Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:13, контрольная работа
Институт политический - совокупность ролей и функций, а так же структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.
Многие явления в жизни общества по-научному можно назвать институтами, т.о., эта категория рассматривается в целом ряде дисциплин.
Вопрос об общественной необходимости политических институтов был поставлен еще много веков тому назад когда люди, живущие вместе, на одной территории, и в силу самой человеческой природе склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного, бескровного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общественного распорядка, поскольку они в их коллективных интересах. Так возникли политические институты.
Введение ……………………………………………………………………………….3
1 Политические институты как субъекты политических отношений……………..4
2 Формальные политические институты и их функции ……………………………8
3 Неформальные политические институты (группы давления, клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике…………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………...13
Список литературы…………………………………………………………………..14
АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
УРАЛЬСКИЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра
общественных дисциплин
По курсу:
Политология
На тему:
Политические институты
и их роль в политике
.
(ФИО)
группы
ЭСЗ-205
Челябинск
2010
Введение ………………………………………………………
1 Политические институты как субъекты политических отношений……………..4
2 Формальные политические институты и их функции ……………………………8
3 Неформальные
политические институты (группы давления,
клиентелы, кланы, сети) и их роль в политике…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Институт политический - совокупность ролей и функций, а так же структур, призванных обеспечивать реализацию интересов социальных групп, индивидов.
Многие явления в жизни общества по-научному можно назвать институтами, т.о., эта категория рассматривается в целом ряде дисциплин.
Вопрос об общественной необходимости политических институтов был поставлен еще много веков тому назад когда люди, живущие вместе, на одной территории, и в силу самой человеческой природе склонные к спорам, обнаружили, что для бесконфликтного, бескровного разрешения противоречий между ними нужны какие-то всеми принятые установления, те или иные формы общественного распорядка, поскольку они в их коллективных интересах. Так возникли политические институты.
Тема
данной контрольной работы является
актуальной, так как многомерный
анализ политических институтов –
одно из ведущих направлений
Для
достижения данной цели необходимо решить
ряд задач. Во-первых, рассмотреть
политические институты как субъекты
политических отношений. Во-вторых,
дать понятие формальным политическим
институтам, проанализировать их функции.
И, в-третьих, рассмотреть виды неформальных
политических институтов и их роль
в политике.
1
Политические институты как субъекты
политических отношений
Политические отношения определяют как взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. Они возникают, когда потребность в управлении и властном регулировании социальных процессов и отношений начинает осуществляться при активном участии государства.
Политические отношения несут в себе все необходимые атрибутивные качества политики:
-
их смысл заключается в
-
возникая при активном участии
сознания, политические отношения
существуют не в головах людей,
-
деятельный, активный характер
-
их специфическим инструментом
оказывается власть, принуждение,
авторитетное влияние,
Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе.
Устойчивость политического института достигается за счёт:
– норм, регламентирующих характер взаимодействия;
– санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения;
– опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.
Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; институт государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.
Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. Институтом и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками:
1) они
служат важнейшим средством
2) они
связаны с реализацией
3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.
Существует
неразрывное единство политических
институтов и политической деятельности:
политическое действие "опредмечивается"
в институциональном
Существует множество сторон, между которыми устанавливаются политические отношения. При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются субъектами политики, другие - выступают а качестве ее объектов, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Следует
иметь в виду, что в политике,
как и в любой иной сфере
социальных отношений, нет постоянного
закрепления атрибутов субъекта
или объекта за определенным неизменным
носителем - все участники политических
отношений обладают сознанием и
волей и в зависимости от конкретной
ситуации могут выступать в качестве
объекта ( когда политическое действие
направлено на него) и в качестве
субъекта (когда он сам служит источником,
носителем политического
При стремлении к максимальному сужению круга субъектов политических отношений, в конечном счете при доведении их количества до единицы возникает тоталитарная модель построения политических отношений; а при признании естественности множественности интересов и способов их выражения в политике - плюралистическая модель.
2
Формальные политические институты и
их функции
Формальные
институты представляют собой универсальные
правила поведения в
Возможные
формы политических
институтов
Можно выделить две модели формирования государственных институтов власти. Согласно первой модели, для отстаивания всеобщих интересов любому сообществу нужны четыре типа институтов, чтобы регулировать общие интересы, – институты законодательной власти. Для воплощения в жизнь принятых решений – институты исполнительной власти. Для разрешения возникающих конфликтов и интерпретации правил – институты судебной власти. Для применения негативных санкций по отношению к нарушителям норм – институты принуждения. Вторая модель исходит из доминирования одной социальной группы в обществе (элиты, олигархии, правящего класса, клана и т. д.). Для утверждения своего господства эта правящая группировка создает четыре типа институтов. Законодательные институты – для обеспечения легитимности над подданными, исполнительные – для реализации принятых решений, судебные – для разрешения конфликтов между властвующими и подвластными, институты принуждения – для репрессивного подавления тех, кто оказывает власти сопротивление.
И
в той и в другой модели институты
оказываются теми же самыми. Однако
политические системы будут различаться
как количеством институтов, так
и их композицией (институциональным
дизайном). Таким образом, разнообразие
институциональных
Представленные
на схеме институты носят в
основном формальный характер. Это
преимущественно формы
Информация о работе Политические институты и их роль в политике