Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:37, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы и государства в целом, выступает политический режим (от лат. regimen – управление).

Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.

Даже в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим».

Содержание

1. Понятие «политический режим», анализ его содержания…………..……………….3

Введение…………………………………………………………………………………….3

1.1 Понятие «политический режим», анализ его содержания………………………….3

1.2 Признаки политического режима…………………………………………………….4

1.3 Типы политических режимов…………………………………………………………5

2. Понятие демократии и основные демократические теории…………………………..8

2.1 Основные демократические теории………………..……………………………….....8

3. Принципы современной демократии………………………….…………………….....11

4. Проблемы демократии в современной России………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………14

Литература……………………………………………………………………………..18

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по политологии.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

       В результате не всегда продуманной политики приватизации значительная часть государственной  собственности оказалась в руках  малочисленных, но могущественных финансово-промышленных групп, монополизирующих к тому, же масс-медиа и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превращают существующий режим в корпоративно-олигархический.

       Усиление  авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.

       Усилению  авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:

- перманентный  рост преступности;

- природные  катаклизмы;

- этнорегиональные  конфликты; 

- военные  столкновения;

- нестабильность  ситуации внутри правящих элит.

       Надо  отметить, что тенденции к авторитаризму  усиливаются, когда перед обществом  стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов.

       Здоровый  государственный консерватизм, помноженный  на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.

       Кроме этого, гарантией роста демократизации политического режима современной  России являются свобода слова и  печати, наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; выборность органов государственной власти, включая депутатов, глав городов и регионов, Президента; изменяющийся менталитет россиян.

       Итак, говоря о политическом режиме современной  России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое — не кануло окончательно в лету. Но идеал политического развития заявлен; это — демократизм и правовое государство.

       Необходимо  заметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить в стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.

       С формально-правовой точки зрения Россия, согласно Конституции, является демократическим  федеративным правовым государством с  республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю.

       По  Конституции Российская Федерация  — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

       Однако  в России до сих пор практически  все процессы, начиная от экономики  и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.

       Например, мало кто в России знает, что собой  представляют по содержанию такие понятия  из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство  экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.

       Реформы в России проводятся под руководством нового демократического правительства. Но очевидно, что практически все  изменения в настоящее время  противоречат интересам широких слоев населения, поскольку в обмен на возможные перспективы в будущем они, в который раз, подвергаются лишениям в настоящем. Политическая машина действует в интересах новой элиты, причем потенциальной, поскольку для страны она еще ничего не сделала кроме фарисейской благотворительности и обеспечения населения импортными товарами, на покупку которых у основной массы населения нет достаточного количества средств.

       В Конституции записано, что Россия — социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Минимальная заработная плата в условиях рынка должна позволять работнику и членам его семьи хотя бы минимальное, но полноценное социальное существование, не говоря уже об обеспечении «достойной жизни». Тот уровень минимальной оплаты труда, который может позволить себе сегодня российское государство, не обеспечивает даже одинокому работающему возможности оплатить коммунальные услуги.

       Практическое  состояние дел свидетельствует  о том, что демократия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии. Это будет продолжаться до тех пор, пока в России не возникнет основа демократии — гражданское общество, являющееся гарантом демократии вообще.

       Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое — трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле. 

Заключение

       Сегодня российский народ не имеет возможности  реализовать принадлежащее ему  по Конституции право на осуществление  непосредственного народовластия. Российская демократия выживет только в том случае, если к оставшимся островкам народовластия, парламентским и президентским выборам, мы сможем добавить пакет конституционных законов, которые подкрепят представительную демократию непосредственными формами осуществления народовластия. Пока что бюрократия не дает возможности развиться этим институтам.

       В новой редакции Закона об общих принципах  организации местного самоуправления плутовство нашей бюрократии дошло  до настоящего совершенства

       До  сих пор невозможно найти в  Конституции место, где описаны федеральные округа, а представители президента представлены как органы государственной власти. Фактически уже несколько лет вопреки Конституции мы закрепляем такую систему органов власти, которая ориентирована не на осуществление народовластия и построение гражданского общества, а исключительно на выстраивание «властной вертикали». Только этим объясняется фактическое упразднение верхней палаты парламента, полное подчинение президенту Государственной думы, правительства, всей экономической и политической жизни страны. Это означает абсолютную монополизацию власти.

       Поэтому обществу и государству необходим  пакет новых законов, базирующихся на положениях действующей Конституции. Прежде всего, речь идет о Законе, о  Федеральном Собрании – парламенте как представительном и законодательном органе власти в России. Наша страна достойна иметь сильный парламент, который будет наделен соответствующими полномочиями, в том числе правом парламентских расследований.

       В последние четыре года Дума исправно штамповала законы, поступающие из структур президентской власти и абсолютно не связанные с нуждами избирателей всей страны.

         С бюрократией можно и нужно  бороться, но бороться профессионально,  а не уговорами. Поэтому следует  принять конституционный закон о гарантиях народовластия в Российской Федерации, предусматривающий меры публично-правовой ответственности всех ветвей власти за осуществление своих полномочий и вмешательство в компетенцию друг друга. Именно такой закон мог бы гарантировать принадлежность власти народу Российской Федерации. Без этого механизм разделения властей как не работал, так и не будет работать. Пока исполнительная власть сама и пишет законы, и контролирует их исполнение, мы будем иметь монополию, как в политике, так и в экономике. 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

  1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
  2. Бутенко   А.   От   тоталитаризма   к   демократии:   общее   и специфическое.// Социально-политический журнал. 1995. №6; 1996. №1,2,3.
  3. Гуггенбергер   Б.   Теория   демократии.   Словарь   политических понятий.// Полис 91 №4.
  4. Кривогуз И.М. Политология. - М.: Владос, 2001.
  5. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. –М. 1999.
  6. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Полис 2002 №1, №2.
  7. Макаренко В.П. Намерения и следствия в политике. К анализу когнитивных элементов демократии // Полис. 2002. №4.
  8. Панарин А.С. Политология. Изд. 2-е, перераб. И доп. - М.: Проспект, 2001.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
  10. Ракитянский Н.М. Семнадцать мгновений демократии. -М.: Стольный град. 2001.
 
 
 
 

        

Информация о работе Политические режимы