Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:48, контрольная работа
Политическая практика даже развитых и стабильных демократических государств показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет узкий круг лиц, представляющих собой меньшинство. Но это меньшинство в силу ряда факторов заставляет массы признать себя. Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство представлено в политической науке в концепции элиты.
Введение…………………………………………………………………………
1.Понятие политической элиты и ее функции………………………………...
2.Основные концепции политических элит…………………………………...
2.1.Классические теории элиты………………………………………………..
2.2Современные концепции политических элит……………………………..
3.Рекрутирование политических элит…………………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………………
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
По дисциплине
«Политология»
На тему:
«Политические
Элиты»
Выполнила: студентка гр.308128/06
Заяц О.А..
Проверил: доцент
Потапенко С.В.
Минск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие политической
элиты и ее функции………………………………
2.Основные концепции
политических элит…………………………………
2.1.Классические теории элиты………………………………………………..
2.2Современные
концепции политических элит………
3.Рекрутирование
политических элит…………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Политическая практика даже развитых и стабильных демократических государств показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет узкий круг лиц, представляющих собой меньшинство. Но это меньшинство в силу ряда факторов заставляет массы признать себя. Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство представлено в политической науке в концепции элиты.
Различные субъекты политики оказывают на нее явно не одинаковое воздействие. Отдельные граждане и многие социальные группы обычно не принимают непосредственного участия в процессе принятия политических решений. Этим, как правило, занят особый слой людей, который называют политической элитой.
Термин "элита" происходит от французского слова elite – что означает лучший, отборный, избранный, "избранные люди". В политологии элитой именуются лица, которые получили наивысший индекс в области их деятельности. Равнозначные понятия понятию "элита" – "правящая верхушка", "правящий слой", "правящие круги".
Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие - менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.
Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
Политическая
элита - это политически
Элиты присущи
всем обществам и государствам, ее
существование обусловлено
1) психологическим и социальным неравенством
людей, их неодинаковыми способностями,
возможностями и желанием участвовать
в политике;
2) законом разделения труда, который требует
профессионального занятия управленческим
трудом как условия его эффективности;
3) высокой общественной значимостью управленческого
труда и его соответствующим стимулированием;
4) широкими возможностями использования
управленческой деятельности для получения
различного рода социальных привилегий.
Известно, что политико-управленческий
труд прямо связан с распределением ценностей
и ресурсов;
5) практической невозможностью осуществления
всеобъемлющего контроля, за политическими
руководителями;
6) политической пассивностью широких
масс населения, главные жизненные интересы
которых обычно лежат вне сферы политики.
Все эти и другие факторы обуславливают
элитарность общества. Сама политическая
элита внутренне дифференцирована. Она
делиться на правящую, которая непосредственно
обладает государственной властью, т.е.
– это политическая элита власти, оппозиционную
(т.е. контрэлиту), на высшую, которая принимает
значимые для всего государства решения,
среднюю, которая выступает барометром
общественного мнения (включающая около
5% населения), административную – это
служащие-управленцы (бюрократия), а также
различают политические элиты в партиях,
классах и т.д. Но разграничение политических
элит не значит, что они не взаимно влияют
и не взаимодействуют друг с другом.
Таким образом элитарность современного
общества – это реальность. Устранить
же политическую элитарность можно лишь
за счет общественного самоуправления.
Однако на нынешнем этапе развития человеческой
цивилизации самоуправление народа –
это скорее привлекательный идеал, утопия,
чем реальность.
Для демократического государства первостепенную
значимость имеет не борьба с элитарностью,
а решение проблемы формирования наиболее
квалифицированной, результативной и
полезной для общества политической элиты,
своевременного ее качественного обновления,
предотвращения тенденции отчуждения
от народа и превращения в замкнутую господствующую
привилегированную касту. Иными словами,
речь идет о необходимости создания соответствующих
институтов, которые обеспечивали бы эффективность
политической элиты и ее подконтрольность
обществу.
Функции политической элиты.
На первом месте стоит стратегическая функция. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.
Организаторская функция. Политическая элита во все времена сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы. Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те,которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решщений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются:
- сплочение различных слоев населения
- гармонизация их социальных интересов
- достижение
консенсуса,сотрудничества, и тесного
политического взаимодействия
2.Основные концепции
политических элит
2.1. Классические теории элиты
Первые теории
элиты появились в конце XIX—
В качестве основных факторов образования элит общества выдвигались такие, как:
-неравенство
индивидуальных способностей
- неизбежность
возникновения в современном
обществе всеобъемлющих,
-достижение
обществом такого уровня
-связь управленческого труда с получением привилегий, с распределением ресурсов и ценностей общества.
