Политические партии и движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Формирование новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Несмотря на очевидные успехи в ее построении на новой, демократической основе имеются и перспективы для дальнейшего совершенствования. В этом плане важнейшей задачей представляется содействие формированию институтов гражданского общества, где важнейшую роль играют политические партии и общественные объединения.

Содержание

Введение:
1. Понятие, основные признаки и функции политических партий
1.1. Понятие, основные признаки политических партий
1.2. Функции политических партий
1.3. Классификация политических партий
2. Общественно-политические движения и их характеристика
2.1. Понятие и признаки общественно-политических движений
2.2. Политическая роль общественных организаций и движений
2.3. Разновидности современных общественно-политических движений.
3. Типология партий и партийных систем
Заключение
Литература.

Работа содержит 1 файл

Тема 0 поитич партии и движения.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

Максимально абстрактное определение политической партии - организация, борющаяся за власть. Попытка конкретизировать это определение приводит к следующим выводам.

Во-первых, партия не инкорпорируется непосредственно в систему государственной власти и объединяет своих членов на добровольной основе, которая подразумевает, прежде всего, единство преследуемых целей. Эти цели декларируются публично, и для их достижения используются исключительно политические средства. Таким образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся группы давления, пытающиеся путем воздействия на власть повлиять на процесс принятия политических решений. (Состав и структура этих субъектов политики меняются в зависимости от поставленных целей, а сами цели являются в подавляющем большинстве случаев узкоклановыми и, как правило, не афишируются.)

Во-вторых, партия выражает политические интересы определенной социальной группы или, по крайней мере, претендует на это. Другими словами, она должна представлять еще кого-то, кроме собственных членов и непосредственно связанных с ними людей. Это выводит за рамки понятия "партия" организации клубно-сектантского типа.

В-третьих, интересы, выражаемые партией, должны носить общенациональный, а не узкокорпоративный характер. Это значит, что партия должна иметь четко сформулированную программную цель, предлагающую определенный проект развития общества. Разумеется, во главу угла могут ставиться интересы отдельной социальной группы, однако при этом проект должен учитывать интересы общества в целом (или хотя бы претендовать на это). Иначе мы имеем дело, в лучшем случае, с корпоративной организацией, если не просто с лоббистской группировкой.

Наконец, полноценная партия (в своем развитом состоянии) должна обладать разветвленной структурой, между различными частями которой существует строго оговоренное разделение полномочий и обязанностей. Партия должна иметь достаточное число активистов, сеть региональных отделений и выборные центральные органы. Таким образом, за рамки понятия "политическая партия" выводятся многочисленные карликовые организации, претендующие на активное участие в политической жизни, но не могущие реализоваться в качестве реальных субъектов публичной политики.

Все перечисленные условия подразумевают высокий уровень зрелости как общества, так и государства. Прежде всего, общество должно не состоять из отдельных замкнутых общин, но быть именно гражданским - с дифференцированной, но одновременно единой социальной структурой, с формальным равенством отдельных членов и социальных групп, осознавших необходимость своего участия в политической жизни. (Так же как полноценный рынок подразумевает в качестве условия своего существования не натуральное хозяйство, а единый хозяйственный комплекс с глубоким разделением общественного труда.) Со своей стороны, государственная власть должна представлять собой открытую систему, формирующуюся и функционирующую под известным контролем общества. Для этого, в частности, она должна включать в себя в качестве необходимого звена представительные органы и независимую судебную власть.

 

 

 

 

 

 

 

2. Общественно-политические движения и их характеристика

 

2.1. Понятие и признаки общественно-политических движений

 

Заметную роль в общественно-по­литической жизни, наряду с поли­тическими партиями, играют об­щественные организации и дви­жения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако, реализуя свои специфические задачи и функции, общест­венные организации и движения решают задачи широ­кого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство. Формирование разветвленной системы об­щественных организаций и движений является показате­лем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия и структурированности его интересов.

Общественная организация — это добровольное объеди­нение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивиду­альное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализиро­ванного управленческого аппарата, относительная ста­бильность состава, материальное участие членов органи­зации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы).

Согласно этим признакам, к общественным органи­зациям можно отнести профессиональные союзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писате­лей, композиторов, театральных деятелей и т.п.), разно­образные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и др.). С учетом территори­альных рамок их деятельности выделяют местные, регио­нальные, общегосударственные, международные общест­венные организации.

Под общественным движением понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структу­ры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, ор­ганизационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтан­ностью действий. Связи между участниками движения носят преимущественно идейно-политический, а не орга­низационный характер.

Типология общественных движений может проводить­ся по различным основаниям. По целям и сферам дея­тельности выделяют антивоенное, экологическое, женское молодежное движения, движение за расовое и националь­ное равноправие, движение в защиту потребителей, рели­гиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюцион­ные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий — на насильственные и не­насильственные.

