Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:51, реферат
Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан - политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членам общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредствам объединения и организации.
Если какая-либо партия единолично формирует правительство, то она, видимо, отвечает за осуществление власти. В истории ряда государств есть случаи, когда одна партия, добившись монополии на власть, путем нарушения законности и уничтожения оппозиции, укрепляя свою силу, сращивается с государственным аппаратом управления. Это явление называется партогосударством.
Идеологическая функция - выработка идейно-политической доктрины - взаимоувязанные и систематизированные принципы, идеалы, ценности, цели и намерения, лежащие в основе деятельности партии. Партийная доктрина содержит анализ, с точки зрения идеалов и ценностей партии, характера общественно-политической жизни, политической власти, деятельности ее институтов и оценку осуществляемого правящей группы политического курса. Важным элементом идеологической функции является определение ориентиров и целей общественного развития в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и др. областях жизни общества.
Идейно-политическая
доктрина партии вырабатывается ее лидерами,
принимается партийными органами и
фиксируется в программе
Организаторская функция осуществляется партиями в формах их взаимодействия с органами государственной власти, другими партиями и населением.
Таким образом, партия является связующим звеном между государственной властью и населением, превращает стихийные формы политического поведения и политической активности масс в организованные действия. [1/220]
Главную свою цель партия видит в завоевании власти путем подготовки и участия в выборах, разработки программы развития общества. Готовясь стать правящей, политическая партия заранее формирует, как правило, из числа своих лидеров политическую элиту для замещения государственных должностей и участия в управлении обществом. Придя к власти, партия стремится реализовать свою программу развития общества через госаппарат. Для партий, проигравших выборы или не получивших в ходе их значительного представительства в парламенте, важнейшей функцией становится организация внепарламентской или парламентской оппозиции и подготовка к следующим выборам.
Помимо названных функций партий постоянно заботятся о материальной базе своей деятельности (финансах, периодических изданиях и т.д.). Можно выделить основные источники финансирования:
Членские взносы (значительны для массовых партий);
Сборы и пожертвования (средства дают организации, корпорации, лица и др.);
Доходы от предприятий, которыми владеют партии;
Финансовая поддержка от государства;
Поддержка от солидарных зарубежных предприятий.
Политические партии - важный активный элемент политической системы, осуществляющий посредническую роль между государством и обществом. По своей сущности они изначально становились решающим фактором формирования государственной власти, трансформации интересов различных социальных общностей в реальную политику государства. Политические партии действуют в разнообразных исторических и социально-культурных условиях конкретных стран, что обусловило их многообразие. [1/221]
д) Политическая борьба как средство власти
Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку ее цель - достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.
Формы политической борьбы разнообразны
и зависят как от обстановки, так
и степени остроты
Понятие «общественно-политические движения» включает различные объединения граждан, ассоциации, союзы и т.п., которые не входят в государственные и партийные структуры, но являются субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединений – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности до сугубо политических, не имеющих четкого организационного ядра. Это многообразие создает трудности при типологизации движений, анализе их идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью.
При характеристике общественно-политических движений следует учитывать, что они включают:
1)
организации непосредственного,
2)
организации, для которых
3) массовые движения, имеющие стихийную природу. Например, демократические по своему характеру движения: антивоенные, молодежные, за охрану окружающей среды и т.д.
«Группы давления» и «группы интересов»
Аналогичным
образом происходит становление
и социальной общности как совокупного
субъекта политики, цели и действия
которого отражают коллективное сознание
индивидов, объединенных в данной группе
или организации на основе исторически
сложившихся устойчивых общественных
связей. Деятельность совокупного субъекта
есть интегративный результат взаимодействия
составляющих его индивидуальных субъектов
и в соответствии с известным законом
системности отличается от простой суммы
их персональных качеств некоторыми новыми
кооперативными параметрами. При этом
коллективное сознание совокупного субъекта,
отражаясь в определенных идеях, концепциях,
программах политической деятельности,
может в известной степени противостоять
личностному сознанию индивидов, представленных
в социальной группе или организации и
вынужденных считаться с совместно выработанными
требованиями, принципами и ограничениями.
