Политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан - политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членам общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредствам объединения и организации.

Работа содержит 1 файл

5 семинар.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

   Если  какая-либо партия единолично формирует  правительство, то она, видимо, отвечает за осуществление власти. В истории ряда государств есть случаи, когда одна партия, добившись монополии на власть, путем нарушения законности и уничтожения оппозиции, укрепляя свою силу, сращивается с государственным аппаратом управления. Это явление называется партогосударством.

   Идеологическая функция - выработка идейно-политической доктрины - взаимоувязанные и систематизированные принципы, идеалы, ценности, цели и намерения, лежащие в основе деятельности партии. Партийная доктрина содержит анализ, с точки зрения идеалов и ценностей партии, характера общественно-политической жизни, политической власти, деятельности ее институтов и оценку осуществляемого правящей группы политического курса. Важным элементом идеологической функции является определение ориентиров и целей общественного развития в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и др. областях жизни общества.

   Идейно-политическая доктрина партии вырабатывается ее лидерами, принимается партийными органами и  фиксируется в программе партии, решениях и резолюциях съездов, конференций, референдумов. Политические идеи и ценности партии затем тиражируется в средствах массовой информации, пропагандируются членами партии.

   Организаторская функция осуществляется партиями в  формах их взаимодействия с органами государственной власти, другими партиями и населением.

   Таким образом, партия является связующим  звеном между государственной властью  и населением, превращает стихийные  формы политического поведения  и политической активности масс в  организованные действия. [1/220]

   Главную свою цель партия видит в завоевании власти путем подготовки и участия  в выборах, разработки программы  развития общества. Готовясь стать  правящей, политическая партия заранее  формирует, как правило, из числа  своих лидеров политическую элиту  для замещения государственных должностей и участия в управлении обществом. Придя к власти, партия стремится реализовать свою программу развития общества через госаппарат. Для партий, проигравших выборы или не получивших в ходе их значительного представительства в парламенте, важнейшей функцией становится организация внепарламентской или парламентской оппозиции и подготовка к следующим выборам.

   Помимо  названных функций партий постоянно  заботятся о материальной базе своей  деятельности (финансах, периодических изданиях и т.д.). Можно выделить основные источники финансирования:

   Членские  взносы (значительны для массовых партий);

   Сборы и пожертвования (средства дают организации, корпорации, лица и др.);

   Доходы  от предприятий, которыми владеют партии;

   Финансовая  поддержка от государства;

   Поддержка от солидарных зарубежных предприятий.

   Политические  партии - важный активный элемент политической системы, осуществляющий посредническую роль между государством и обществом. По своей сущности они изначально становились решающим фактором формирования государственной власти, трансформации интересов различных социальных общностей в реальную политику государства. Политические партии действуют в разнообразных исторических и социально-культурных условиях конкретных стран, что обусловило их многообразие. [1/221]

   д) Политическая борьба как средство власти

   Существование множества партий ведет к появлению  политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.

    Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки, так  и степени остроты взаимоотношений  между субъектами. Высшим проявлением  борьбы является гражданская война. Мирный характер борьбы - парламентская  деятельность. По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутри парламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры, стоящие во главе партии. В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев общества.

    Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.

    При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что  они включают:

    1) организации непосредственного,  прямого влияния на политические  решения, которые создаются при  государственных структурах (лобби, группы давления) и основная задача которых – налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками с последующим влиянием на их решения;

    2) организации, для которых политическая  функция является устойчивой, но  не основной (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребительские движения и т.д.);

    3) массовые движения, имеющие стихийную  природу. Например, демократические  по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану  окружающей среды и т.д.

