Политические партии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:10, реферат

Описание работы

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников (субъектов политики), среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Сегодня трудно представить себе государство, в котором не было хотя бы одной политической партии. В подавляющем большинстве государств современного мира существуют двух- или многопартийные системы.

Содержание

1. Понятие политической партии ……………………………………………………………………………………… 2
2. Функции политических партий ………………………………………………………………………………………. 8
3. Типология партий и партийных систем ………………………………………………………………………11
4. Особенности партийной системы России …………………………………………………………………..20
5. Список использованной литературы …………………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Политич партии.docx

— 41.76 Кб (Скачать)

 

Разумеется, любая  типология условна, но она помогает лучше ориентироваться в сложных  и многообразных явлениях политической и партийной жизни общества.

Классификация партий 

По классовой  природе:

·         рабочие: социал-демократические, коммунистические;

·         буржуазные: мелкобуржуазные, национальной буржуазии, торгово-ростовщической буржуазии;

·         средних слоёв: демократические;

·         крестьянские;

·         межклассовые: рабоче-крестьянские, интеллигенции, националистические, конфессионные, трибалистские (племенные).

По средствам  политической деятельности:

·         преимущественно парламентские;

·         преимущественно внепарламентского действия.

По отношению  к существующему общественному  строю:

·         революционные

·         реформистские

·         либеральные

·         консервативные

По типу организационной  структуры:

·         кадровые

·         массовые: жёстко или гибко организованные

По месту и  роли в политической системе общества:

·         доминирующие (правящие или неправяище) или маловлиятельные

·         левые, центристские, правые

·         оппозиционные

По отношению  к форме государственного устройства:

·         унитаристские

·         федералистские

·         сепаратистские

По отношению  к идеологии:

·         жестоко идеологизированные: ортодоксальные или неортодоксальные

·         прагматические: классовые или избирательные

В зависимости  от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между  собой и политической системой в  целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой  партий”. Партийная система выступает  как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация  различных систем партий и моделей  связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они  формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального  фронта. Если в соревновательных партийных  системах на первое место выдвигаются  традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции  партий, то в несоревновательных —  правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества. Так, в странах "государственного социализма“ правящая партия обычно делала упор на централизованное политико-идеологическое просвещение и воспитание масс, мобилизуя их на выполнение различных видов общественно необходимой деятельности. В развивающихся странах руководящая партия используется для концентрации ресурсов власти, строгого контроля над всеобщей жизнью.

Двухпартийные системы. Двухпартийные (Великобритания, США) и многопартийные системы существуют в большинстве стран мира. Число  партий может колебаться от 3 – 4 (в  Бельгии, Германии или Австрии), до 80 (в современной России).

Характерная особенность  этих систем состоит в том, что  они достаточно стабильны и облегчают  процесс агрегации требований. В  их рамках избиратель получает возможность  выбора между альтернативными решениями  и лицами, на которых возлагается  их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система  в определённой степени “стабилизирует”  правительство, поскольку партия, стоящая  у власти, обычно обладает парламентским  большинством.

Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими  в рамках соответствующей политической системы. Примером “жёсткой” двухпартийности  может служить система руководства, сложившаяся в Великобритании. При  принятии важных политических решений  все депутаты от каждой из основных партий — лейбористской или консервативной — должны голосовать строго в заданном “русле”. Нарушение партийной дисциплины карается достаточно строго.

Гибкая двухпартийная  система существует в США. Та конгрессмен  может голосовать более свободно и меньше принимать во внимание позицию  руководства партии. Однако конгрессмены этой страны подвергаются постоянному  “лоббированию”, и вопрос о степени  их свободы в принятии политических решений является в определённой степени проблематичным.

Существует модифицированная двухпартийная система. Её ещё иногда называют системой “двух с половиной” партий. На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное  большинство голосов в несколько  процентов, поэтому она вынуждена  идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной  партией.

Многопартийные  системы. Формирование многопартийных систем является следствием нескольких факторов, среди которых можно  выделить исторические, национальные, социальные, институциональные и  идеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или  двухпартийная система. Многопартийности так же способствует пропорциональное представительство и мажоритарная избирательная система с голосованием в два тура. Такая же система  с голосованием в один тур может  порождать тенденцию к двухпартийности.

Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, так же способствует формированию многопартийной системы. Наличие влиятельной крестьянской партии является ещё одним аргументом в пользу многопартийности.

