Политические институты и их роль в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:13, контрольная работа

Описание работы

Институт политический - совокупность ролей и функций, а так же структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.

Многие явления в жизни общества по-научному можно назвать институтами, т.о., эта категория рассматривается в целом ряде дисциплин.

Вопрос об общественной необходимости политических институтов был поставлен еще много веков тому назад когда люди, живущие вместе, на одной территории, и в силу самой человеческой природе склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного, бескровного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общественного распорядка, поскольку они в их коллективных интересах. Так возникли политические институты.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….3

1 Политические институты как субъекты политических отношений……………..4

2 Формальные политические институты и их функции ……………………………8

3 Неформальные политические институты (группы давления, клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике…………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………………..14

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 137.34 Кб (Скачать)

       3 Неформальные политические институты (группы давления, клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике 

       Неформальные  институты – это своего рода неформальные правила, которые регулируют отношения  заинтересованных акторов. Такого рода институты формируются в результате взаимодействия «лицом к лицу».

       Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее.

       Группы  интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

       Отдельные индивидуумы и группы предъявляют  различные требования лицам, принимающим  политические решения. Этот процесс  называется артикуляцией интересов. Следующей  функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества  частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые  различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп  интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.

       Группы  интересов удовлетворяют следующие  общественные потребности:

       1. Передают настроения и требования  определенных общественных слоев  правительству.

       2. Влияют на законодательный процесс,  разрабатывают законопроекты и  представляют их на рассмотрение  правительств.

       3. Выполняют важную роль при  подборе экспертов и специалистов  на министерские должности, открывая  доступ на государственные посты  лицам с соответствующим опытом  и окружением.

       4. Оказывают поддержку и мобилизуют  людей в реализации правительственных  программ.

       5. Осуществляют контакт с правительством  и способствуют выработке современных  и эффективных законов.

       Клановость можно трактовать как промежуточное состояние между рынком (предполагающим формализованные контракты) и иерархией (вертикально интегрированными фирмами). Эта форма экономической организации, возникающая в интересах выполнения взаимных обязательств, может быть эффективна при особых историко-институциональных условиях, отличающихся, в частности, неопределенностью.47 Возникновение кланов - это реакция на необходимость персонализированного экономического обмена, т. е. повторяющихся сделок, предполагающих личные контакты и "клиентелизацию". Там, где трудно запустить в действие формальные правила игры и процедуры контроля за их выполнением, кланы позволяют установить взаимность и консенсус и без формализации отношений.

       На  смену многим министерствам и  ведомствам в реформируемой России пришли иные иерархические структуры - финансово-промышленные группы. Экономическую целесообразность таких структур еще предстоит доказать, но их организация по типу клана не подлежит сомнению. Во главе этих вертикально интегрированных групп стоят лидер бизнеса и "свой человек" в правительстве. Ступенькой ниже - руководители банков, предприятий и средств массовой информации. Им подчиняются аналитики и консультанты, специалисты по общественным отношениям и созданию благоприятного имиджа, журналисты и работники служб безопасности. Костяк таких групп образует "команда", состоящая из лидеров и их ближайших помощников, которая формирует стратегию экспансии группы, ее внутренние законы и символические коды, а также тактику борьбы или альянсов с другими группами.

       Такого  рода вертикальные сети, разумеется, характерны не только для России. Они воплощают  в себе стратегию кооперации в  интересах уменьшения неопределенности и усиления безопасности и стабильности.

       Как показывает мировой опыт, вертикально  интегрированные сети могут демонстрировать  преимущества двоякого рода: обеспечивать экономию на затратах, а также уменьшать  риск и повышать стабильность бизнеса. Однако такие сети могут приводить  и к прямо противоположному исходу: повышению затрат и увеличению риска. Негативный эффект может быть связан с тем, что иерархическая структура  имеет тенденцию к непомерной раздутости, громоздкости, негибкости и неповоротливости, самодостаточности  и самоуспокоенности.

       Клиентела - ( лат. cliens послушный) - форма социальной (персональной или коллективной) зависимости, порождаемая неравномерным распределением ресурсов власти. Ее отличает приоритет личной лояльности всем остальным видам социальных связей.

       Неформальные структуры влияют на работу формальных институтов существенным и порой неожиданным образом. Например, отношения между законодательной и исполнительной властью порой невозможно объяснить строго в терминах конституционного устройства.

       Неформальные  институты также вносят коррективы в избирательное законодательство.

       Кроме того, неформальные институты влияют на последствия работы формальных институтов менее очевидным образом: создавая или усиливая мотивы для следования формальным правилам. Иными словами, те разрешающие и сдерживающие механизмы, которые обычно связываются с  формальными институтами, на самом  деле могут относиться к неформальным институтам. Неформальные правила определяют последствия работы формальных институтов в таких сферах, как законодательная политика, судебная политика, создание партий, финансирование кампаний, смена режимов, федерализм, отправление общественных обязанностей и государственное строительство.

 

 

       Заключение 

       Политические  институты – это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры  обслуживают.

       Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом  связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима. Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно  изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и  исторических традиций государственного строительства. Политические институты  эволюционируют под воздействием глубинных  процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами.

       Наряду  с этим политические институты оказывают  существенное влияние на развитие политической жизни общества.

       Институт  в политике фиксирует реальный статус-кво, сложившийся во властвовании и в  политических отношениях между индивидами, социальными группами и обществам в целом. Центральными политическими институтами являются государство и связанные с его деятельностью структуры, а так же негосударственные институты, выступающие в качестве субъектов и объектов политического влияния.

 

 

       Список  литературы 

       1 Меркель. В. Формальные и неформальные  институты// Полис (Политические  исследования). В. Меркель, А. Круассан  – 2002-№1 С. 6-17

       2 Тамбовцев В.Л. О разнообразии  форм описания институтов//  Общественные  науки и современность. В.Л.  Тамбовцев – 2004-№2 С 107-118

       3 Тургаев А.С. Политология в схемах и комментариях: Учеб. пособие/ Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова - Спб.: Питер, 2005.-304с.

       4 Хелмке Г. Неформальные институты  и сравнительная политика// Прогнозис’10. Гретхен Хелмке, Стивен Левитски. 14.12 07

Информация о работе Политические институты и их роль в политике