Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику – верховенству политической воли либо индивидуально определенного физического лица, либо “элитарной”, “аристократической” социальной группы, либо большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления.

Содержание

Введение 3
1 Понятие политического режима, его сущность и основные признаки 5
2 Характеристика основных типов политических режимов 7
Заключение 13
Тест 14
Список используемых источников 16

Работа содержит 1 файл

Политические режимы.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

     Тоталитарный  режим (тоталитаризм).

     Крайняя  форма  авторитарного  режима  –  тоталитаризм.  Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на  индустриальной  стадии развития  человечества,  когда  технически  стали   возможными   не   только всеобъемлющий  контроль  над  личностью,  но  и   тотальное  управление   ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов. Первоначально  понятие  «тотальное  государство»  имело  вполне   позитивное значение. Оно обозначало  самоорганизующееся  государство,  тождественное  с нацией,  государство,  где  ликвидируется  разрыв   между   политическим   и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация  понятия  впервые предложена для характеристики фашизма.  Затем  она  была  распространена  на советскую и родственные ей модели государства.     

     Западные  политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе  «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили  шесть  признаков,  отличающих  все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

    • всеобщая государственная идеология;
    • одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
    • монополия государства на средства массовой информации;
    • монополия государства на все средства вооружения;
    • особо организованная система  насилия,  террора  как  специфического средства контроля в обществе;
    • жестко централизованный контроль над экономикой.

     Существенные  признаки тоталитаризма выявляются  при  сравнении  его  с авторитарным  режимом.  Главное  заключается  не  в  том,  насколько   часто практикуется здесь прямое насилие (террор).  Иные  авторитарные  системы  им также   не   пренебрегают.   Не   может   служить   достаточным    критерием однопартийность,  поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях  государства с обществом.  Если  при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению  к государству, то в  условиях  тоталитаризма  она  игнорируется,  отвергается. Государство  стремится  к   глобальному   господству   над   всеми   сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической  жизни  плюрализм. Насильственно   демонстрируются   социально-классовые    барьеры

     Легитимация власти основывается  на  прямом  насилии,  государственной идеологии  и  личной  приверженности  граждан  вождю,  политическому  лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют.  Весьма  важным признаком тоталитаризма является его  социальная  база  и  обусловленная  ею специфика властвующих элит. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

     Особую  роль при тоталитарном режиме играет  его  политическая  партия. Только  одна  партия  имеет  пожизненный  статус   правящей   (руководящей), выступает либо в единственном числе,  либо  «возглавляет»  блок  партий  или иных  политических  сил,  существование  которых  разрешено  режимом.  Такая партия, как правило, создается  до  возникновения  самого  режима  и  играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к  власти. При этом приход ее к власти происходит не  обязательно  насильственными  мерами.

     Специфическими  чертами тоталитарного  режима  является  организованный террор и тотальный  контроль,  применяемые  для  обеспечения  приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной  полиции  и  служб  безопасности  с помощью крайних методов воздействия  вынуждает  общество  жить  в  состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не  существовали, либо нарушались,  вследствие  чего  становились  возможными  тайные  аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

     Для тоталитарных режимов характерно монополия  власти  на  информацию, полный контроль  за  средствами  информации.  С помощью СМИ  и  институтов духовной   сферы   обеспечиваются   политическое   мобилизация    и    почти стопроцентная поддержка правящего режима.

     Жесткий  централизованный  контроль  над  экономикой  –  важная  черта тоталитарного  режима.  Здесь  контроль  служит  двоякой  цели.   Во-первых, возможность  распоряжаться   производительными   силами   общества   создает необходимую политическому режиму материальную  базу  и  опору,  без  которой тоталитарный контроль  в  остальных  сферах  вряд  ли  возможен.  Во-вторых, централизованная  экономика  служит  в   качестве   средства   политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для  работы  в  те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

     Существуют  также другие, менее распространенные способы классификации политических режимов. Так Г.В. Голосов предлагает свою классификацию политических режимов, исходя из совокупности ряда критериев: характера борьбы за лидерство (открытые и закрытые режимы); внутренней дифференциация (монолитные и дифференцированные элиты); уровня участия масс в политике (включающие и исключающие). В результате называются шесть политических режимов: традиционный (закрытый, с монолитной правящей группой, исключающий массы из политики, например, Саудовская Аравия); авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной правящей группой, исключающий массы из политики, например, Португалия 1926-1974 гг.); соревновательная олигархия (открытый, исключающий массы из политики, например, некоторые страны Латинской Америки); эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной правящей группой, включающий массы в политику, например, социалистические страны); авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной правящей группой, включающий массы в политику, например, фашистские и нацистские режимы); либеральная демократия (открытый, включающий массы в политику). 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Современные  политологи  выделяют  два  наиболее  общих  политических режима: демократический и антидемократический. Среди демократических  самыми распространенными в  мире  являются  парламентский  и  президентский  режим. Антидемократические,  в свою  очередь,  подразделяются  на  авторитарный  и тоталитарный.

