Политические партии и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Формирование новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Несмотря на очевидные успехи в ее построении на новой, демократической основе имеются и перспективы для дальнейшего совершенствования. В этом плане важнейшей задачей представляется содействие формированию институтов гражданского общества, где важнейшую роль играют политические партии и общественные объединения.

Содержание

Введение:
1. Понятие, основные признаки и функции политических партий
1.1. Понятие, основные признаки политических партий
1.2. Функции политических партий
1.3. Классификация политических партий
2. Общественно-политические движения и их характеристика
2.1. Понятие и признаки общественно-политических движений
2.2. Политическая роль общественных организаций и движений
2.3. Разновидности современных общественно-политических движений.
3. Типология партий и партийных систем
Заключение
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема 0 поитич партии и движения.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

В странах Запада сложилась широкая сеть специа­лизированных лоббистских служб — юридических фирм, консультационных бюро, агентств по связям с обществен­ностью, оказывающих посреднические услуги в установ­лении контактов между группами интересов и государст­венными органами. В США и ряде европейских стран лоббистская деятельность регламентируется законом и на­ходится под финансовым контролем. Однако сама приро­да лоббизма как политического явления исключает воз­можность его полного контроля. Поэтому в практике лоббизма не исключены случаи коррупции, злоупотребле­ний, использования сомнительных, а порой и незаконных методов воздействия (шантаж, подкуп, угрозы, взятки).

5) Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общест­венно-политических структур, поиск и испытание нетра­диционных форм социальных связей. Добровольные объ­единения в силу общественного, самодеятельного ха­рактера выступают как незаменимый канал проведения социальных экспериментов, поиска и осуществления но­вых самоуправленческих форм социальной активности на­селения.

2.3. Разновидности современных общественно-политических движений.

 

Общественные организации, как было отмечено выше, являются  важным институтом развитого гражданского общества. Развитость этого сектора в структурном, качественном отношениях — своего рода показатель разви­тости демократии как таковой в данном обществе, индикатор уровня социального развития, умонастроений, реальных прав, свобод и воз­можностей граждан.

Общественные организации являются важнейшим инструмен­том выражения и достижения целей, поставленных перед собой груп­пами (объединениями) граждан.

В зависимости от поставленных целей и задач, способов и мето­дов их достижения общественные организации делятся на несколько видов, типов (в зависимости от принципа систематизации). Среди множества подходов к систематизации  типологизации общественных организаций следует выделить следующие, наиболее употребимые:

1)              по возрастному составу членов организации:

а) детские (Белорусская пионерская организация, Белорусский Союз Скаутов);

б) молодежные (Белорусский Союз Скаутов, Бело­русский Союз молодежи, Лига Добровольного труда молодежи);

в) ветеранские (организации ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов (войны в Афганистане) и др.

2)              по тендерному критерию:

а) женские; б) сексуальных меньшинств.

3)              по профессиональному составу (целям,  сфере деятельно­сти):

а) рабочих; б) рабочей и сельской интеллигенции; в) научной интеллигенции и т.д.

4)  по социальному составу;

5)  по способам и методам действий:

а) радикальные; б) террористические; в) неформальные и др.

6)              творческие союзы:

а) художников; б) писателей и др.

7)              по административно-территориальному охвату (юрисдикции) деятельности:

а) международные; б) республиканские (общефедеральные); в) региональные (областные, федеральные); г) городские; д) сельские и др.

Среди множества классификаций, применимых к структурному анализу общественных объединений, следует учитывать и подходы, точки зрения политологов, исследователей, влияющих как на определение критерия систематизации; так и на выделение конкретным структурных компонент в ее рамках. Пример: марксист, по всей видимости, систематизирует по социальному составу общественные объединения на: рабочие, крестьянские, дворянские и др. (т.е. по классовому признаку в соответствии с теорией марксизма-ленинизма); современные же политологи более склонны брать «на вооружение» англо-американские методики систематизации «третье­го сектора» , где уже под термином «класс» может подразумеваться группа с определенными доходами (например, «средний класс») и т.д.

Переломные моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Из последних изменений в политических системах стран Запад­ной Европы и США следует назвать появление и достаточно актив­ную роль в общественно-политической жизни так называемых «но­вых социальных движений» (НСД).

Как таковые НСД оформляются в 1970-е гг. как результат сис­темных изменений в западноевропейских обществах: общий кризис морали и ценностных установок западноевропейского общества, НТР и развитие сети коммуникаций, нерешенность и усугубление многих социальных проблем (экология, милитаризация, региональные кон­фликты и терроризм, снижение качества жизни и др.), скепсис в от­ношении эффективности демократии, ее институтов, недоверие тра­диционным общественным объединениям (партиям, профсоюзам и т.п.), органам государственной власти, стремление граждан к непо­средственному участию в решении различных вопросов (в т.ч. и гло­бальных). Основные направления НСД: экологическое, антивоенное (пацифистское), гражданских инициатив (правозащитное), неофеми­низм, солидарности со странами третьего мира, коммунитарное дви­жение и, конечно же, антиглобалисты, неокульты (секты, новые рели­гиозные движения).

Новые социальные движения представляют собой де­мократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требования­ми. Костяк новых социальных движений составили эко­логические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав и др. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер концепций, участников данных движений объединяет кри­тическое отношение ко многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения гло­бальных и некоторых других актуальных проблем.

