Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:03, реферат
Конфликтология - это наука, которая изучает этапы развития конфликта, анализирует его структурные элементы и психологические характеристики, способы его мирного решения. Самыми важными характеристиками конфликта являются восприятие ситуации и характера возникших разногласий, отношение к возможности изменения обстановки и готовности к этому, привычные стратегии поведения и т.д. В зависимости от этих составляющих конфликтные ситуации могут развиваться по-разному, а, значит, исход конфликта определяет не сам факт разногласий, а то развитие, которое принимает ситуация.
Во многих случаях мы сами можем взять развитие конфликтных ситуаций под контроль, и от нашего стиля поведения зависит то, насколько благополучно будет разрешен конфликт. Анализ конфликтов - необходимое условие их регулирования и разрешения!
-
конфликты, порожденные
-
конфликты, связанные с
-
конфликты, вызванные
-
конфликты, в которых за
При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций, на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).
2.
Тактические решения
3.
Стратегические решения
Россия
активно накапливает
Заключение
Таким образом, понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми – словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Различают
три основных типа политических конфликтов:
конфликты интересов –
Итак, применительно к политическим конфликтам, право, как основной и наиболее рациональный регулятор общественный отношений, способен и должен быть единственным источником для разрешения возникших политических ситуаций, угрожающих перерасти в конфликт, ибо только в истинно правовом и демократическом государстве общество делегирует и обязывает право упорядочить все возникаемые в нем отношения. И поэтому отдавая праву прерогативу в разрешении политических конфликтов, общество тем самым становится на первую ступень в признании его цивилизованным и демократическим со стороны мирового сообщества. Применение права в регулировании политических конфликтов – гарант его конечного разрешения. Однако участвующие либо втянутые в политический конфликт стороны должны пойти на определенные ограничения, уступки в формировании блока правовых актов, направленных на его урегулирование, что всегда будет в двойне возмещаться правом при его непосредственном применении.
Список использованной литературы
1. Дойч М. Разрешение конфликта – конструктивный и деструктивный процессы / М. Дойч // Социально-политический журнал. - 2001. - № 1.
2. Дягтерев А.А. Основы политической теории / А.А. Дягтерев. – М.: Высш.шк., 2004.
3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / А.Г. Здравомыслов. - М.: Дело, 2005. – С. 27-28.
4. Краснов Б.Н. Конфликты в обществе / Б.Н. Краснов // Социально-политический журнал. - 2002. - № 6.
5. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии / М.М. Лебедева. – 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003.
6. Мухаев Р.Т. Политология / Р.Т. Мухаев. – М., 2000.
7. Политология: уч. пос. / под ред. В.П. Горбатенко. – Спб.: Феникс, 2006. – С.265.
8. Пугачев В.П. Политология : справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: Слово, 2005. – 576 с.
9. Пушкарева Г.В. Политология: краткий курс лекций / Г.В. Пушкарева. – М.: Юрайт, 2003.
10. Смоленский В.Г. Конфликты и конфликтология / В.Г. Смоленский. М., 2000.
11.
Соловьев А.И. Политология: Политическая
теория. Политические технологии / А.Н.
Соловьев. – М., 2000.
Конец 80-х – начало 90-х годов ознаменовался сложными и противоречивыми по сути и своей значимости событиями. И самым грандиозным явилось событие, связанное с исчезновением на карте мира названия такого государства, как СССР. Вместо этого появились полтора десятка самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. Случилось так, что за короткий промежуток времени страна переместилась из одного исторического периода в другой, изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты. В России разрушена прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности, изменяется система социальных отношений. Серьезным препятствием в движении Российской Федерации вперед по пути экономических реформ и выхода из кризиса являются обострение межнациональных противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. В стране не выработана концепция национально-государственного устройства, до недавнего времени также отсутствовала четкая программа национальной политики.
Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года – в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ. Только за период с 1988 по 1991 год на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20, повлекших человеческие жертвы (1).
Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР предсказывалось в работах английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества, Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: «ливанизация» (этническая война, аналогичная ливанской); «балканизация» (наподобие сербско-хорватского варианта): «оттоманизация» (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству (2).
Американский исследователь Дуглас М. Джонсон считает, что с ослаблением конфронтации между Востоком и Западом большинство конфликтов вряд ли будут иметь идеологические корни. «Скорее всего, пишет он, – большинство из них будут происходить в результате столкновений общинной принадлежности, будь то на основе расы, этнического происхождения, национальности и религии» (3).
По данным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней – 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Прогноз подтверждается. Поэтому представляется очень важным в данном случае рассмотреть проблему типологий конфликтов, происходящих как в странах СНГ, так и в самой России. В статье не ставится цель критически проанализировать все типологии конфликтов, отмеченных отечественными и зарубежными учеными. Тем не менее предполагается рассмотреть некоторые из них. Так, Г. Лапидус предлагает следующую классификацию как путь к пониманию различия и сходства между этническими конфликтами в постсоветском пространстве. Конфликты, происходящие на межгосударственном уровне (конфликт между Россией и Украиной по вопросу о Крыме). Конфликты внутри государства:
1. Конфликты с вовлечением в них аборигенных меньшинств (например лезгин в Азербайджане и Дагестане);
2. Конфликты с вовлечением в них общин пришлого населения;
3.
Конфликты с вовлечением
4.
Конфликты, возникающие в
Конфликты, связанные с актами общинного насилия (Ош, Фергана) в Средней Азии, выведены исследователем в отдельную категорию. Здесь, по мнению Г. Лапидус, большую роль сыграл экономический, а не этнический фактор.
Профессор Гарвардской школы права (США) У. Юри рассматривает весь спектр советских межнациональных конфликтов по следующим категориям:
1)
«насильственные», т. е. вылившиеся
в реальные акции насилия; 2) «насильственные»,
но управляемые, т. е.
3) «чреватые насилием», то есть готовые вот-вот вылиться в реальные насильственные действия; 4) «потенциально насильственные», т. е. не проявившие себя как таковые, но имеющие в глубине своей предпосылки к насилию;
5) «ненасильственные» (6).
Наиболее
полный вариант типологии
1.
Территориальные конфликты,
2.
Конфликты, порожденные
3.
Конфликты, связанные с
4.
Конфликты, в основе которых
лежат притязания того или
иного государства на часть
территории соседнего