Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 22:37, контрольная работа
Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы и государства в целом, выступает политический режим (от лат. regimen – управление).
Понятие политического режима – одно из ключевых понятий теории государства и права, получив распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков, в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров.
Даже в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим».
1. Понятие «политический режим», анализ его содержания…………..……………….3
Введение…………………………………………………………………………………….3
1.1 Понятие «политический режим», анализ его содержания………………………….3
1.2 Признаки политического режима…………………………………………………….4
1.3 Типы политических режимов…………………………………………………………5
2. Понятие демократии и основные демократические теории…………………………..8
2.1 Основные демократические теории………………..……………………………….....8
3. Принципы современной демократии………………………….…………………….....11
4. Проблемы демократии в современной России………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………………………14
Литература……………………………………………………………………………..18
2. идеологической
направленности
3. соотношения и остроты классовой борьбы.
4. политического сознания людей и политической культуры.
5. установления
политического режима в
6. форм
правления государства,
Отсюда следует, что установление и функционирование политических режимов зависит от внутренней и внешней политической среды. В истории существовало несколько распространенных политических режимов:
- тоталитарный;
- авторитарный;
- либеральный;
- демократический.
Тоталитарный - лат totalis - весь, целый, полный. Является высшей формой авторитаризма.
Тоталитарный
режим имеет следующие
1. централизованное руководство в сфере экономики, вся жизнь под управлением партии;
2. частная собственность запрещена, все принадлежит государству, люди работают как наемные рабочие;
3. полная монополизация цен, отчуждение граждан от политической жизни;
4. руководящая роль одной партии в политике и осуществление ее в политике;
5. государственная идеология в духовной сфере, и принудит навязывание всем членам общества;
6. сосредоточение
в руках государства СМИ,
7. сращивание
партийной системы с
8. обожествление личности, создание образа великого вождя (Сталин, Фюрер, Мусалини);
9. репрессии, слежки.
Авторитарный режим - власть влияний.
Тоталитарного типа, процедуры демократических решений отсутствуют, чем носят фиктивный характер.
1. Власть
не формируется, не
2. Реальная
власть в руках правящей элиты,
3. Происходит
сращивание с правящим
4. Парламенту
принадлежит второстепенная
5. Опора на военно-карательный режим.
6. Партии
могут функционировать, но
7. В какой-то мере прислушиваются к общественному мнению.
Либеральный режим - касающийся свободы, присущий свободному человеку. Его особенности:
1. имеет
черты авторитарно-
2. действуют
в более свободном виде
Демократический режим - народовластие.
Это форма политического режима, основанная на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. Особенности:
1. наличие
форм непосредственной
2. наличие самоуправления;
3. реальность, гарантированность и полнота политических прав. Их ограниченное единство с социально-экономическими и культурными правами;
4. равенство всех перед законом, защита личности от власти, и власти от произвола общества;
5. принцип
разделения властей (
6. широкий спектр плюрализма (множественность).
Модели демократии:
- Индивидуалистические - выделяют личность из общества и государства. Личность - источник власти, ее право приоритетно перед правами государства.
- Плюралистические - реальный творец - это заинтересованная группа. Здесь формируются интересы ценностной ориентации и мотивы политической деятельности. Народ не может быть субъектом политики, т.к. сложная конкуренция и состоит из разнообразия в борьбе за власть.
-
Коллективистические - отрицается
автономия личности.
2.
Понятие демократии
и основные демократические
теории.
Слово «демократия» родилось на улицах и площадях города Афин в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Оно произошло от греческого «демос» — народ, «кратос» — власть, то есть власть народа.
Термин «демократия» в широком смысле означает не только определенную организацию политического правления, выражающуюся в функционировании демократических институтов власти, но и основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение.
В более узком значении под демократией понимается:
а) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;
б) демократический
мировоззренческий идеал и
в) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.
Если
рассматривать демократию как
тип политического режима, то ей можно
дать такое определение: демократия
– это форма власти политического государственного
устройства, основанная на признании народа
как источника власти, его права принимать
участие в решении общественных государственных
процессов, основанная также на признании
принципов свободы, равенства и других
прав граждан, предусматривающая введение
правовых и процедурных гарантий и их
реализация во всех сферах общества.
