Политические изменения в России в 90-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Моя работа посвящена основным итогам политического развития России в 90-е годы. Эта тема актуальна и в наше время, так как в ней содержится информация о политических преобразованиях в нашей стране, которые заложили основу современного политического устройства Российской Федерации.
В реферате будут изложены данные о конфликте между исполнительной и законодательной властью, итогом которого стало столкновение между сторонниками Б.Н. Ельцина и парламентом, а также конфликт между федеральной властью и властью на местах.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Политические изменения в России в 90-е гг. ..................................3
1.1 Государственно-политическое развитие России в 90-е гг...................3
1.2 Кризис власти и его разрешение............................................................4
1.3 Конституционные основы Российской Федерации........................................7
1.4 Общественно-политическая жизнь России в 90-е гг..........................10
Заключение...........................................................................................................15
Библиографический список..............................................................................17

Работа содержит 1 файл

Реферат исправленный.docx

— 55.19 Кб (Скачать)

         Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания — избирается в составе 450 депутатов на 4-летний срок на постоянной основе. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания, принимает федеральные законы (о федеральном бюджете, финансовом, валютном и таможенном регулировании, войне и мире и др.), высказывается о доверии Правительству РФ, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ и Председателя Счетной палаты.

           В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решении» суда. В Конституции записано: человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, а соблюдение его прав и свобод и их защита — главной обязанностью государства.

         Воздействие Федерального Собрания на возглавляемую Президентом исполнительную власть определяется, прежде всего, закрепленным в Конституции обязательным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты.

         В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и местных  политических элит в различных регионах России возникла идея заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти субъектов Федерации.

         Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и Татарстаном, подписанный 15 февраля 1994 г. Вслед за этим были заключены и заключаются поныне индивидуально проработанные договоры со всеми остальными субъектами Федерации. Единственное исключение составила «самопровозглашенная» Чеченская республика Ичкерия. Несмотря на попытки юридического оформления отношений между Центром и Чечней, политического решения вопроса о ее статусе федеральное руководство России пока не находило. Только после двух Чеченских войн нашёлся компромисс о взаимодействии федеральных органов власти и властей Чеченской республики. 

         1.4 Общественно-политическая жизнь России в 90-е гг.

          В ходе проведения выборов в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. с участием более 50 % от числи всех избирателей 5-процентный барьер, необходимый для получения голосов по федеральным спискам, преодолели КП РФ (22 % голосов), ЛДПР (10,9 %), проправительственный блок, возглавляемый B.C. Черномырдиным,— «Наш дом — Россия» (около 10 %), а также объединение «Яблоко» (свыше 7 %).

         Итоги выборов по одномандатным округам укрепили позиции основных оппозиционных  президентской власти партий и блоков: КП РФ получила 58 мандатов избирателей, «Яблоко» — 14, а «Наш дом — Россия»  —10.

         По сравнению с  предыдущими парламентскими выборами 1993 г. новые выборы в Думу продемонстрировали серьезное поражение таких политических и общественных объединений, как «Демократический выбор России», «Женщины России», Аграрная партия России, а также «Конгресс русских общин» (лидеры А.И. Лебедь, Ю.В. Скоков и СЮ. Глазьев), на победу которого возлагали надежды многие отечественные и зарубежные аналитики.

         Расстановка сил  в новой Думе отразилась в избрании на пост ее председателя одного из руководителей  фракции КП РФ Г.Н. Селезнева. Председателем  вновь сформированного Совета Федерации  стал глава администрации Орловской  области, бывший член Политбюро ЦК КПСС, отвечавший в последние годы существования  СССР за развитие аграрного сектора  экономики, Е.С. Строев.

         В марте 1997 г. по инициативе Президента были произведены перемены в составе Правительства РФ. Первыми заместителями Премьер-министра были назначены «молодые реформаторы» —А.Б. Чубайс и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов. Вслед за этим в рамках укрепления исполнительской дисциплины высших должностных лиц развернулась широкомасштабная кампания по борьбе с коррупцией.

