Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:07, контрольная работа
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан. социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес.
Введение……………………………………………………………………….с. 3
1. Понятие «политической партии», ее признаки, функции и основные типы. Политические партии и политические движения…………………………..с. 4
2. Многообразие партийных систем. Особенности партийной системы современной России…………………………………………………………..с. 10
3. Сравнительный анализ партийных систем России, США и одной из европейских стран (Германии)………………………………………………с. 18
Заключение……………………………………………………………………с. 22
Список литературы……………………………………………………………с. 23
Партийные системы в различных странах мира обладают значительной спецификой и большим многообразием. На их конкретный облик оказывает воздействие исторические, экономические, социальные, идеологические, социо - культурные, этнические, правовые и иные факторы.
Исторически складывание типа партийной системы определяется глубинными политическими традициями, характером борьбы политических сил на различных этапах развития общества, особенностями функционирования власти. Говоря о влиянии экономических факторов, можно указать, в частности, на наличие или отсутствие многоукладного хозяйства в рамках той или иной страны. Принципиальное значение с точки зрения формирования партийной системы имеет характер социально-классовой структуры общества, особенности его социальной дифференциации, соотношение между основными социальными силами. Господство монистической или плюралистической идеологической системы во многом детерминирует однопартийность или многопартийность, складывающуюся в обществе, а степень распространенности конкретных идеологических течений определяет те мировоззренческие принципы, на которых строятся политические партии. Социокультурные факторы в существенной мере влияют на тип политической культуры, которая господствует в обществе, что, несомненно, сказывается на характере взаимоотношений между партиями; в этом отношении важное значение имеет также совокупность тех духовных ценностей, которые укоренены в народе и во многом определяют его отношение к политическим институтам. Неоднородность этнического состава населения страны может порождать усложненную партийную систему, отражающую национальное многообразие.
Особую роль в процессе складывания и развития партийных систем играет действующее в данном обществе законодательство, регулирующее правовые основы и порядок формирования и деятельности партийно - политических сил. При этом следует обратить внимание на сущность избирательной системы, от которой во многом зависит конкретный тип партийной системы, сложившейся в стране. Так, наиболее широко распространены мажоритарная (голосование за конкретного кандидата, победа которого определяется по большинству голосов) и пропорциональная (голосование по партийным спискам) системы представительства, а также смешанная система. Все они дают принципиально разные результаты при расстановке партийных сил в представительных органах. Кроме того, на практическое влияние политических партий могут существенно влиять избирательные ограничения (цензы) для определенных категорий населения в тех странах, где они существуют.
Большинство из предлагаемых в литературе типологий партийных систем носит количественный характер, поскольку их главным критерием является число партий, действующих на политической арене. Однако этот на первый взгляд чисто формальный критерий чрезвычайно важен. Как правило, при классификации партийных систем во внимание принимаются следующие критерии:
В
соответствии с наиболее распространенной
методикой все партийные
Многопартийная система (интегральная многопартийность) характеризуется значительным количеством политических партий, имеющих общенациональное значение и играющих самостоятельную роль в политической жизни. Как правило, в условиях многопартийности ни одна из представленных в парламенте партий не в состояние самостоятельно создать правительство, а поэтому исполнительная власть формируется на коалиционной основе. Многопартийность означает, что в обществе посредством многочисленных политических партий представлены интересы самых различных слоев населения (широкое представительство на основе дифференциации), однако они не в состоянии эффективно агрегировать эти интересы и разрозненные требования, а также гармонизировать их.
Таким
образом, создавая широкие возможности
дл выражения интересов и
Двухпартийная система складывается на основе взаимодействие двух крупных и наиболее влиятельных в стране политических партий. Двухпартийность не означает отсутствия других партий, в том числе на общенациональном уровне, однако все они практически не вмешиваются в противоборство ведущих политических сил.
В условиях двухпартийности каждая из ведущих политических партий обладает возможностью и способна по результатам выборов самостоятельно сформировать правительство. Изменения в симпатиях избирателей ведут к попеременной смене основных партий у руля руководства страной. В силу того, что обе партии ориентируются на достаточно близкие социальные слои, меняется не принципиальный курс государственной политики, а акценты в его реализации. Тем самым достигается необходимая стабильность власти.
Разновидностью
двухпартийной системы
Значительно
распространение имеет в
Эта партийная система, обладая достаточной стабильностью и определенной эффективностью, в то же время содержит в себе тенденцию к консервации лидерства одной политической силы, а в известных случаях - и к косности политической жизни. Она может также стать переходной ступенью к однопартийной системе, если перерастает в многопартийность со сверхгосподствующей партией, когда подавляется всякая политическая конкуренция.
Однопартийная система, выступающая как система неконкурентного типа, характеризуется полным отсутствием политического плюрализма и, строго говоря, не представляет собой систему партий. Условия ее формирования могут быть различны: она складывается в результате недостаточно развитой социальной дифференциации, господства патриархальных традиций (развивающиеся страны), а также под воздействием конкретно-исторических факторов (в результате войны в СССР).
Однопартийная система способно демонстрировать высокую социальную эффективность, особенно в экстремальных условиях развития страны, кроме того, она обладает особыми мобилизационными способностями. Ее «врожденными» недостатками являются:
Формирование партийной системы современной России началось полтора десятилетия назад в процессе крушения однопартийного коммунистического режима. За это время сформировалось новое законодательство, образовались идеологически оформленные группы интересов, прошло несколько циклов избирательных кампаний, основанных на принципах альтернативности, сложились определенные традиции отечественной многопартийности. При этом до сих пор остается дискуссионным вопрос по поводу соответствия российской партийной системы общепринятым демократическим стандартам. В нынешнем десятилетии также приобрел актуальность вопрос о ее соответствии принципам федерализма.
Согласно Федеральному закону «О политических партиях» №95-ФЗ от 11.07.2001г. в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Анализ
положений данного закона, многочисленные
комментарии политиков и
Впрочем, как сообщает Интернет-портал Инетлрос, данные о четырнадцати партиях уже устарели. За время, прошедшее с середины ноября, три партии - «Гражданская сила», Демократическая партия России и Союз правых сил (СПС) - объединились в новую правоцентристскую партию «Правое дело». Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зеленые» присоединяются к «Справедливой России», Аграрная партия России - к «Единой России», Российская партия мира и единства - к партии «Патриоты России». Партия «Народный союз» трансформировалась в движение.
Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
Так
как наша партийная система
Единственный
механизм, стимулирующий власть работать
эффективно, то есть в интересах
населения – это конкуренция.
В настоящее время значительный
интерес представляет законопроект
об увеличении представительства так
называемых малых партий в региональных
парламентах. Теперь если партия набирает
больше 5%, но не преодолевает барьер, установленный
в субъекте федерации на уровне, к примеру,
7%, она сможет провести в законодательный
орган власти хотя бы одного депутата.
И этот депутат будет обладать правами
целой фракции. Законопроект находится
в стадии рассмотрения. Принятие данного
закона позволит существенно увеличить
представительство различных политических
сил в региональных парламентах, а также
существенно расширяет возможности непарламентских
партий.