    «Группы давления» и «группы интересов»   

   Аналогичным образом происходит становление  и социальной общности как совокупного  субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной группе или организации на основе исторически  сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность совокупного субъекта есть интегративный результат взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и в соответствии с известным законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми кооперативными параметрами. При этом коллективное сознание совокупного субъекта, отражаясь в определенных идеях, концепциях, программах политической деятельности, может в известной степени противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в социальной группе или организации и вынужденных считаться с совместно выработанными требованиями, принципами и ограничениями. Рассмотрение политического процесса как результата взаимодействия различных организованных групп людей предпринято в 20-е гг. XX в. Было положено начало новому направлению в науке. Оно исходило из групповой природы политики и поставило в центр внимания группы (организации, ассоциации) различного рода, создаваемые для защиты интересов и оказания давления на общественную власть с целью добиться от нее принятия решений, соответствующих интересам так называемых «групп давления» и «групп интересов». 
   Определяя различия между политическими партиями и группами давления, обычно указывают на то, что первые преследуют цель осуществления власти, а вторые ограничиваются оказанием влияния на власть, оставаясь при этом вне ее. В своей деятельности группы давления различаются по признаку: цели — группы, отстаивающие материальные интересы (protective groups), и группы, поддерживающие прежде всего идеологические, моральные принципы (promotional groups); рода — частные группы, общественные группы; структуры — массовые (типа профсоюзов) и кадровые (с ограниченным числом членов) группы, главным образом с закрытой структурой. Определение феномена групп давления включает необходимость сочетания трех элементов: существования организованной группы, защиты интересов и осуществления давления. В соответствии со степенью специализации и организованности групп выделяются четыре типа групп интересов: спонтанные — стихийные, эфемерные и часто ориентированные на насилие (например, манифестации, бунты); неассоциативные — неформальные, непостоянные и ненасильственные группировки, формирующиеся на основании родственных связей, вероисповедания и пр. и характеризующиеся отсутствием непрерывности существования, четкой организационной структуры; институциональные — формальные организации — партии, собрания, администрация, армия, церковь, наделенные и другими, кроме выражения интересов функциями, но обладающие способностью жить этими интересами (например, сплоченная группа офицеров, руководящий орган партии и т. п.); ассоциативные — добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации, — профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан, группы борцов за гражданские права. Эти группы обладают степенью организованности и специализации, характерной для эффективных групп давления. 
   Различия в общественных сферах деятельности позволяют выделить среди них пять типов групп: 
   1) организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы); 
   2) организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы); 
   3) организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов и т. д.); 
   4) организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т. д.); 
   5) организованные группы в политической сфере (экономические движения, движения за мир, за права женщин, национальные меньшинства и т. д.). В функции группы давления входят артикуляция (выражение) интереса, формулирование требований, предъявляемых политикам; передача информации о настроениях и требованиях масс властям; влияние на законодательные процессы; способствование в ходе контактов с властями выработке эффективных законов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, т. е. согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Данную функцию группы интересов выполняют наряду с политическими партиями. Для групп интересов это означает необходимость выбирать лишь те функции, которые имеют особое значение для достижения поставленных группой коллективных целей и обладают наилучшими шансами для выполнения. 
   Для групп давления значима и такая функция, как интеграция, заключающаяся в приближении интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Руководство группы объясняет смысл предпринимаемых действий рядовым участникам и призывает их действовать в соответствии с достигнутыми соглашениями. Тем самым укрепляется консенсус в обществе. 
   Группы давления могут также служить функциональной заменой партий, если последние оказываются неспособными осуществлять агрегирующую функцию в обществе. Влияя на власть, эти группы своей деятельностью воздействуют и на партии, поддерживающие или контролирующие ее. В качестве издержек воздействия групп интересов исследователи называют общественный протекционизм как результат требований групп сохранить достигнутые позиции и права; управленческий застой как следствие блокирования организованными группами инициатив правительства; отрицание коллективной дисциплины; нарушение равновесия между различными интересами. Различаются открытая и скрытая деятельность групп давления. Если речь идет о давлении, оказываемом на власть, то открытая деятельность выражается в информировании, консультировании или носит характер угроз, скрытая (латентная) — в шантаже, использовании финансовыми группами кредитов и денег для подкупа, коррупции. Опасность закрытого влияния групп интересов состоит в том, что они могут выйти за рамки присущих им функций, связанных с передачей требований и воздействием на власть, и начать осуществлять собственно властные полномочия под прикрытием официальных государственных институтов. 
   Воздействуя на общественное мнение, группы давления используют метрды как принуждения (забастовки, создание помех для общественного порядка), так и убеждения (пропаганда и информирование). Решение этой проблемы — реализация принципа открытости, гласности в деятельности государственных органов. Этот принцип включает в себя право граждан на получение информации и право средств массовой информации на свободу слова. Открытость деятельности государственных органов становится условием эффективности и качества их работы. Эффективность деятельности групп интересов зависит от ресурсов, которыми они обладают. Наиболее важные ресурсы — количественный состав и организация. Хотя масштаб организации и имеет значение, но он может быть компенсирован другими факторами или ресурсами, например организованной сплоченностью. Неассоциированные группы, в которых отсутствует элемент формальной организации и сплоченности, обычно слабы, их численность неадекватна производимому ими эффекту. 
   Другой важный ресурс, особенно характерный для влиятельных экономических групп в промышленно развитых странах, — это владение собственностью или экономическая власть. Группы интересов, представляющие бизнес, например, оказывают влияние благодаря возможности создавать или сокращать рабочие места, ведущие профсоюзы влияют посредством организации забастовок. 
   Важная роль принадлежит и таким ресурсам как информация, квалификация, опыт. Группы интересов, имея соответствующие знания и подготовленных экспертов, особенно влиятельны в тех случаях, когда политический вопрос предполагает решение сложных технических проблем.

