Политические элиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:24, реферат

Описание работы

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.
Что есть элита? Что есть политическая элита? Как не заблудится в дебрях научных изысканий и теорий? Для этого необходимо рассмотреть идеологию концепции элиты созданную в XIX- XX вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

1. Понятие и сущность политических элит……………………………4
2. Роль и значение политических элит…………………………………5
3. Функции политической элиты……………………………………….6
4. Властвующая элита: понятие и структура…………………………..8
5. Теория элит……………………………………………………………9
6. Классические теории политических элит…………………………...10
7. Современные теории элит……………………………………………11
8. Системы формирования и смены политических элит………………12
9. Рекрутирование российской политической элиты…………………..15

Заключение………………………………………………………………19
Список используемой литературы……………………………………20

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

 

  Элита характеризуется особым политическим и организаторскими качествами.

 

  Массы признают право элиты на власть, т.е. ее легитимность. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за власть, потому что добровольно власть  никто не уступает.

 

  Теория демократического элитизма. Для теории элитной демократии общими являются следующие положения.

 

  Понятие демократии как конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательной компании.

 

  Элита не властвует, а осуществляет руководство массами  и их добровольного согласия, посредством добровольных выборов.

 

  Ценностные теории. Элита – это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению.

 

  Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способными управлять обществом. Формирование элиты не противоречит принципами демократии.

 

-   В реальной жизни элита  находится на высшем уровне  власти и не допускает массы  к участию в политике.

 

-   Властвующие элиты занимает  ключевые позиции в качестве  и на этой основе обеспечивают  себе власть, богатство и известность.

 

-   Между элитой и  массами  большие различия, преодоление которого  практически невозможно.

 

 

 

6. Классические теории политических элит

 

  Вильфредо Парето (1848 - 1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других.

 

  В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа:

 

· «Лисы» - это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления  в стабильных демократических режимах  власти;

 

· «Львы» - элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они  больше подходят для принятия решений  в экстремальных условиях.

 

  В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) - людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

 

  Гаэтано Моска (1858 - 1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе - это закон, который подтверждается всей историей человечества.

 

  Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

 

  По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ - аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к ее вырождению и застою в общественном развитии.

 

  Роберт Михельс (1876 - 1936) - немецкий социолог, политик. В своей наиболее известной книге «Политические партии» он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависти от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулирован «железный закон олигархии» Р. Михельса.

 

  В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении пред харизматическими качествами элит.

 

  Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

 

 

 

7. Современные теории элит

 

 

  В настоящее время существует много школ и направлений в развитии теории элит. Идеи Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и других, входящих в так называемую макиавеллистскую школу, объединяет то, что ими признавались:

 

· элитарность любого общества, его  разделение на властвующее творческое меньшинство и пассивное большинство;

 

· особые психологические качества элиты (природный дар и воспитание);

 

· групповая сплоченность и элитарное  самосознание, восприятие себя особым слоем;

 

· легитимность элиты, признание массами  ее права на руководство;

 

· структурное постоянство элиты, ее властных отношении. Хотя персональный состав элиты постоянно меняется, отношения господства и подчинения в совей основе остаются неизменными;

 

· формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть.

 

  Политическая элита делится на две основные категории. К первой принадлежат чиновники государственных органов и работники аппаратов партий и движений. Они назначаются на свои должности руководителями организаций. Их роль в политическом процессе сводится в основном к подготовке политических решений и юридическом оформлении уже принятых решений.

 

  Ко второй категории относятся публичные политики, для которых политика не только профессия, но и призвание. Они не назначаются на должности, а завоевывают свое место в политической структуре в открытой политической борьбе.

 

  Существуют три основных метода выявления политической элиты:

 

· позиционный анализ - определение  элиты по занимаемым позициям (должностям) в формальной политической структуре;

 

· репутационный анализ - выявление тех групп политиков, которые вне зависимости от занимаемых формальных позиций оказывают реальное влияние на политический процесс;

 

· анализ принятия решений - выявление  тех политиков, которые реально  принимают важнейшие политические решения.

 

 

 

 

8. Системы формирования  и смены политических элит

 

 

  Политическое развитие общества тесно связано с системами формирования и смены политических элит. Эти системы определяют: кто, как и из кого осуществляется отбор претендентов на политическое руководство, каковы его порядок и критерии, круг селектората, т.е. лиц, осуществляющих отбор, и побудительные мотивы его действия.