Рассмотрение политического процесса
как результата взаимодействия различных
организованных групп людей предпринято
в 20-е гг. XX в. Было положено начало новому
направлению в науке. Оно исходило из групповой
природы политики и поставило в центр
внимания группы (организации, ассоциации)
различного рода, создаваемые для защиты
интересов и оказания давления на общественную
власть с целью добиться от нее принятия
решений, соответствующих интересам так
называемых «групп давления» и «групп
интересов».
Определяя различия между политическими
партиями и группами давления, обычно
указывают на то, что первые преследуют
цель осуществления власти, а вторые ограничиваются
оказанием влияния на власть, оставаясь
при этом вне ее. В своей деятельности
группы давления различаются по признаку:
цели — группы, отстаивающие материальные
интересы (protective groups), и группы, поддерживающие
прежде всего идеологические, моральные
принципы (promotional groups); рода — частные группы,
общественные группы; структуры — массовые
(типа профсоюзов) и кадровые (с ограниченным
числом членов) группы, главным образом
с закрытой структурой. Определение феномена
групп давления включает необходимость
сочетания трех элементов: существования
организованной группы, защиты интересов
и осуществления давления. В соответствии
со степенью специализации и организованности
групп выделяются четыре типа групп интересов:
спонтанные — стихийные, эфемерные и часто
ориентированные на насилие (например,
манифестации, бунты); неассоциативные
— неформальные, непостоянные и ненасильственные
группировки, формирующиеся на основании
родственных связей, вероисповедания
и пр. и характеризующиеся отсутствием
непрерывности существования, четкой
организационной структуры; институциональные
— формальные организации — партии, собрания,
администрация, армия, церковь, наделенные
и другими, кроме выражения интересов
функциями, но обладающие способностью
жить этими интересами (например, сплоченная
группа офицеров, руководящий орган партии
и т. п.); ассоциативные — добровольные,
специализирующиеся на выражении интересов
организации, — профсоюзы, группировки
деловых людей или промышленников, этнические
или религиозные ассоциации граждан, группы
борцов за гражданские права. Эти группы
обладают степенью организованности и
специализации, характерной для эффективных
групп давления.
Различия в общественных сферах деятельности
позволяют выделить среди них пять типов
групп:
1) организованные группы в экономической
сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские
ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);
2) организованные группы в социальной
сфере (объединения ветеранов, общества
инвалидов, благотворительные союзы);
3) организованные группы в сфере досуга
и отдыха (спортивные союзы, союзы филателистов
и т. д.);
4) организованные группы в сфере религии,
науки и культуры (церкви, секты, научные
ассоциации, союзы художников, писателей,
артистов и т. д.);
5) организованные группы в политической
сфере (экономические движения, движения
за мир, за права женщин, национальные
меньшинства и т. д.). В функции группы давления
входят артикуляция (выражение) интереса,
формулирование требований, предъявляемых
политикам; передача информации о настроениях
и требованиях масс властям; влияние на
законодательные процессы; способствование
в ходе контактов с властями выработке
эффективных законов. Следующей функцией
групп интересов является агрегация интересов,
т. е. согласование посредством дискуссий
множества частных требований и установление
между ними определенной иерархии. Данную
функцию группы интересов выполняют наряду
с политическими партиями. Для групп интересов
это означает необходимость выбирать
лишь те функции, которые имеют особое
значение для достижения поставленных
группой коллективных целей и обладают
наилучшими шансами для выполнения.
Для групп давления значима и такая функция,
как интеграция, заключающаяся в приближении
интересов, которые различные группировки
представляют вовне, к мнениям их рядовых
членов. Руководство группы объясняет
смысл предпринимаемых действий рядовым
участникам и призывает их действовать
в соответствии с достигнутыми соглашениями.