         Одновременно в  этот период в большинстве регионов — субъектов РФ проходили губернаторские выборы. Наибольший успех у избирателей, как показали результаты избирательных кампаний, имели кандидатуры управленцев — профессионалов, обладающих значительным опытом хозяйственной работы.

         23 марта 1998 г. Б.Н. Ельцин подписал указ об отставке Правительства РФ во главе с B.C. Черномырдиным. Вскоре в соответствии с конституционной процедурой Президент направил в Государственную Думу письмо с предложением утвердить на пост Председателя Правительства РФ министра топлива и энергетики 35-летнего СВ. Кириенко. Парламент утвердил представленную Президентом кандидатуру на этот пост. К середине мая был окончательно сформирован новый состав Правительства РФ и началась выработка его антикризисной программы.

         Основное внимание Правительства во главе с Кириенко в первым месяц его работы было сосредоточено на выработке целостного пакета нормативных актов и законов, призванного обеспечить осуществление сбалансированной кредитно-денежной политики государства, основанной на ужесточении фискальных методов пополнения бюджета и получении кредитов от международных финансовых институтов. Этот пакет законов был представлен в конце июня 1998 г. и получил название антикризисной или стабилизационной программы нового кабинета.

         Однако «новый курс»  правительства встретил серьезное  противодействие как со стороны левого крыла парламентской оппозиции, так и российских «естественных монополистов» (прежде всего монополистов топливно-энергетического комплекса) и финансовых «олигархов».

         Суть проблемы заключалась  в том, что в результате правительственной  «игры в пирамиду» с ГКО (эти бумаги благодаря постоянно растущим процентным ставкам превратились в сверхприбыльные), у государства стремительно возрастал внутренний долг, который не мог быть покрыт внешними финансовыми «инъекциями» и жесткой налоговой политикой. Единственной оптимальной мерой по выходу из финансового тупика, по оценкам ряда экспертов, могла стать немедленно объявленная девальвация национальной валюты и отмена фиксированного валютного коридора. Вместо этого правительство Кириенко пошло на жесткие меры по усилению финансового контроля за «естественными монополиями». А также активно занимала деньги за рубежом.

         Надвигавшийся кризис всей валютно-финансовой системы России грянул 17 августа 1998 г. В этот день Центральный банк РФ официально заявил об отказе по обязательствам государства в выплатах ГКО. 23 августа Президент РФ подписал указ об отставке правительства С.В. Кириенко.        Отсутствие твердой политической воли и растущая экономическая неопределённость породили в российском обществе тревожно-панические настроения.

         На пост премьер-министра выдвигают Е.М. Примакова, чью кандидатуру  одобряет Государственная Дума. Медлительность в проведении экономических преобразований в стране, попытка согласовать позиции конфликтующих группировок в российской элите и растущий конформизм политического курса кабинета Примакова обрекали его на гарантированную отставку, что и произошло 12 мая 1999 г.

                  

         Новым Премьер-министром  России, в соответствии с предложением Б.Н. Ельцина, стал бывший руководитель Федеральной службы безопасности, министр юстиции и министр внутренних дел С.В. Степашин, кандидатура которого с первого же раза получила одобрение нижней палаты российского парламента. Несмотря на внешне весьма успешные действия как в социально-экономической сфере (был достигнут компромисс с МВФ и «Парижским клубом» кредиторов о реструктуризации внешнего долга, что позволяло поддерживать курс рубля внутри страны и стабилизировать цены), так и в международных делах (позитивные переговоры нового российского премьера на встрече «большой восьмерки» в Кельне и переговоры по проблеме Косово в Сараево в июле 1999 г.), новый кабинет просуществовал лишь 83 дня — 9 августа 1999 г. С.В. Степашин и его кабинет были также отправлены Президентом в отставку. Его преемником стал другой представитель силовых структур —руководитель ФСБ и секретарь Совета Безопасности РФ — В.В. Путин.