 

  В мировой политической практике сложились две основные системы формирования политических элит:

 

· антрепренерская (предпринимательская);

 

· система гильдий (корпоративная)

 

  Антрепренерскую систему характеризуют открытость, участие в политической жизни представителей различных социальных и политических групп общества. Эта система предъявляет небольшое число формальных требований к претенденту на лидерство, включает широкий круг экспертов, которые могут представлять весь электорат. В ней складывается высокая конкурентность отбора лидеров, острота соперничества за занятие руководящих должностей. На первый план здесь выдвигается значимость личностных качеств, индивидуальной активности, умение найти поддержку широкой аудитории, заинтересовать ее хорошими идеями и реалистичными программами. Антрепренерская система ориентируется на талантливых людей, она открыта для молодых лидеров и нововведений.

 

  В то же время антрепренерская система имеет определенные недостатки. Она влечет за собой большую вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно низкую предсказуемость в политике, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом, демагогией и популизмом. В целом же эта система, как свидетельствует мировая политическая практика, обеспечивает стабильность и динамизм политической, социально-экономической и духовной сфер жизнедеятельности общества.

 

  Система гильдий имеет давние традиции и преобладает в обществах, где господствуют недемократические политические режимы. Для данной системы характерны следующие признаки:

 

· закрытость, отбор претендентов на более высокие должности главным  образом из нижестоящих слоев  самой элиты, медленный, постепенный  путь продвижения по службе. Примером в этом отношении является сложная  номенклатурная система, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

 

· высокая степень институционализации  процессов отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, служебная  характеристика;

 

· небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, представительной власти, руководитель фирмы;

 

· тенденции к закреплению и  воспроизводству существующего  типа политической элиты. Эти черты  логично вытекают из предыдущих - наличия  многочисленных формальных требований, подбора кадров узким кругом руководителей, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

 

  Система гильдий также имеет как положительные, так и негативные черты. К числу положительных относится взвешенность политических решений, незначительная степень риска при их принятии, малая вероятность внутренних конфликтов, достаточно высокая предсказуемость политики. Главные ценности системы гильдий - преемственность, равномерность и бесконфликтность. В то же время она имеет явно выраженную тенденцию к бюрократизации, организационной рутине и догматизму. Система гильдий культивирует массовый конформизм, затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами она ведет к постепенной дегенерации политической элиты, ее отрыву от народа и превращению в привилегированную касту.

 

  Когда правящая политическая элита теряет способность эффективно управлять обществом, наступает революции или контрреволюции. Социальная революция - это борьба политических элит, которая завершается падением правящей элиты и приходом к власти новой элиты. После смены политической элиты жизнь людей, однако, не всегда становится лучше.

 

  Социальные системы формирования и смены политических элит оказывают значительное влияние на качественный состав и результативность деятельности политических элит. Но этого еще недостаточно для их эффективной деятельности и демокра-тичности. Нужны и другие предпосылки, без которых политические элиты неизбежно превращаются в класс, обеспечивающий в первую очередь собственные интересы и потребности. Среди этих предпосылок следует назвать:

 

· полную гласность деятельности политических элит. Это означает, что обществу регулярно предоставляется отчет о деятельности всех органов государственной власти, критический и разносторонний анализ результатов управления экономической, социальной и духовной сферами общественной жизни;

 

· недопущение превращения правящей элиты в тоталитарную. Решение этой задачи в первую очередь связано со свободой массовой информации, которые должны быть независимы в финансовом отношении от всех ветвей власти, только тогда они будут объективно, полно и разносторонне информировать людей о политической жизни в обществе;

 

· установление истинного плюрализма в обществе. В политической сфере  это предполагает свободную деятельность политических партий и общественных движений, которые соблюдают законы, нормы и традиции данного общества.

 

  Формирование политической элиты - процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры.     Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.

 

  В России в начале 90-х гг. XX в. политическая элита была сформирована «явочным порядком» из бывших советских партийных работников и «молодых экономистов-реформаторов» в течение двух-трех лет. Как показывает практика последних 15 лет, компетентность российской правящей элиты, ее нравственная и политическая ответственность пока не выдерживают никакой критики.

 

 

 

 

9. Рекрутирование российской политической элиты

 

 

  В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.

 

  Взамен утраченных возможностей оказывать общефедеральное влияние главы регионов получили гарантии экономической и иной помощи из центра при условии политической поддержки региональными элитами позиций центра в ходе федеральных выборов.

 

  В качестве предпосылок процесса институционализации политической элиты регионов России на современном этапе можно выделить следующие:

 

1) проведение административно-правовой  реформы 2000года, в результате  которой произошло перераспределение  политического влияния в отношениях  “центр-регионы” в сторону усиления федеральной элиты;

 

2) рост политической активности  регионального и федерального  бизнеса, который способствует  снижению идеологической подоплеки  политических действий региональной  элиты и возрастанию прагматических  настроений в отношениях региональной  политической элиты и центра;

Информация о работе Политические элиты