Совокупность этих факторов составляет, по мнению классиков элитаризма, основу элитарной дифференциации общества. В ем постепенно формируется и обособляется иерархическая система элит (экономических, политических, интеллектуальных, религиозных, военных и т. д.), находящихся друг с другом в сложных коммуникационных и интерактивных взаимосвязях. Эти взаимосвязи могут носить соподчиненный характер или сопровождаться острой конкурентной борьбой.
Особо подчеркивали классики элитаризма ведущую роль «правящей элиты» в социально-политическом процессе. Так, в частности, Г. Моска отмечал, что правящая элита вначале концентрирует в своих руках государственное управление, затем монополизирует власть, выполняя все политические функции. При этом она пользуется всеми преимуществами, которые дает эта власть.
По мнению Моска, господство меньшинства необратимо, ибо это господство «организованного меньшинства» над «неорганизованным большинством». Задачу политической науки в связи с этим Моска усматривал в исследовании условий прихода правящей элиты к власти и удержания ее. Несколько отличную от Г. Моска позицию занимал В. Парето.Его концепция правящей элиты, которую он часто именует «аристократией», была более психологична. Существенным фактором утверждения «аристократии» Парето считал ее психологические качества и способности. Для обозначения их он использует специальный термин — «остатки». К «остаткам» Парето относит различные проявления чувств, аффектов, инстинктов, совокупность которых образует «формулу правления» правящей элиты. Она позволяет удерживаться у власти «наиболее сильным, энергичным и способным как в хорошем, так и в плохом отношении людям».
«Формула правления» служит также оправданию власти правящей элиты, приданию ей в глазах большинства большей легитимности. При этом свои истинные намерения правящая элита, как правило, скрывает. Она изображает себя лидером всех угнетенных и уверяет, что «действует во имя общего блага». Все современные общества, по словам Парето, отличаются природой своих правящих элит. Управляя большинством, элиты прибегают к силе и хитрости.
Парето использует при этом известную типологию «правящих государей» итальянского мыслителя XVI в. Н. Макиавелли, который подразделял их на «львов» и «лис».
«Львы» — это такие элиты, которые управляют с помощью насилия, неравномерно распределяя материальные ценности общества, а также власть, престиж, почести. В отличие от них «лисы» — это элиты, поддерживающие свою власть с помощью хитрости, коварства, изворотливости, политико-финансовых комбинаций. Они правят при демократических режимах, которые Парето именовал «плутодемократическими».
Постоянное соперничество правящих элит, их непрерывная смена и циркуляция позволяют, по мнению Парето, понять историческое движение общества. Оно предстает как «история смены аристократий», которые возвышаются, достигают власти, пользуются ею, приходят в упадок и заменяются новым правящим привилегированным меньшинством .
Младший современник Парето, немецкий мыслитель Роберт Михельс в качестве основы элитарной дифференциации общества выдвинул «железный закон олигархии». Согласно этому закону любая, даже самая радикальная организация, всегда имеет явно выраженную тенденцию к олигархии, т.е. неизбежно распадается на «руководящее меньшинство и руководимое большинство».
Достигая высокого уровня сложности, организация создает систему иерархически организованного и рационального управления, которое приводит, в конечном счете, к концентрации власти наверху и уменьшению влияния рядовых членов. Происходит, таким образом, бюрократизация управленческих структур и образование правящей элиты, лидеры которой обладают многими преимуществами перед остальными членами организации. Они имеют превосходство в знании и информации, осуществляют контроль над формальными средствами коммуникации и обладают навыками политической борьбы в большей степени, чем рядовые члены организации. Представляя собой «неизбежный продукт принципа построения организации как таковой», олигархическая правящая элита создает «благодатную питательную почву» для закрепления различий в обществе и кладет начало концу демократии.
На примере
создания и функционирования государственных,
профсоюзных, партийных организаций
Р. Михельс показывает, как все
более расширяется и
Теория Р. Михельса,
как и другие классические теории
элит (Г. Моска, В. Парето), послужили
основой для возникновения современных
концепций элитаризма, в которых феномен
элиты был подвергнут обстоятельному
теоретическому и эмпирическому анализу.