Политические партии в политической системе России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

целью курсовой работы является характеристика политических партий в политической системе общества, раскрытие понятий и значения для общества, характеристика взаимоотношений этих понятий и выявление роли государство в этих взаимоотношениях.
Таким образом, задачами курсовой работы является:
1) раскрытие понятия и значения политической системы общества;
2) характеристику структуры политической системы общества;
3) раскрытие понятия и сущности политических партий в системе общества;
4) характеристика взаимоотношений между государством, политической системой и политическими партиями в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Политические партии в политической системе - копия.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

Анализируя  политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-организованном обществе. На первых порах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения. Аристотель упоминает о трех партиях: горы, равнины, прибрежной части. В процессе эволюции политической системы усилилось влияние церкви на ее функционирование, что отразилось в известном противоборстве сторонников светской власти папы и сильной королевской власти (партия гвельфов и гибеллинов).

''Политическая система  — это универсальная управляющая  система государственно-организованного  общества, компоненты которой связаны  политическими отношениями и  которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

Так, по мнению Г. Алмонда, "политическую систему можно определить как комплекс взаимодействующих  ролей или как структуру ролей, если понимать под структурой систематизацию взаимодействий"10. А по определению А.И. Соловьева, политическую систему следует понимать "как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовать свои цели и намерения"11.

В основе этих определений  лежит представление о системе  как об известной совокупности вещей, взаимодействующих столь непосредственно, что это взаимодействие в значительной степени определяет их поведение. Иными словами, сведение поведенческих интенций к взаимодействиям внутри совокупности лишь подчеркивает ту или иную сторону реального поведения. И коль скоро эти взаимодействия являются проявлениями статусов и статусных ролей, то и полнота рассмотрения их предполагает учет смысловых различий между ними с одновременным рассмотрением их в контекстах семантических инвариантов. Кроме того, сведение отдельных вещей совокупности к отношениям означает сведение самой совокупности к ее структуре, которая является системообразующим многоместным отношением, взятым в абстракции от соединяемых им вещей.

Таким образом, понятия  статусов и статусных ролей всегда будут связаны с чем-то искусственно установленным. В широком смысле их природа обусловлена прихотью случая, в юридическом - с волей законодателя. Но поскольку политическая власть в обществе всегда реализуется в форме права, постольку конституционно-правовой статус политических партий, действующих как факторы политики в социально асимметричных пространствах, находит свою объективацию в понятии легитимности12.

Для того чтобы  правильно определить структуру  политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут являться их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).

Особо следует  подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного  института политической системы  означает13: во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; во-вторых, быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и противостоя им; в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости  от этого критерия к числу собственно политических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерный их признак — прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической

В предыдущем издании курса лекций этот критерий назывался «уставностъ», что следует  признать не совсем удачным.

Политическая  система — это совокупность взаимодействующих  между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства1. Основное назначение этого многомерного образования — обеспечение целостности, единства действий людей в политике.

Формирование политической системы связано с постепенным приобретением политическими отношениями ряда существенных признаков14.

Во-первых, это  устойчивая взаимозависимость различных  элементов политической жизни. Если такой взаимозависимости нет, возникает  состояние, противоположное целостности, системности, - распад, дезинтеграция общества.

Во-вторых, упорядоченность  политических отношений, наличие оптимального сочетания их стабильности и развития. Значение упорядоченности в обществе определяется тем, что она служит важнейшим условием продуктивного и целенаправленного изменения социальных отношений. Политическая жизнь - чрезвычайно динамичное явление, элементы неупорядоченности, нарушения сложившихся связей и способов их регуляции здесь постоянно присутствуют, ведь любое развитие связано с тем или иным нарушением стабильности. Но уровень неупорядоченности политических и социальных процессов не должно понижаться до такой черты, когда возникает очевидная и реальная угроза безопасности людей. Если это все-таки происходило государство не выполняет своей важнейшей функции, оно дает поддержку граждан, люди попросту отворачиваются от такой политической системы.