Тем самым укрепляется консенсус в обществе.
Группы давления могут также служить
функциональной заменой партий, если последние
оказываются неспособными осуществлять
агрегирующую функцию в обществе. Влияя
на власть, эти группы своей деятельностью
воздействуют и на партии, поддерживающие
или контролирующие ее. В качестве издержек
воздействия групп интересов исследователи
называют общественный протекционизм
как результат требований групп сохранить
достигнутые позиции и права; управленческий
застой как следствие блокирования организованными
группами инициатив правительства; отрицание
коллективной дисциплины; нарушение равновесия
между различными интересами. Различаются
открытая и скрытая деятельность групп
давления. Если речь идет о давлении, оказываемом
на власть, то открытая деятельность выражается
в информировании, консультировании или
носит характер угроз, скрытая (латентная)
— в шантаже, использовании финансовыми
группами кредитов и денег для подкупа,
коррупции. Опасность закрытого влияния
групп интересов состоит в том, что они
могут выйти за рамки присущих им функций,
связанных с передачей требований и воздействием
на власть, и начать осуществлять собственно
властные полномочия под прикрытием официальных
государственных институтов.
Воздействуя на общественное мнение,
группы давления используют метрды как
принуждения (забастовки, создание помех
для общественного порядка), так и убеждения
(пропаганда и информирование). Решение
этой проблемы — реализация принципа
открытости, гласности в деятельности
государственных органов. Этот принцип
включает в себя право граждан на получение
информации и право средств массовой информации
на свободу слова. Открытость деятельности
государственных органов становится условием
эффективности и качества их работы. Эффективность
деятельности групп интересов зависит
от ресурсов, которыми они обладают. Наиболее
важные ресурсы — количественный состав
и организация. Хотя масштаб организации
и имеет значение, но он может быть компенсирован
другими факторами или ресурсами, например
организованной сплоченностью. Неассоциированные
группы, в которых отсутствует элемент
формальной организации и сплоченности,
обычно слабы, их численность неадекватна
производимому ими эффекту.
Другой важный ресурс, особенно характерный
для влиятельных экономических групп
в промышленно развитых странах, — это
владение собственностью или экономическая
власть. Группы интересов, представляющие
бизнес, например, оказывают влияние благодаря
возможности создавать или сокращать
рабочие места, ведущие профсоюзы влияют
посредством организации забастовок.
Важная роль принадлежит и таким ресурсам
как информация, квалификация, опыт. Группы
интересов, имея соответствующие знания
и подготовленных экспертов, особенно
влиятельны в тех случаях, когда политический
вопрос предполагает решение сложных
технических проблем.
2.
Политические партии
современной России
№ | Наименование политической партии | Дата регистрации | |
1 | Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» | 18.12.2001 | |
2 | Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» | 06.03.2002 | |
3 | Политическая партия «Либерально-демократическая партия России» | 04.04.2002 | |
4 | Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» | 25.04.2002 | |
5 | Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» | 25.04.2002 | |
6 | Политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» | 23.12.2002 | |
7 | Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО» | 11.02.2009 | |
Сравнительный анализ Программ ведущих политических сил.
Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы.
Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.
2.Отношение к государству.
Демократы – демократизация политической системы, т.е. при наличии необходимой общественной поддержки партии должны возможность проводить соответствующий политический и социально-экономический курс. Возможность наличия правящей партии (как на Западе).
3.Экономический раздел.
Демократы – частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Среди либералов есть разногласия: СПС ориентирована на ортодоксальный либерализм XIX века, отрицающий какую-либо роль государства в экономике и не имеющий в числе своих целей социальное государство; “Яблоко” ориентировано на обновлённый либерализм XXI века, признающий ответственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение “провалов рынка”; один из приоритетов “Яблока” - социальное государство.
4. Социальный раздел.