Особенностью новых социальных движений стал по­иск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и необычность форм и методов социального протеста. Ши­рокое распространение получили так называемые альтер­нативные движения, ориентированные на разрыв с тради­ционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов,  сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, аль­тернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На соб­ственном примере они стремятся реализовать новую сис­тему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские ини­циативы — форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гра­жданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь оп­ределенных проектов в сфере жилья, образования и вос­питания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

Что касается стран так называемого "реального социа­лизма", то здесь формально существовала широкая сеть общественных объединений, охватывающая значительную часть населения. Но фактически общественные организа­ции и движения выполняли роль придатка государствен­ной машины, приводного ремня от коммунистической партии к массам и не имели подлинно общественного, самодеятельного характера. По мере демократизации об­щества и трансформации политических систем в СССР (СНГ) и странах Восточной Европы происходят сущест­венные изменений в системе общественных объединений. Рост политической активности граждан нашел свое вы­ражение не столько в обновлении существовавших обще­ственных структур, сколько в создании новых самостоя­тельных организаций и движений. Вторая половина 80-х годов ознаменовалась созданием множества неформальных общественных формирований — нетрадиционных, альтер­нативных организаций и движений, которые действовали вне рамок официальных структур, опираясь лишь на ини­циативу самих граждан и не претендуя на официальный статус. Их деятельность первоначально носила в основ­ном локальный, культурно-просветительский, экологиче­ский характер. Но постепенно наблюдается политизация неформального движения, его соединение с широкими народными выступлениями. Особо важное значение имело образование и деятельность Народных Фронтов, а также развитие рабочего, экологического, и др. движений. Во многих случаях неформальные группы, формирования ста­ли прообразом новых общественных организаций и даже политический партий.

 

 

 

 

3. Типология партий и партийных систем

 

Политическая система - часть политической сферы, интегрированная сово­купность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулированиеотношений между соци­альными группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок. Политическая Система Общества - профсоюзы и др. организации и движе­ния, преследующие политические цели, а так же нормы, политические тра­диции и установки.

Нередко говорят также и о политической системе в широком смысле слова ( о политической организации общества ), чтоб учесть наличие и действие в обществе институтов и сил, не только задействованных во властных структурах, но и находящихся в аппозиции к существующим на данный момент властям.

Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партии в борьбе за власть. Старейшим (и наиболее популярным посей день) критерием, используемым для классификации партийных систем, является количественный: выделяют беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы. Первые две разновидности возможны лишь в сочетании с авторитарными режимами и могут названы партийными системами условно, ибо значимое политическое взаимодействие между партиями здесь отсутствует. Беспартийные системы в мире встречаются редко. Это немногие сохранившиеся режимы и некоторые сохранившиеся диктатуры, налагающие запрет на деятельность других партий. В качестве примеров можно назвать своеобразные политические устройства Ирана (после самороспуска Исламской республиканской партии) и Ливии. Однопартийные системы свойственны в основном эгалитарно-авторитарным, авторитарно-тоталитарным и популистским режимам. Исходя из существования в той или иной стране однопартийной системы, можно достаточно уверенно приписывать ей один из перечисленных режимов.

              Количественная классификация выделяет лишь две партийные системы, которые связаны с либеральной демократией - двухпартийную и многопартийную. Главная сложность, связанная с применением этих понятий, вытекает из некоторой условности термина “двухпартийная система” в Великобритании, которая считается её классическим образцом, “третьи” партии набирают на выборах до 10% голосов, а количество этих партии давно перевалило за сотню. Обосновывая правомерность использования термина, обычно указывают на то, что власть всё же осуществляется попеременно двумя крупными партиями.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью.

Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:

              1. Утверждают, что двухпартийная система способствует постепенному смягчению идеологических конфликтов между партиями и их постепенному переходу на более умеренные позиции. А это делает политическую систему более устойчивой.

              2. Другое преимущество двухпартийной системы усматривают в том, что она позволяет одержавшей победу на выборах  партии сформировать не подверженное кризисам правительство. Действительно, если в парламенте представлены лишь две партии, то одна из них непременно имеет абсолютное большинство мест, и вынести вотум недоверия ее лидеру- премьер-министру невозможно.

              3. С точки зрения избирателя, несомненное достоинство двухпартийной системы- то, что она облегчит выбор при голосовании. Не нужно читать десятки партийных программ или часами сидя у телевизора, вникать в рассуждение “говорящих голов”; партий всего две, и соотнести собственные интересы с их программами не так уж сложно.

              4. Наконец, утверждают, что только двухпартийная система позволяет приблизится к идеалу ответственного правления, который играет важнейшую роль во всех без исключения теоретических моделях демократии. Одна из партии находится у власти, другая в оппозиции. Если избиратели недовольны работой правительства, они используют выборы для того чтобы отправить его в отставку.

              В условиях многопартийности политическое руководство носит, как правило, коалиционный характер. Это делает возможной ситуацию ,когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

              Двухпартийные системы действительно продемонстрировали уровень стабильности и эффективности, о котором в условиях многопартийности приходится только мечтать.

              Эффективное функционирование многопартийности предполагает наличие и взаимодействие устойчивых либо активно формирующихся социальных групп с объективно обусловленными и осознанными социальными интересами и с реальной возможностью реализации этих интересов путем воздействия на политические структуры через различного рода общественные объединения.

Информация о работе Политические партии и движения