Политические конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:03, реферат

Описание работы

Конфликтология - это наука, которая изучает этапы развития конфликта, анализирует его структурные элементы и психологические характеристики, способы его мирного решения. Самыми важными характеристиками конфликта являются восприятие ситуации и характера возникших разногласий, отношение к возможности изменения обстановки и готовности к этому, привычные стратегии поведения и т.д. В зависимости от этих составляющих конфликтные ситуации могут развиваться по-разному, а, значит, исход конфликта определяет не сам факт разногласий, а то развитие, которое принимает ситуация.
Во многих случаях мы сами можем взять развитие конфликтных ситуаций под контроль, и от нашего стиля поведения зависит то, насколько благополучно будет разрешен конфликт. Анализ конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения!

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 82.64 Кб (Скачать)

     - конфликты, порожденные многолетним  пребыванием депортированных народов на территории других республик (туркимесхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);

     - конфликты, связанные с абсолютизацией  и противопоставлением принципов  права народов на самоопределение  и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;

     - конфликты, вызванные дискриминацией  русских в ряде государств  СНГ;

     - конфликты, в которых за лингвистическими  спорами (о государственном языке) часто скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.    

     При анализе конфликтов следует иметь  в виду, что нередко может наблюдаться  наслоение одних конфликтных  ситуаций, на другие.

     Все бытующие в мире представления о  принципах и путях решения  конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:

     1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).

     2. Тактические решения направлены  на урегулирование уже возникших  конфликтов путем силового, в  том числе экономического давления  на их участников или посредством  налаживания переговорного процесса.

     3. Стратегические решения ориентированы  на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.

     Россия  активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании конфликтов. Наша страна внесла свой вклад в  смягчение конфликта и их перевод в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье и Таджикистане.

      

     Заключение

     Таким образом, понятие политического  конфликта обозначает борьбу одних  субъектов с другими за влияние  в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми – словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

     Различают три основных типа политических конфликтов: конфликты интересов – преобладают  в экономически развитых, стабильных государствах; -конфликты ценностей – характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; ни требуют значительных усилий для урегулирования, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижимы, если вообще возможен; конфликты идентификации – характерны для обществ, в которых отождествляет себя с определенной группой, а не с обществом в целом; этот тип конфликта возникает в этнически разнородных обществах.

     Итак, применительно к политическим конфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших  политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.

      

     Список  использованной литературы

     1.     Дойч М. Разрешение конфликта – конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1.

     2.     Дягтерев А.А. Основы политической теории / А.А. Дягтерев. – М.: Высш.шк., 2004.

     3.     Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.

     4.     Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.

     5.     Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003.

     6.     Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000.

     7.     Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. – Спб.: Феникс, 2006. – С.265.

     8.     Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: Слово, 2005. – 576 с.

     9.     Пушкарева Г.В. Политология: краткий курс лекций / Г.В. Пушкарева. – М.: Юрайт, 2003.

     10.   Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.

     11.   Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии / А.Н. Соловьев. – М., 2000. 

     Этнополитические  конфликты: типы и  формы проявления, региональные особености

     Конец 80-х – начало 90-х годов ознаменовался  сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также отсутствовала четкая программа национальной политики.

     Конфликты стали реальностью в связи  с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года – в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Только за период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы (1).

     Развитие  ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР предсказывалось в  работах английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества, Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: «ливанизация» (этническая война, аналогичная ливанской); «балканизация» (наподобие сербско-хорватского варианта): «оттоманизация» (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству (2).

     Американский  исследователь Дуглас М. Джонсон  считает, что с ослаблением конфронтации между Востоком и Западом большинство  конфликтов вряд ли будут иметь идеологические корни. «Скорее всего, пишет он, –  большинство из них будут происходить  в результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии» (3).

     По  данным разведслужбы Министерства обороны  США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в  результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней – 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Прогноз подтверждается. Поэтому представляется очень важным в данном случае рассмотреть проблему типологий конфликтов, происходящих как в странах СНГ, так и в самой России. В статье не ставится цель критически проанализировать все типологии конфликтов, отмеченных отечественными и зарубежными учеными. Тем не менее предполагается рассмотреть некоторые из них. Так, Г. Лапидус предлагает следующую классификацию как путь к пониманию различия и сходства между этническими конфликтами в постсоветском пространстве. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме). Конфликты внутри государства:

     1. Конфликты с вовлечением в  них аборигенных меньшинств (например лезгин в Азербайджане и Дагестане);

     2. Конфликты с вовлечением в  них общин пришлого населения;

     3. Конфликты с вовлечением насильственно  перемещенных меньшинств (крымские татары);

     4. Конфликты, возникающие в результате  попыток пересмотра отношений между бывшими автономными республиками и правительствами государств-преемников (Абхазии в Грузии, Татарстана в России) (5).

     Конфликты, связанные с актами общинного  насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную  категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.

     Профессор Гарвардской школы права (США) У. Юри рассматривает весь спектр советских межнациональных конфликтов по следующим категориям:

     1) «насильственные», т. е. вылившиеся  в реальные акции насилия; 2) «насильственные», но управляемые, т. е. поддающиеся  контролю и урегулированию;

     3) «чреватые насилием», то есть  готовые вот-вот вылиться в  реальные насильственные действия; 4) «потенциально насильственные», т. е. не проявившие себя как таковые, но имеющие в глубине своей предпосылки к насилию;

     5) «ненасильственные» (6).

     Наиболее  полный вариант типологии межнациональных  конфликтов предложил, на наш взгляд, Я. Этингер. С большей или меньшей степенью условности он сводит их к нескольким основным типам:

     1. Территориальные конфликты, часто  тесно связанные с воссоединением раздробленных в прошлом этносов. Их источник – внутреннее, политическое, а нередко и вооруженное столкновение между стоящими у власти правительством и каким-либо национально-освободительным движением или той или иной ирредентистской (7) и сепаратистской группировкой, пользующейся политической и военной поддержкой соседнего государства. Классический пример – ситуация в Нагорном Карабахе и отчасти в Южной Осетии;

     2. Конфликты, порожденные стремлением  этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования. Таково положение в Абхазии, Гагаузии, отчасти в Приднестровье:

     3. Конфликты, связанные с восстановлением  территориальных прав депортированных  народов. Спор между осетинами  и ингушами из-за принадлежности  Пригородного района – яркое  тому свидетельство:

     4. Конфликты, в основе которых  лежат притязания того или  иного государства на часть  территории соседнего государства.  Например, стремление Эстонии и  Латвии присоединить к себе  ряд районов Псковской области, которые, как известно, были включены в состав этих двух государств при провозглашении их независимости, а в 40-е годы перешли к РСФСР;

Информация о работе Политические конфликты