В-третьих, политическая система имеет культурное основа-это  общность ценностей, совокупность политических символов, убеждений, принятых членами политической общности. Интеграция в сфере политики возможны только при наличии определенной духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы понимать друг друга. Исторический опыт показывает, что политические системы, способные к длительному, стабильному существованию, такие ценности обязательно имеют. Их может быть немного, но они разделяются большинством членов общества, закладываются в системы воспитания, в сферу политической социализации.

В-четвертых, для политической системы характерно одновременное реагирование всех элементов на внешнее воздействие. Именно из взаимодействия, кооперации рождается способность политической системы к быстрой мобилизации необходимых ресурсов для решения той или иной общей проблемы. В этом случае государственные органы опираются на участие граждан, пользуются поддержкой разнообразных политических и общественных организаций, партий, находят одобрение в общественном мнении.

Таким, образом  существуют различные подходы в  исследовании политической системы, однако, несмотря на их многообразие, представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Институциональный подход заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, отмечает М. Н. Марченко, но и в анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон15.

Функциональный  подход связан с рассмотрением политической системы с точки зрения направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.

Регулярный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе политических норм всей системы нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.).

Идеологический  подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

В качестве самостоятельного следует выделить и личностный подход при исследовании политической системы, тем более что в философском  понимании первичным элементом  системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в различном политике-правовом состоянии.

В литературе нет единого мнения о понятии  политической системы и его соотношении  с понятием политической организации общества. Справедливости ради следует подчеркнуть, что развитие понятия политической системы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества16.

Утверждая, например, что правильное научное толкование и применение категории «политическая  система» позволяет не только преодолеть трудности, которые возникли в связи  с исследованием политической организации  общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества17.

Политическая  система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде политических организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, подчеркивает И. П. Ильинский, политическая организация общества Дает преимущественно институционную характеристику политической системы.

Основным  содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д.

Таким образом, сторонники более широкого понимания  политической системы (Ф. М. Бурлацкий, И. П. Ильинский) подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом политической системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества18.

Среди авторов19, разделяющих подобное представление о содержании политической системы и о ее соотношении с политической организацией общества, имеются некоторые расхождения во взглядах. Одни из них политическую систему общества полностью отождествляют с его политической сферой, считая, что последняя объединяет политические отношения (политическую деятельность) и политическую организацию общества, которая выступает по отношению к первым «как их материальный результат. В других случаях авторы, определяющие политическую систему как совокупность политических отношений, существующих в определенном классовом обществе, и их носителей — классов, наций и т.д., а также классовых организаций, представляющих и защищающих интересы отдельных классов и социальных групп, считают, что понятие политической системы классового общества близко к понятию политической надстройки над данным экономическим базисом.

На мой  взгляд, включение в содержание политической системы общества наряду с различными политическими отношениями и носителей этих отношений — классов, наций и т.д. необоснованно, ибо это неизбежно приведет к неправомерному смешению политической системы общества с социальной структурой или с социально-политической организацией общества.

Вторая точка  зрения (например, Н. Н. Разумовича) заключается  в рассмотрении политической системы  в качестве составной части политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования  для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как части политической организации общества.

Третья группа исследователей (Е. М. Чиркин, М. Н. Марченко)20 придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политической организации общества.

В целом, уважая позиции авторов различных точек  зрения, следует, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рассматривать  политическую систему в широком  смысле слова как категорию, более богатую, включающую в себя как политическую организацию общества, так и все иные проявления политической жизни.

Понятием  «система» обычно охватывается, по меньшей мере следующее: 1) множественность  элементов; 2) их взаимосвязь и взаимодействие (а это, естественно, не исключает их автономии); 3) целостный характер всего многообразия составных элементов системы; 4) связь системы со средой.

Учитывая  сказанное, можно дать следующее  определение.

Политическая  система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

Информация о работе Политические партии в политической системе России