Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 00:01, реферат
При изучении вопроса о конфликтах в политике, необходимо обратить внимание на важность и актуальность этой темы как в ее теоретических аспектах, так и в практическом плане. Как бы далеко не заглядывала современная наука в историческое прошлое человечества, она везде обнаруживает конфликт как постоянный спутник общественного развития. Везде, где есть люди, есть и конфликт.
Введение
Общая характеристика политических конфликтов
Понятие, структура и функции политических конфликтов
Типология политических конфликтов
2 Причины и методы урегулирования политических конфликтов
Заключение
Список использованных источников
Продолжение таблицы 1.2
Внутригосударственные конфликты | Межгосударственные конфликты |
|
|
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают политические институты, организации, осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы, но занимающие различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.
Субъектами
оппозиционных
Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам игры плюрализма.
Внутриполитические конфликты подразделяются на режимные и легитимные.
Режимные
внутриполитические конфликты: целью
одного из субъектов может быть захват
власти в государстве или смена
политической системы, но без разрушения
территориальной целостности
Легитимные
внутриполитические конфликты: часть
государства стремится
Политическому конфликту, как правило, предшествует рост социальной и политической напряженности в социально-политических отношениях, откуда следуют основные причины политических конфликтов (рис. 2.1). Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других. Социальная напряженность возникает, когда большинство людей не удовлетворены состоянием дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность является ключевым понятием социальной и политической напряженности. Социальная напряженность при определенных условиях может трансформироваться в социально-политическую и политическую.
Рисунок 2.1 – Основные причины конфликтов
По
мнению Л. Н. Тимофеевой, конфликт таится
в самой природе политической
власти, призванной согласовывать, координировать
различные интересы людей. Она выделяет
следующие источники
В основе политического конфликта лежат различного рода политические кризисы, в частности:
Р. Гарр в качестве одной из основных причин возникновения социально-политического конфликта рассматривает относительную депривацию, которая «определяется как восприятие деятелем (актором) расхождения между его ценностными экспектациями и ценностными возможностями. Ценностные экспектации — это блага и условия жизни, на которые, как убеждены люди, они могут с полным правом претендовать. Ценностные возможности — это блага и условия, которые они, по их мнению, могли бы получить и удерживать».
На
проблемы экономического и социального
неравенства накладываются
Все
многообразие причин возникновения
внутригосударственных
1.
ущемление базовых социально-
2.
различия в оценках,
3.
борьба между различными группа
4.
процессы идентификации
Различия
в оценках, ценностных ориентациях,
целях, представлениях о необходимом
(идеальном) устройстве общества и государства
могут стать причиной
Борьба между различными группами интересов (кланами, элитами, блоками и др.) за власть и ресурсы является наиболее распространенным основанием для политического конфликта, а в условиях отсутствия гражданского общества — основным. По- лобные конфликты происходят в рамках существующей политической системы. Их причины, цели и задачи не очень понятны для большинства граждан. Победа той или иной политической группировки в таком конфликте, как правило, ничего не меняет в условиях жизни обычных граждан.
В
современной политической науке
первостепенное внимание уделяется
поиску форм и способов контроля за
протеканием конфликтов, выработке эффективных
технологий управления ими. К контролю
за конфликтом стремятся даже те силы,
которые заинтересованы не в урегулировании,
а в перманентном его обострении, консервации,
что по их расчетам, могло бы породить
ситуацию, которую они могли бы употреблять
более эффективно, чем противники. В этом
случае оппозиционные силы могут постоянно
оговаривать предлагаемые властями правила
игры, ставя их перед необходимостью ужесточать
свои требования, что дает повод обвинить
их в недемократизме. В свою очередь правящие
элиты часто выдвигают неприемлемые условия
для сотрудничества с оппозицией, надеясь
на истощение ее сил либо на компрометацию
в очах публичного представления (как
не стремящейся к публичному согласию).
но в большинстве случаев политические
силы стремятся к контролю за конфликтами
конкретно с целью их урегулирования.
При этом в качестве субъекта управления
конфликтом могут выступать как одна из
его сторон, так и, условно говоря, третья
сторона, не участвующая в нем, но заинтересованная
в его урегулировании.
Особым значением для политической жизни
владеют те случаи, когда рвение управлять
развитием конфликта исходит со стороны
правящих структур, центральных властей
страны.
Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологии регулирования конкретных взаимоотношений безизбежно опирается на решение ряда универсальных задач:
1.
Воспрепятствовать
2.
Вывести все теневые,
3.
Минимизировать степень
В политической практике есть разные пути урегулирования социальных конфликтов, т.е. понижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Но набор используемых для этого способов очень не велик. Все их можно свести к следующим четырем:
1.
Отрицание, замалчивание
2. Применение репрессивных мер по отношению к одной либо всем конфликтующим сторонам.
3.
воплощение реформ, призванных частично
устранить предпосылки,
4.
пробы коренного разрешения
Выбор
того либо другого способа в практической
политике определяется многими факторами.
Первые два способа очень частенько употребляются,
в особенности на ранних стадиях развития
конфликтов. Но в долгосрочной перспективе
они чуть ли приводят к положительным
результатам. Естественно, замалчивание
конфликта на первых порах сумеет притормозить
его развитие. Физическое принуждение
также может на некое время сдержать деяния
сторон. Но при этом сохраняется угроза
возобновления конфликта с еще большей
силой, так как его глубинные корешки оказываются
незатронутыми. Ранее либо позднее для
урегулирования конфликтов приходится
прибегать к использованию третьего либо
четвертого способа. Более желаемым способом
является достижение компромисса меж
конфликтующими сторонами. Подчеркнем,
что компромисс может быть эффективным
в том случае, когда дела меж участниками
конфликта носят неантагонистический
характер, когда стороны имеют какой-то
общий энтузиазм.
Тогда раскрывается путь взаимных уступок
ради заслуги общей цели. Но при этом конфликты
не непременно исчезают и даже не постоянно
изменяют свою интенсивность, они только
переводятся в институциональные рамки
развития, что увеличивает возможность
их контроля со стороны властвующей элиты.
Если же дела сторон имеют радикально-конфликтный
характер, тогда требуются меры по коренному
устранению обстоятельств напряжения.
Информация о работе Политические конфликты: сущность, виды и методы урегулирования