Политические изменения в России в 90-е гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Моя работа посвящена основным итогам политического развития России в 90-е годы. Эта тема актуальна и в наше время, так как в ней содержится информация о политических преобразованиях в нашей стране, которые заложили основу современного политического устройства Российской Федерации.
В реферате будут изложены данные о конфликте между исполнительной и законодательной властью, итогом которого стало столкновение между сторонниками Б.Н. Ельцина и парламентом, а также конфликт между федеральной властью и властью на местах.

Содержание

Введение..................................................................................................................2
Глава 1. Политические изменения в России в 90-е гг. ..................................3
1.1 Государственно-политическое развитие России в 90-е гг...................3
1.2 Кризис власти и его разрешение............................................................4
1.3 Конституционные основы Российской Федерации........................................7
1.4 Общественно-политическая жизнь России в 90-е гг..........................10
Заключение...........................................................................................................15
Библиографический список..............................................................................17

Работа содержит 1 файл

Реферат исправленный.docx

— 55.19 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение..................................................................................................................2

Глава 1. Политические изменения в России в 90-е гг. ..................................3

1.1 Государственно-политическое развитие России в 90-е гг...................3

1.2 Кризис власти и его разрешение............................................................4

1.3 Конституционные основы Российской Федерации........................................7

1.4 Общественно-политическая жизнь России в 90-е гг..........................10

Заключение...........................................................................................................15

Библиографический список..............................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение

         Моя работа посвящена  основным итогам политического развития России в 90-е годы. Эта тема актуальна  и в наше время, так как в  ней содержится информация о политических преобразованиях в нашей стране, которые заложили основу современного политического устройства Российской Федерации.

         В реферате будут  изложены данные о конфликте между  исполнительной и законодательной  властью, итогом которого стало столкновение между сторонниками Б.Н. Ельцина и парламентом, а также конфликт между федеральной властью и властью на местах.

         Также я опишу  все политические партии, которые  влияли на политические процессы, происходившие  в Российской Федерации. Будут приведены  цифровые данные о количестве депутатов  Государственной Думы, которые являлись представителями разных политических партий.

         Я рассмотрю такой  вопрос, как частая смена премьер-министров. В истории она называется “министерская чехарда”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 1. Политические изменения в России в 90-е гг.

         1.1 Государственно-политическое развитие России в 90-е гг.

         Процесс формирования обновленной российской государственности начался еще до распада Советского Союза. Принятие 12 июня 1990 г.

         Декларации о государственном  суверенитете России на I Съезде народных депутатов РСФСР стало важнейшей вехой в становлении ее институтов власти и управления, независимых от союзных структур. Тогда же на пост Председателя Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Согласно Декларации, суверенитет провозглашался во имя обеспечения каждому человеку необходимого права на достойную жизнь, свободное развитие, пользование родным языком, а каждому народу — права на самоопределение.

         Ровно через год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления высшей исполнительной власти, Б.Н. Ельцин был избран на пост президента всенародным голосованием.

         После событий августа 1991 г. фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Осенью 1991 г. российское руководство поставило целью прежде всего разрушение структур КПСС, создание собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах.

         В сфере государственного строительства важнейшей задачей, стоявшей перед руководством России, являлось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенные полномочия.

         31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. Этот документ разграничивал предметы ведения и полномочия между федеральными органами власти и управления, а также органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Федерации были отнесены республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт- Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лишь лидеры Татарстана и Чеченской республики. Они заявили о своем полном суверенитете и независимости от федеральных органов.

         В 1992—1993 гг. на высшем уровне российская государственность  была представлена тремя ветвями  власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый из числа депутатов двухпалатный Верховный Совет), исполнительной (Президент РФ и назначаемое им Правительство РФ, Председатель которого утверждался, по представлению Президента, Съездом народных депутатов), судебной (систему судебных органов венчал Конституционный Суд, состав которого избирался также Съездом народных депутатов).

         На повестку дня  был поставлен вопрос, быть ли России президентской республикой (сильный президент формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республикой (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство; должность президента либо отсутствует вовсе, либо он наделен ограниченными-полномочиями) или парламентско-президентской республикой (равно присутствуют признаки и парламентской и президентской республик). 
 

         1.2 Кризис власти и его разрешение

         Президент и его  аппарат вели настойчивую борьбу за усиление центральных органов  исполнительной власти и ускорение  начавшихся радикальных социально-экономических преобразований и, прежде всего, за форсированную приватизацию.

         Руководство Верховного Совета РФ, опираясь на оппозиционно настроенное  большинство депутатского корпуса, настаивало на более плавном и сбалансированном переходе страны к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.

