ~ учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти; 

 ~ степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти; 

 ~ политическим и юридическим положением и ролью в обществе "силовых" структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности); 

 ~ мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

2.Современные подходы к определению понятия «политический режим»

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие «политический режим» сближается или даже сливается с понятиями «форма правления» или «государственный строй». Таким образом термин «политический режим» оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода скрадывается разница между терминами «политический режим» и «государственный режим».

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей — абсолютная монархия;
  • режим разделения властей — президентская республика;
  • режим сотрудничества властей — парламентская республика.

Постепенно эта  типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно  отнести также подход американского  политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим  как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами.

Социологический подход

В рамках данного  подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко — как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению «политического режима» и «политической системы».

Характерными  представителями данного направления  являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки  зрения придерживаются американские ученые Г. О’Доннел и Ф. Шмиттер, определяющие режим как: «совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

3.Виды политических режимов

Демократический режим

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

 

  Характерные черты.  

  избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосований;  

  наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;   

  разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;  

  многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;   

  принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;   

  отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.  

 Условия  функционирования демократического режима.   

  наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;   

  отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием власти;  

  наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;  

  наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;  

  гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.   

 Демократический  режим работает эффективно только  в том случае, если граждане  имеют право и условия самостоятельно  принимать решения по политическим  вопросам и выступать против  Действий власти, если эти действия  не удовлетворяют их интересам.

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма

  • авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
  • авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении  свободного проведения выборов, так  и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический  режим

военно-бюрократический  режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были: правление генерала Пиночета в Чили (1973—1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии. Пиночет утверждал: Ни один лист не шелохнется в Чили без моего желания. Генерал Мартинес (Сальвадор, 1932 г.) философствовал: Большее преступление убить насекомое, чем человека, жертвами его антикоммунистических чисток стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по существу покончено. Лозунгом генерала Риоса Монтта (Гватемала) было: Христианин должен носить с собой Библию и пулемет. В результате его христианской кампании 10 тысяч индейцев были убиты и более 100 тысяч бежали в Мексику;

Информация о работе Политические режимы