Общественные движения могут формироваться на раз­личной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободитель­ное движения, носят межклассовый (внеклассовый) ха­рактер. Другие имеют ярко выраженный социально-клас­совый характер — рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам — моло­дежное, детское, женское движение, движение пенсио­неров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный ха­рактер, и не всегда легко их разграничивают. Обществен­ные движения по мере усиления организационных прин­ципов зачастую становятся основой для образования об­щественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило соз­дание различного рода экологических союзов и ассоциа­ций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. На­родные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

2.2. Политическая роль общественных организаций и движений

 

Как указывалось выше, общественные организации и движения не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти, не добиваются открытого кон­троля над ней. Они занимаются политической деятель­ностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в иной сфере общественной  жизни (экономической, социальной, культурной). Но хо­тя общественные организации и движения не ставят перед собой непосредственно политических целей, их деятель­ность объективно носит политический характер. Уже сам факт пользования гражданами конституционным правом на объединение включает их в орбиту политических дей­ствий.

Степень воздействия различных общественных форми­рований на политические отношения различна. Одни из них — рабочее, профсоюзное, национальное движения и др. — оказывают существенное воздействие на политиче­скую ситуацию, другие — практически не участвуют в по­литической жизни. Однако в современных условиях все­общей политизации общества ни одно из общественных объединений не может полностью устраниться от пря­мого или косвенного участия в политическом процессе. Политическая роль общественных организаций и движе­ний состоит в оказании влияния на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях, в более или менее постоянном давлении на властные структуры.

Общественные организации и движения выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Концеп­ция групп интересов или заинтересованных групп разра­ботана американскими политологами А. Бентли, Д. Тру­мэном и другими и давно пользуется признанием в за­падной политологии. Согласно А. Бентли, политика есть процесс взаимодействия и борьба организованных в оп­ределенные группы людей за достижение своих целей и интересов. Группы интересов— это "добровольные орга­низации, созданные для выражения и представительства интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций" [1]В конкуренции групп значительная часть организо­ванных интересов получает удовлетворение по каналам гражданского общества. Но в ряде случаев осуществление коллективных потребностей членов группы требует власт­ных решений. Если группа интереса добивается удовле­творения собственных интересов путем целенаправленного воздействия: на институты публичной власти, то она характеризуется как группа давления. Понятие "группа дав­ления" раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском об­ществе, в политический фактор. Эффективность деятель­ности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми они располагают (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, этнические и религиозные связи и др.). Профессиональные союзы, ас­социации предпринимателей, союзы кооператоров, потре­бителей, добровольные общества и другие общественные объединения (кроме политических партий) представляют собой разновидность групп интересов.

Важное теоретическое и практи­ческое значение имеет выявление функций общественных организа­ций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в сис­теме гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.              К числу основных, общих для всех общественных ор­ганизаций и движений функций относятся:

1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специ­фический потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индиви­дуальными склонностями и т.п. Эти интересы первона­чально М01^ выступать в весьма неопределенной, лично­стной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организаций и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими пар­тиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархий и приоритетов. Особое значение эта функция  общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.

2)   Функция социальной интеграции и мобилизации пред­
полагает объединение и организацию членов группы и их
сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходя­щий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают вни­мание общественности к острым проблемам, выдвигают
свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

3)   Функция социализации. Привлекая своих членов к
решению общественно значимых проблем, общественные
организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политиче­ской образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4)   Репрезентативная функция или функция представи­тельства и защита интересов своих членов во взаимоот­ношениях с другими политическими институтами. Обще­ственные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и по­требностей своих членов, но и берут на себя обязательство
представительства этих интересов, доведения требований
группы до сведения государственных органов, политиче­ских партий, правящих элит.

Воздействие общественных объединений на властные структуры может осуществляться двумя путями: посредст­вом электорального представительства (через избиратель­ные системы); прямого, функционального представитель­ства организованных интересов. Основными формами и методами давления общественных организаций и движе­ний на органы власти являются следующие:

  • непосредственное выдвижение своих кандидатов в со­став представительных и исполнительных органов власти;
  • поддержка, в том числе финансовая, на выборах
    близких политических партий и их кандидатов;
  • участие в разработке, подготовке законодательных и
    других нормативных актов;
  • участие в работе парламентских комиссий, межве­домственных комитетов, совещательных и консультативных органов, экспертных групп при различных государ­ственных органах;
  • организация пропагандистских кампаний в средст­вах массовой информации, сбор подписей под соответст­вующими требованиями;
  • забастовки, митинги, демонстрации и др.

Особо следует указать на такую форму представитель­ства и защиты групповых интересов, как лоббизм, или лоббирование (от англ, lobby — кулуары, коридоры). Под лоббизмом в широком смысле слова понимают любые законные способы влияния (давления) на государство с целью защиты особых интересов. В более узком смысле слова лоббирование означает непосредственное взаимо­действие представителя группы интересов с лицом, при­нимающим решения, — как посредством формализован­ных каналов и структур, так и неформальных связей (встречи, беседы, консультации, телефонные переговоры, личные обращения). Задача лоббистов состоит в том, что­бы добиться принятия желательных для группы законо­дательных и нормативных актов, получения правительст­венных субсидий, кредитов и т.п., проникая с этой целью в институты государственной власти.

Информация о работе Политические партии и движения