2.1
Основные демократические
теории.
В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.
Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции, которая рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. Источником власти является народ, выражающий свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. С одной стороны, управлением занимаются специально подготовленные люди, но, с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом основаны на полномочиях и доверии, и определяются конституцией. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, которые народ передает своим избранникам, и определяет меру ответственности за принимаемые ими решения.
Теория прямой (или идентитарной) демократии, одним из авторов которой был Жан-Жак Руссо, отрицает принцип представительности. Демократия рассматривается как прямое правление народа, который сам способен выразить свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой деятельности правительств и составления законов.
Теория социалистической демократии трактует ее как форму классового господства. Правда, в рамках данной концепции развивались две традиции - ортодоксальная (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) и реформистская (Э. Бернштейн, К. Каутский). Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной стороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, но, с другой стороны, при коммунизме демократия вообще отмирает.
Наряду с перечисленными теориями демократии в современный период появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных концепций с учетом изменившихся реалий, динамикой демократических процессов.
В современном обществе существуют и так называемые плебисцитарные теории. К ним относятся теории участия (партиципаторной демократии). Они обосновывают необходимость участия широких слоев общества в политическом процессе, то есть не только в выборах, референдумах, контроле со стороны общества за политическими решениями, но и более активное участие в управлении общества, в политической жизни. Главное в этих теориях - это прямое участие масс в управлении. Сторонники такого подхода убеждены, что именно такая форма демократии обеспечивает прочную легитимность власти, развивает политическую активность граждан, способствует самоидентификации личности. Они отрицают принцип разделения политического труда и исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества и в различных его сферах. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении государством, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев.
Эта теория имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительные: обеспечивает полную легитимность власти; преодолевается отчуждение народа от власти; народные массы за счет участия в решении вопросов повышают свой интеллектуальный потенциал; развивается общественная активность населения; обеспечивается эффективный контроль за выполнением принятых решений.
Отрицательные: низкая эффективность принимаемых решений; повышается опасность тоталитаризма, вследствие подверженности масс идеологическому влиянию отдельных личностей и стремлений к уравниловке; невозможность привлечь большинство граждан к системному участию в управлении без принуждения и нарушения личной свободы.
В концепциях репрезентативной демократии главным является принцип ответственного правления, на всех уровнях власти и государственного управления. Принцип участия отодвигается на второй план. Это направление в теориях демократии называют еще традиционно-либеральным пониманием демократии, где самое ценное - это конституционность и ограничение политического господства. Воля народа выражается не прямо, не непосредственно, она делегируется. Представители народа выражают эту волю самостоятельно и под свою ответственность. Между народом и его представителями устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии. К этому направлению относятся и концепция элитарной демократии. "Элитисты" считают, что функции политического представительства должна принять на себя элита, избранная на определенный срок. Она должна обеспечить условия для гласности, политического чередования и контроля. С точки зрения сторонников элитарной теории развитие демократии связано не с расширением прямого участия масс в политическом процессе, а с созданием эффективных и демократических механизмов рекрутирования (пополнения) элиты, подконтрольной народу.
Положительные моменты: существует свободный общественный строй; высокая эффективность в выполнении общественных задач; уберегает общество от стремлений широких слоев населения к уравниловке; рациональная организация политической системы; высокая компетентность и ответственность лица за принимаемое решение. Отрицательные: фактическое отстранение народа от власти в промежутках между выборами; неизбежная бюрократизация и усложнение управления; слабая легитимность власти вследствие ее полного отчуждения от народа.
Существенное распространение в последние годы получили и теории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы—носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей. Таким образом, под политическим действием понимается только электоральное поведение, в рамках которого акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители». Так что главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. И хотя это создает простор для манипулирования волей граждан, такая «сфабрикованная воля» не меняет сути этой «демократии напрокат» (У. Грейдер).