Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Широко известна, например, его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику – верховенству политической воли либо индивидуально определенного физического лица, либо “элитарной”, “аристократической” социальной группы, либо большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления.

Содержание

Введение 3
1 Понятие политического режима, его сущность и основные признаки 5
2 Характеристика основных типов политических режимов 7
Заключение 13
Тест 14
Список используемых источников 16

Работа содержит 1 файл

Политические режимы.docx

— 44.79 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет» 

Центр дистанционного образования 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология

по теме: Политические режимы 
 
 
 
 
 

                Исполнитель: студент(ка)

                Направление экономика

                Профиль Экономика труда

                Группа ЭТР-11 КТ

                Ф.И.О  Боровкова Олеся Александровна 
                 
                 
                 
                 

Краснотурьинск

2011 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1 Понятие политического режима, его сущность и основные признаки 5
2 Характеристика основных типов политических режимов 7
Заключение 13
Тест 14
Список  используемых источников 16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы  и государства в целом, выступает  политический режим (от лат. regimen – управление).

     Даже  в настоящее время, вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Так, в Конституционном  праве «политический режим» называется устаревшей категорией, а на смену  ему предлагается использовать термин «государственный режим». В отечественной  теории государства и права политический режим рассматривается в качестве еще одной, после формы правления и формы государственного устройства, характеристики государства, раскрывающей совокупность методов осуществления государственной власти. В рамках политологии опять таки выделяются понятия «государственный режим» и «политический режим» содержание, которых далеко не равнозначны: Если первое понятие в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то второе... есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в данном обществе в данный момент исторического развития

     Широко  известна, например, его трактовка  в качестве характеристики государственной  власти по формальному источнику  – верховенству политической воли либо индивидуально определенного  физического лица, либо “элитарной”, “аристократической” социальной группы, либо большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной “Политикой” Аристотеля, однако сегодня  на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических  или тоталитарных традиций, а провозглашение республики – обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Пакистан, Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА, ЕГО  СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ 

     В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

     Политический  режим нередко рассматривается  в качестве характеристики государства, раскрывающей совокупность методов  осуществления государственной  власти. С позиций политологии  подобный подход следует признать ограниченным, поскольку он оставляет без внимания динамику взаимодействия государства  с другими компонентами политической системы и гражданским обществом, которая определяет меру и механизмы  реализации демократических прав и  свобод. Функционирование политической системы наряду с деятельностью  институтов государственной власти охватывает также и множество  других социальных процессов, отражающих реальную роль и интересы всех социальных слоев, групп, политических партий и  иных объединений в плане формирования властно-управленческих структур.

     Признаками  политического режима являются:

  • механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
  • порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями;
  • реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • существование системы сдержек и противовесов;
  • система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
  • характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное и каковы формы этого участия: организованные, стихийные;
  • состояние прав и свобод в обществе - признание или непризнание властью естественных неотчуждаемых прав личности и гражданина, реальность их гарантий;
  • способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
  • характер влияния, оказываемого политической культурой основных групп общества на динамику и направленность политического процесса;
  • наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством, существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
  • политический и юридический статус и роль армии в обществе;
  • политический и юридический статус средств массовой информации, наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.

      Итак, политический режим можно определить как совокупность характерных для  определенного типа государства  политических отношений, применяемых  властями средств и методов, сложившихся  отношений государственной власти и общества, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры и  сознания. 
 
 
 

     2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ  ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ 

     Тип политического режима определяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов, структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и  прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности, развитостью  общественно-политических традиций, доминирующим в обществе политическим сознанием  и поведением.

     Типология политических режимов:

  • демократический политический режим;
  • авторитарный политический режим;
  • тоталитарный политический режим.

        Демократический политический режим.

     Он  основывается на демократических методах и средствах властвования  и политического участия народа в принятии  властных  решений.                 Характеризуется следующими чертами:

  • источником власти в государстве является народ. Он избирает  власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь  на  собственное  мнение. Законы страны защищают народ от  произвола  власти  и  власть  от  произвола отдельных людей;
  • политическая власть носит легитимный характер и  осуществляет  свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной  принцип  политической жизни  демократического  общества  — "гражданам разрешено все,   что   не запрещено  законом,  а  представителям  власти  —  только  та  деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";
  • для  демократического   режима   характерно   разделение   властей (отделение друг  от  друга законодательной,  исполнительной   и   судебной власти). Парламент наделен исключительным  правом  издавать  законы.  Высшая исполнительная    власть    (президент,    правительство)    имеет     право законодательной,  бюджетной,  кадровой  инициативы.  Высший  судебный  орган наделен  правом  определять  соответствие  издаваемых  законов   конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
  • демократический  режим  характеризуется  правом  народа  влиять  на выработку политических решений (путем  одобрения  или  критики  в  средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности,   участия  в предвыборных   кампаниях).   Политическое   участие   народа   в   выработке принимаемых   решений   гарантируется   конституцией   страны,    а    также международными правовыми нормами.
  • важной  характеристикой  демократического   политического   режима является  политический  плюрализм,  предполагающий  возможность  образования двух- или многопартийной  системы,  конкуренция  политических  партий  и  их влияние  на  народ,  существование  на  законных   основаниях   политической оппозиции как в парламенте и вне его;
  • демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации  прав  человека.  К  ним  относятся  нормы,  правила  и  принципы взаимоотношений государства и граждан.

     Демократический  режим  предполагает  признание  за   гражданами широких  прав  и  свобод,   легально   действующие   оппозиционные   партии, формирование  правительства  теми  партиями,  которые  одержали  победу   на

 соответствующих выборах и т.д.

             Авторитарный  режим  – это система правления,  при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном  участии  народа.  Это одна  из  форм  политической  диктатуры.   В   роли   диктатора    выступает индивидуальный  политический  деятель  из  элитарной  среды   или   правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом  случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

           Сохраняются такие режимы с  помощью  аппарата  принуждения  и  насилия армии.  В  отличии  от  демократического  режима  власти,  где репрессивный аппарат действует в  рамках  закона,  в  авторитарном  государстве  средства насилия, наоборот,  держатся на виду. Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и  участие  в  политической  жизни  народа.  В таких условиях рядовые  граждане  вынуждены  повиноваться  законам,  платить налоги без личного участия в их обсуждении.

     Авторитарный   режим   обеспечивает   власть   индивидуального     или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им  не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на  власть – принцип авторитаризма. Вместе  с тем авторитарная власть не вмешивается  в те  области  жизни,  которые  непосредственно  не   связаны   с   политикой. Относительно независимыми могут  оставаться  (но  не  обязательно  остаются) экономика,  культура,  межличностные   отношения.   В   известных   пределах допускается  также  независимость  личности.  Короче   говоря,   государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют  институты гражданского общества.      

     Авторитарные  режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или  на основе не развитой политической и социальной структур общества.  Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от  тоталитаризма  к демократии заложена в психологической реакции людей на  кризисную  ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости.  Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом  страны  из  кризиса.

Информация о работе Политические режимы