         «Министерская чехарда» (а за 4 года своего второго президентского правления Б. Ельцин сменил 5 председателей правительства и свыше 160 федеральных министров), перманентно нараставшая в период подготовки выборов в Государственную Думу, отражала глубинный кризис и раскол, наметившийся в рамках конкурирующих группировок политической элиты, что оказывало существенное воздействие на государственно-политическое развитие современной России.

         Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999 г. являлась подготовка и проведение избирательной кампании по выборам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. После изнурительной и крайне ожесточенной по своим методам парламентской кампании (в которой широко использовались компрометирующие материалы и публичное очернение руководителей избирательных объединений) уже 23 декабря 1999 г. Центральной избирательной комиссией РФ были опубликованы официальные итоги выборов. Всего «конкурс» в нижнюю палату российского парламента составлял в среднем по стране 13 претендентов на один депутатский мандат, а по федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть 5 % барьер. Лидерами «думского марафона» стали КПРФ, «Единство», ОВР, СПС, «Яблоко» и Блок Жириновского (ЛДПР). Согласно результатам выборов большинство мест в Госдуме третьего созыва заняли представители КПРФ, набрав по федеральным спискам 67 мандатов и победив в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок «Единство» получил соответственно 64 и 8 мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу «Народный   депутат»,    составили   думское   большинство.    К   ним присоединилась также фракция Жириновского. Три других избранных в Думу блока (ОВР, СПС и «Яблоко»), сформировавшие соответствующие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме третьего созыва в меньшинстве.

         Результаты парламентских  выборов определили новую «политическую конфигурацию» в стране. Финальным аккордом государственно-политического развития современной России стало неожиданное заявление Президента Б.Н. Ельцина о своей добровольной отставке и возложении исполнения президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, прозвучавшее с экранов телевидения 31 декабря 1999 г. —в канун Нового 2000-го года.

         На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах Президента РФ победу в первом же туре одержал исполняющий обязанности главы государства В.В. Путин, получивший поддержку почти 53 % избирателей, участвовавших в голосовании. 
 
 
 

         Заключение

         Кризис власти в России стал возможен по причине того, что законодательная и исполнительная ветви власти не смогли договориться по вопросу проведения реформ. Он был преодолён благодаря принятию Конституции РФ, которая закрепила превосходство президентской власти над законодательной.

         Глубинные политические и социальные процессы трансформации некогда «единой советской общности» и «всенародного советского государства», еще не обрели окончательной стабилизации. Наиболее важным дестабилизирующим фактором государствостроения России в 90-е гг. является ее растущая регионализация, создающая сложные и противоречивые коллизии в отношениях между руководством федерального центра и наиболее авторитетными региональными лидерами. Кровоточащей раной на теле Российской государственности до сих пор остается Северный Кавказ, где нескончаемой чередой происходят вооруженные конфликты. Фактически, от того насколько будет эффективной политика России на Северном Кавказе, зависит и дальнейшая судьба нашего Отечества как федеративного государства.

         При рассмотрении такой  проблемы, как роль политических партий, начиная с 1990 – 1999 гг. я вывел такую  закономерность. На выборах в Федеральное  Собрание 12 декабря 1993 г. прошли те партии, которые выступали за преобразование либерального характера, но были и объединения, которые не были согласны с предполагаемыми  преобразованиями. Это было вызвано  тем, что население России до конца  не решило, что они хотят от новой  власти. А на выборах 17 декабря 1995 г. превосходство получили те партии, которые выступали против преобразований. По видимому это было вызвано тем, что население стало понимать негативное последствие преобразования. А результатом выборов 1999 г. стало равновесие таких сил, которые выступали за преобразование в сторону рыночных отношений, и тех, которые предполагали возврат к старым порядкам. Это стало возможным из-за того, что общество опять до конца не решило как оно хочет жить. Часть людей выступало за продолжение преобразований, другая — хотела жить по старому.

         Характерной особенностью этого периода стала “Министерская чехарда”. Для преодоления кризисных явлений президент за короткий срок поменял пять председателей правительства, которые так и не смогли найти выход из кризисной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политические изменения в России в 90-е гг