         В качестве выхода из сложившейся ситуации Президент  РФ Б.Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил  заключить конституционное соглашение с руководством Верховного Совета РФ. В связи с возникшими по этому поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении вопроса о путях разрешения конституционного кризиса на референдум. Лидеры парламента выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный Суд. Состоявшийся 10—13 марта 1993 г. VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов отклонил вопрос о проведении референдума. Тогда Президент Б.Н. Ельцин пошел на решительные меры: 20 марта он обратился по телевидению к гражданам России, заявив, что подписывает указ «Об особом порядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шаг вызвал бурный протест большей части российских депутатов, а Председатель Конституционного Суда опротестовал законность президентского решения. Вслед за этим в конце марта вновь собрался Съезд народных депутатов. На нем был поставлен вопрос об отстранении Президента от должности в связи с превышением полномочий. В итоге удалось найти компромиссное решение: большинство депутатов согласилось на проведение всероссийского референдума о доверии Президенту, поддержке курса проводимых им реформ, доверии Председателю Верховного Совета РФ и российскому депутатскому корпусу.

         Референдум состоялся 25 апреля 1993 г., выраженная на нем поддержка реформаторского курса, проводимого Президентом (из 62 % граждан, принявших участие в голосовании, большинство высказалось за доверие высшей исполнительной власти).

         21 сентября 1993 г. Президентом был подписан указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Он содержал положения о роспуске прежних государственных органов советской власти, назначении выборов нового органа законодательной власти — Федерального Собрания и проведении очередного референдума — на этот раз по проекту новой Конституции Российской Федерации.

         Апогеем противостояния между народными депутатами и  силами, поддерживающими Президента РФ, стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3—4 октября 1993 г. и вылившиеся в форму открытого вооруженного противоборства. Сторонники Верховного Совета захватили здание мэрии на Новом Арбате, а затем их нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета РСФСР из танковых орудий, а спустя несколько часов оно было взято штурмом отрядами спецподразделений. Главные политические оппоненты Президента были арестованы.

         В это же время  Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание. Вслед за этим начался процесс  упразднения местных органов  советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента РФ. В соответствии с указом Президента РФ выборы в Государственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы — по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции России. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан (около 55 % от общего числа внесенных в списки избирателей).

         Как и планировалось, депутатский корпус Совета Федерации  оказался в основном сформирован из работников аппарата государственного управления и органов власти. По итогам же выборов в Государственную Думу партийный состав нижней палаты сложился следующим образом: из 450 мест наибольшее число мандатов получили представители проправительственного блока «Выбор России» (лидер Е.Т. Гайдар), они заняли 96 мест с учетом депутатов, избранных по территориальным округам. Наибольшее число мандатов по партийным спискам получила Либерально-демократическая партия В.В. Жириновского (свыше 25 %), занявшая 70 мест в нижней палате нового российского парламента. Компартия России (председатель Г.А. Зюганов) получила 65 мандатов, а Аграрная партия России (лидер М.И. Лапшин) —47. Остальные избирательные блоки и партии («Яблоко», Партия российского единства и согласия, Демократическая партия России и избирательное объединение «Женщины России» получили в Государственной Думе ФС РФ первого состава от 14 до 21 места.

         В целом оппозиционный  по своему политическому потенциалу Президенту состав Думы определил ту политическую атмосферу, в которой  начался новый этап государственного строительства в России. 
 

         1.3 Конституционные  основы Российской  Федерации

         Вся полнота государственной  власти в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание), исполнительной {Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя.

         Президент как глава государства является одновременно Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он назначает выборы, распускает Государственную Думу, вносит в нее законопроекты, подписывает указы и распоряжения. Президент назначает с согласия нижней палаты парламента Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров. В полномочия Президента входит также формирование Совета Безопасности, Администрации Президента и Совета Обороны, назначение и освобождение полномочных представителей Президента, высшего командования Вооруженных Сил, дипломатических представителей России за рубежом.

         Президент Российской Федерации избирается на 4-летний срок. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение от должности Президента РФ, хотя и предусмотрено Конституцией, но весьма сложно и далеко еще не определено. Вместе с тем сама декларация существования такого механизма не позволяет считать власть Президента в России неограниченной.

         Совет Федерации  — верхняя палата российского парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов их государственной власти), образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам своего ведения; утверждает указы Президента РФ о введении военного (чрезвычайного) положения; решает вопросы об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назначает выборы Президента и отрешает его от должности; по представлению Президента назначает судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда; назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ, заместителей Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. К его ведению относится утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

Информация о работе Политические изменения в России в 90-е гг