Многопартийные  системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют  и определённые недостатки. Так, в  отличие от двухпартийности, мультипартийные  системы неудовлетворительно отвечают целям агрегации требований. Как  известно, двухпартийность побуждает  каждую из соперничающих партий максимально  расширять свой электорат. При этом эффективность политической системы  увеличивается. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа  избирателей, власть может быть блокирована  множеством противоречивых действий субъектов  политики. Далее, свобода выбора между  программами различных партий в  условиях многопартийности, как это  ни парадоксально, может сужаться. Это  связано с тем, что решения, касающиеся жизни каждого избирателя и принимаемые  депутатами, опосредуется коалициями и компромиссами между различными партиями. Наконец, многопартийность в  ряде случаев может вести к  отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство. Коалиционный характер правительств, как правило, ведёт к нестабильности. Вместе с  тем указанных недостатков можно  в определённой степени избежать, если сформировать партийные коалиции, предлагающие избирателям общую  платформу и координирующие свои действия хотя бы в парламенте.

Многопартийные  системы с господствующей партией. Понятие “господствующая партия”  принадлежит М. Дюверже. Им он обозначал  действующую в условиях многопартийности партию, которая на протяжении длительного  времени имеет явное превосходство  над соперничающими организациями  и проводит линию на самоотождествление с нацией в целом. Например, Индийский  национальный конгресс в 50-70-е годы.

Достоинство данной системы состоит в том, что  она может обеспечить определённую стабильность достаточно продолжительное  время. Недостатки — в укреплении внепарламентской оппозиции, отстранение  от представительства в различных  органах власти определённой части  электората.

В мире наблюдается  тенденция к развитию двух_ и многопартийности. В 90-е годы XX века многопартийность (двухпартийность) являлась характерной  чертой политических систем практически  во всех обществах “массового потребления”, “охватывала” 30% обществ “индустриального развития”, 10% “переходных” обществ  и “традиционных цивилизаций”.

Следует иметь  в виду, что большее число политических партий совсем не обязательно означает возрастающую степень демократичности  общества. Для анализа этого вопроса  необходим более широкий подход, увязывающий тип партийных систем с характером правящего режима, рассмотрение состояния прав и свобод человека, характер участия людей в политике, уровень их доходов и других факторов.

Партийно-паламентский механизм во многих странах достиг значительной гибкости и отлаженности. Однако опыт последних десятилетий  обнаружил его слабые стороны. Партии, особенно массовые, стали довольно громоздкими структурами, возник обширный слой профессиональных партийных функционеров, обособленных от рядовых членов. Партийная  и партийно-парламентская политика всё чаще воспринимается избирателями как некая оторванная от живой  жизни сфера, со своим условным языком, закулисными интригами и не всегда оправданными претензиями выступать  от имени граждан. В результате многие люди проявляют слабый интерес к  партиям, голосуют за них от случая к случаю, исходя, скорее, из сиюминутных  интересов, электоральной политики, нежели в силу внутренней прочной  связи с той или иной партией.

Существенное  влияние на характер деятельности политических партий оказывают средства массовой информации. Современная множительная техника и компьютеризация позволяют  получать и обрабатывать информацию, минуя конвейер партийных инстанций. В результате даже немногочисленная партия с хорошо оснащённым современными СМИ штабом может иметь устойчивые контакты со многими политическими  институтами, с различными слоями общества.

В ряде стран  наличествует кризис “партийной формы”. Он обусловлен тем, что меняется облик  общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится всё труднее  представить в цельной программе, служащей объединяющим началом; в обществе проявляется тенденция прямого  выражения интересов и прямого  влияния на государственные институты. Кроме того, утверждается тенденция  “секуляризации” политики, в связи  с чем уменьшились притягательная сила идеологий, доверие к глобальным и всеобъемлющим концепциям; цели и идейные ценности не стали менее  необходимыми, но доверие к ним  теперь основывается не на их включённости в долговременную программу, а на соответствии повседневной реальности. Отсюда — возникновение движений вокруг конкретных целей и вопросов, понижение роли такого посредника, как партия. Наконец, возрастает воздействие  СМИ на формирование общественного  сознания и позиций общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию  партии.

Одновременно  действует тенденция к обновлению политических партий, их формы, характера  деятельности. Речь идёт об обретении  партиями, их лидерами новой политической культуры, для которой характерно понимание того, что “политика  не существует ради политики”; в ней  особенно важны морально-нравственные детерминанты партийного поведения  и деятельности, акцент на демократию, права и свободы личности, плюрализм  мнений, на объединяющие ценности, методы политического реализма, ориентацию на человека как главную ценность человеческой жизни.

Осознаётся необходимость  преодоления жестокого централизма  и бюрократизма даже в партиях  “демократического централизма”. Оценка целей и идеалов, проверка соответствия им решений и программ не должна являться прерогативой некой  руководящей группы, монопольно владеющей  орудиями такой оценки и проверки. Накопленный демократический и  коллективный опыт может помочь найти  правильное соотношение между дискуссией, ответственностью и способностью действовать  в единстве.

Партии нуждаются  в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения  в обществе и взаимодействовать  с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко  выраженным требованиям, но и активно  действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды.

Информация о работе Политические партии