Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:59, реферат
Сочинения Фурье представляют собой единственное в своем роде явление в литературе общественных наук. Это не только научные трактаты, но и яркие памфлеты и невероятно изобретательные фантазии. Блестящая сатира сочетается в них со странной мистикой, пророческие предвидения — с почти бредовыми выдумками, широкие и мудрые обобщения — с докучливой регламентацией жизни людей будущего общества.
Введение…………………………………………………………………....……...3
1. Биография Ш. Фурье……………………………………………………..…….5
2. Политические мысли Ш. Фурье...……………………………………..............9
3. Фурьеризм……………………………………………………………..............17
Заключение…………………………………………………………….................19
Литература……………………………………………
3. Фурьеризм
В 30-х и отчасти в 40-х годах XIX в. фурьеризм был главным социалистическим течением во Франции. Фурьеристская школа усилила свое влияние после того, как в 1832-1833 гг. к основному ядру фурьеристов присоединились бывшие последователи сен-симонизма.
Фурьеристы стали издавать журнал «Фаланстер». Широкие размеры приняла и их устная пропаганда. Приверженцы фурьеризма рекрутировались главным образом из представителей мелкобуржуазных слоев и из интеллигенции. Но идеи фурьеризма проникали отчасти и в рабочую среду, особенно в таком индустриальном центре, как Лион [6, с. 147].
Фурьеристская школа представляла
собой мелкобуржуазную секту. Идеал
нового, гармонического общества все
более отодвигался фурьеристами
в неопределенную даль будущего. Организация
отдельных производственно-
Фурьеризм оказался жизненнее сен-симонизма,
поскольку был лишен религиозно-сектантской
формы и выдвигал более близкие и реалистические
идеалы, особенно производственно-потребительски
Революция 1848 г. толкнула фурьеристов на арену политической деятельности, где они заняли позиции, близкие к мелкобуржуазной демократии. Не поддержав народное восстание в июньские дни, они через год попытались выступить против правительства Луи Бонапарта, но были легко раздавлены. Немногие оставшиеся во Франции фурьеристы позже занимались кооперативной деятельностью. Историческая роль фурьеризма была исчерпана. Если Фурье, хотя и неосознанно, во многом выражал интересы рабочего класса, то его последователи скатились на позиции мелкой и средней буржуазии.
Идеи фурьеризма оказали значительное влияние на социальную и философскую мысль ряда стран. Идеи Фурье получили отражение во французской художественной литературе (Э. Сю, Ф. Пиа, П. Беранже, Э. Потье и др.) и оказали воздействие на развитие французского утопического социализма (К. Пеккёр, Ф. Видаль, П. А. Леру, П. Ж. Прудон).
В 1830—40-х влияние идей фурьеризма испытала ранняя социалистическая мысль в Англии (Х. Дохерти и др.), Германии (В. Вейтлинг, М. Гесс и др.), Италии (Б. Дж. Муре, С. Савини), Испании (Х. С. Абреу и др.) и в других странах Европы [9, с. 163].
В Северной Америке влияние фурьеризма на развитие социалистических идей было столь значительным, что 1830 - 1840-е годы называют "фурьеристским периодом" истории социализма в Америке (А. Брисбен, П. Годвин, Х. Грили и др.). Было создано более 40 фурьеристских колоний (Брукфарм и др.).
В России идеи Фурье уже в первой четверти XIX в. стали известны некоторым из декабристов и близким к ним представителям интеллигенции. В 1830 - 1840-х годы фурьеризмом интересовались А. Герцен, Н. Огарёв. Приверженцами его были М. Петрашевский и петрашевцы. Идеи Фурье отразились в произведениях Ф. Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Чернышевского и др.
Заключение
Шарль Фурье
(1772—1832) — французский социалист-
Наиболее значительными публикациями этого ученого являются «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти» (1829), «О трех внешних единствах» (посмертно, 1845) и др.
Выходец
из купеческой семьи, торговый агент
по профессии и самоучка в различных
областях науки, Ш.Фурье в своих
трудах гневно критикует классическую
политическую экономию и восхваляемую
ее представителями экономику
Шарль Фурье
строил свою социально-политическую систему
на противопоставлении двух миров - буржуазного
и социалистического. Буржуазное государство
по мысли Фурье - "союз угнетателей",
свобода в этом государстве означает
свободу умереть от голода, торговля
- ложь и обман. Социалистический строй,
считал он, создавая плановое хозяйство,
исключает кризисы, делает труд свободным
и творческим. Вслед за Сен-Симоном
он признавал две формы
В большинстве своих сочинений Ш.Фурье весьма нелицеприятно высказывается в адрес классиков, обвиняя их за превращение политической экономии в науку, «которая говорит только кошельку... которая, превращая наслаждения роскоши и сладострастия в религиозные действа... забрасывала бы цветами эту жажду золота, возбужденную экономистами». По вине классиков, подчеркивает он, «всякое производство полезно, лишь бы оно создавало легионы изможденных голодом людей, продающих себя по низкой цене приобретателям и заведующим мастерскими». И именно из-за приверженности идее свободной конкуренции, по его оценке, «в одной только Франции миллион жителей оторван от земледельческого труда и промышленных производств».
Однако система Фурье имела ряд недостатков. Во-первых, утопический социализм не мог в силу исторических условий своего возникновения обойтись без мелкобуржуазных иллюзий и быть последовательным в проектах социалистического преобразования общества. Во-вторых, заведомо обречены на провал все попытки предписать людям будущего обязательный образ действий и поведения, подробно регламентировать их жизнь.
Тем не менее, ряд его идей сохраняют свое значение. В частности, его мысли о рационализации потребления, о расширении сферы общественных услуг, об освобождении женщины от домашнего труда, о свободе и красоте любви людей социалистической эры, о трудовом воспитании подрастающего поколения и другие.
Литература