     Политический  режим  как  способ  функционирования  той  или   другой политической    системы    определяется    как     социальными     факторами соответствующего   государства,   так   и   нравственными,   моральными    и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно  чистом  виде  политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при  их  характеристике  используются двойные понятия: либерально-демократический,  демократически-авторитарный  и т.п.

     Через    политические    режимы    правящие    субъекты    оказывают непосредственное  воздействие  на  народ  в  целом  и  каждого  человека   в отдельности.

     Демократия, как свидетельствует исторический  опыт  цивилизаций,  дает более широкий выход энергии и социальному творчеству  личности,  чем  другие типы  политических  режимов.  Она  выступает  мощным  средством  преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.

         Обстановка в мировом сообществе конца  XX  века  свидетельствует,  что антидемократические  режимы  исторически  и  политически  изжили  себя.  Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой  связи  возникает надежда,  что  следующее   столетие   станет   окончательной   ее   победой. Следовательно, и типология политических режимов уйдет в прошлое. 
 
 
 

     ТЕСТ 

1. Характерной чертой  тоталитарного режима  является:

    а) монополия на власть одной партии или  группировки;

    б) широкое политическое участие масс в формировании законодательных и исполнительных органов власти;

    в) ограниченная политическая конкуренция, допускаемая в той мере, в какой она не угрожает монополии на власть правящей элиты;

    г) обязательное разделение властей.

2. Сравните политические режимы по следующим критериям: 

Критерий Тоталитаризм Авторитаризм Демократия
Степень политической свободы низкая ограниченная высокая
Степень принуждения и насилия высокая средняя низкая
Принципы  организации власти. Место и роль государства
  1. Монополия власти в руках партии
  2. Идеологизация всей жизни общества
  3. Монопольный контроль производства и экономики
  4. Террористический полицейский контроль
 
 
  1. Власть  осуществляется одним конкретным лицом(или группа лиц) , при минимальном участии народа
  2. Монополизация власти и политики
  3. Опора власти на силу
  4. Невмешательство во внеполитические сферы жизни общества
  1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.
  2. Выборность основных органов государства
  3. Равноправие граждан и прежде всего - равенство их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений.
Зрелость  гражданского общества неразвитость неразвитость высокая

3. Какая из причин не обусловливает воспроизводства авторитарных режимов:

    а) высокая степень конфликтности  в обществе:

    б) неразвитость гражданского общества;

    в) политический плюрализм;

    г) существование делегативной демократии.

4. Выберите из предложенных положений гарантии функционирования демократического политического режима:

    а) система контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов аппарата;

    б) своевременное полное политическое информирование граждан;

    в) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

    г) ограничение срока  пребывания в представительных органах.

5. Политический режим  представляет собой:

    а) совокупность взаимодействий, посредством которых распределяются ценности в обществе;

    б) совокупность политических норм и ограничений, организующих взаимоотношения людей по поводу распределения и осуществления власти;

    в) упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;

    г) возможность определенных групп реализовать свою волю вопреки сопротивлению других. 
     
     
     

               

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    1. Гайдар, Е. Т. Авторитарные режимы : причины нестабильности [Текст] /Е. Т. Гайдар // Общественные науки и современность. 2006. № 5
    2. Лаптин, В. В. Политическое самоопределение российского общества [Текст] / В. В. Лаптин, В. И. Лаптин // Общественные науки и современность. 2006. № 4.
    3. Соловьев, А. И. Политология : политическая теория, политические технологии [Текст] / А. И. Соловьев. М., 2001.
    4. Шилобод М.И.,  Петрухин  А.С.,  Кривошеев В.Ф.  Политика  и право.  М., «Дрофа», 1996
    5. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

        6. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнительный анализ. – СПб, 1995. 

Информация о работе Политические режимы