2. Политические партии  современной России 

    
       Наименование  политической партии    Дата  регистрации     
   1    Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»    18.12.2001     
   2    Политическая  партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»    06.03.2002     
   3    Политическая  партия «Либерально-демократическая  партия России»    04.04.2002     
   4    Российская  объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»    25.04.2002     
   5    Политическая  партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»    25.04.2002     
   6    Политическая  партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»    23.12.2002     
   7    Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»    11.02.2009     
                   

Сравнительный анализ Программ ведущих  политических сил.

Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы.

Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Главные ценности.
  • “Единая Россия”: свобода, закон, справедливость и согласие (однако, в дальнейшем понятие “свобода” как бы “исчезает” из Программы).
  • КПРФ: народовластие, справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека, социализм и в будущем коммунизм.
  • Демократы: свобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика и др.

2.Отношение  к государству.

  • “Единая Россия” – “сильное государство”. Первым приоритетом в данной сфере названа “сильная президентская власть”. Весьма показательны также формулировки о “сотрудничестве всех ветвей власти” и о “повышении политической ответственности депутатов всех уровней”. Слово “демократия” не употребляется, напротив, авторитаризма и тоталитаризма.
  • КПРФ – на смену действующего правительства должно прийти правительство национального спасения. В последующем, с приходом к власти образовать правительство народного доверия подотчётное высшим представительным органам власти страны (Советам).

Демократы – демократизация политической системы, т.е. при наличии необходимой общественной поддержки партии должны возможность проводить соответствующий политический и социально-экономический курс. Возможность наличия правящей партии (как на Западе).

3.Экономический  раздел.

  • “Единая Россия” - подчёркивается роль государства в обеспечении законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет – высокотехнологичной отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания о частной собственности! Раздел слабый.
  • КПРФ – государственное регулирование экономическими процессами. Восстановление общенародной, либо коллективной собственности. Недопущение частной собственности на землю. Монополия внешней торговли на стратегически важные товары.

Демократы – частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Среди либералов есть разногласия: СПС ориентирована на ортодоксальный либерализм XIX века, отрицающий какую-либо роль государства в экономике и не имеющий в числе своих целей социальное государство; “Яблоко” ориентировано на обновлённый либерализм XXI века, признающий ответственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение “провалов рынка”; один из приоритетов “Яблока” - социальное государство.

4. Социальный раздел.

  • “Единая Россия” - сильная социальная политика, высокая степень социальной защиты, эффективная система социальных гарантий. Но на первом месте среди приоритетов фигурирует вполне либеральный: “формирование условий, в которых большинства населения будет способно самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы”. (Т.е. отказ от излишеств государственного патернализма.)
  • КПРФ – принятия законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума; возврат гражданам гарантированные социально-экономические права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспеченную старость; стабилизация и снижение цен на основные виды товаров и услуг и т.д.

Информация о работе Политические партии