Политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 21:08, реферат

Описание работы

Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, фашизм и анархизм представляют собой сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно - типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом.

Содержание

Введение 2

Коммунизм 4

Социал-демократизм 7

Фашизм 11

Литература 16

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 34.29 Кб (Скачать)
 

Оглавление

Введение 2

Коммунизм 4

Социал-демократизм 7

Фашизм 11

Литература 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Мир политического невозможно представить  себе без идеологии. Проводимый властями предержащими политический курс нуждается  в обосновании, оправдании, легитимизации. Политическая идеология - это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. В идеологических системах можно выделить теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития. По сути дела это уровень политической философии группы, выражающей основные ценностно-смысловые ориентиры ее развития, те идеалы и принципы, во имя которых совершаются государственные перевороты, разрушаются политические системы и возрождаются общества.

     Наличие таких представлений свидетельствует  об уровне интеллектуальной рефлексии  данной группы, о ее способности  предложить собственные принципы интерпретации  мира политики, создать систематизированную, логически стройную и достоверную  картину действительности. Еще Ф. Ницше предупреждал, что ХХ век  станет веком борьбы различных сил  за мировое господство, осуществляемой именем философских принципов. Ф. Ницше  был прав в том смысле, что мировоззренческие  и философские принципы приобрели  идеологическое измерение и послужили  основой политической практики. Развитые идеологические системы, идейно-философские течения явились своеобразными секулярными религиями, пытавшимися дать целостную непротиворечивую картину мира и человеческого бытия. Политико-философская мысль подверглась политизации в рамках идеологий, подчинилась императивам системного конфликта. Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале ХХ века в процессе формирования и более или менее четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли: реформистской (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) и революционной (марксизма и фашизма), каждая из которых имела свои национальные, региональные и системные разновидности.

     На  основе диверсификации научных дисциплин  произошло постепенное размежевание различных политико-философских  и идейных течений и направлений, призванных обосновать те или иные альтернативные пути общественно-исторического  развития. Эти течения и направления, получившие названия либерализма, консерватизма, марксизма, социал-демократизма и т.д., отличаются друг от друга по трактовке ими места и роли отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов и других субъектов в мире политического, по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, то тому, какое место и роль отводятся ими основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям и т.д.), по предлагаемым им программам и средствам решения стоящих перед обществом проблем.

     Либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, фашизм и анархизм представляют собой  сложные и многоплановые явления, которые выступают в различных  вариациях, отличающихся как внутри отдельных стран, так и особенно на междустрановом уровне. Каждое это явление составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и стратегий тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства либо правительственной коалиции. Вместе с тем они нечто большее, а именно - типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, которые не всегда ассоциируются с конкретными политическими силами или политическим курсом. Это одновременно теории, доктрины, программы, сформулированные на основе господствующей парадигмы. Особенность политических идеологий состоит в том, что они соединяют в себе определенный идейно-философский способ объяснения политической реальности и предлагаемый способ политического действия, направленный на сохранение или, наоборот, на изменение этой политической реальности. Таким образом, они соединяют в известном смысле теорию и практику, размышление и действие, рациональные модели и эмоциональные настрои, давая человеку целостный тип ориентации в мире политического. [1].

Коммунизм

     Коммунизм представляет собой одно из крупных  течений социально-философской мысли, включающее в себя воззрения по широкому комплексу общественно-экономических, политических, идеологических и множеству  других проблем. Коммунизм - философская и общественно-политическая доктрина, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций коллективизма и отрицания частной собственности.

     Теоретической основой этой идеологии выступает  классический марксизм, который возник и развивался в общем русле  европейской политико-философской  мысли и в этом смысле явился детищем  Просвещения и рационалистической традиции. Его родовая близость, например, к либерализму выражается, в частности, в наличии в нем  целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Речь идет о таких тезисах, как  «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», «свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над  обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный», «нет прав без  обязанностей, нет обязанностей без  прав» и других

     В то же время в марксизме содержались  элементы, которые стали основой  для радикального пересмотра и отрицания  важнейших положений породившей его капиталистической парадигмы. К. Маркс исходил из тезиса о том, что для правильного понимания современного ему общества необходимо прежде всего выявлять и анализировать закономерности и механизмы функционирования и развития экономической системы. Совокупность производственных отношений, писал К. Маркс, составляет экономический базис общества, на котором возвышается политико-идеологическая надстройка. В нее входят юридически-правовые и политические институты, государство, социокультурная и духовная сферы, идеология, весь строй сознания. Главное внимание уделялось обоснованию мысли о том, что экономический базис определяет структуру и характер политической и идеологической надстройки. Все политические институты, духовные ценности, нормы, установки формируются на основе господствующих экономических отношений правящим классом, в руках которого сосредоточена экономическая власть. Важное значение имеет позиция марксизма по вопросу о соотношении гражданского общества и государства. Вслед за Г. Гегелем К. Маркс исходил из признания того, что государство и гражданское общество составляют исторически детерминированные образования, характеризующиеся особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаемые соответствующими политико-правовыми механизмами. По К. Марксу, в гражданском обществе в «своей ближайшей действительности» человек - мирское существо, имеющее и для себя и для других значение действительного индивида. В государстве же, где человек признается родовым существом, он лишен своей действительной индивидуальности. Отсюда, говорил он, вытекает «различие между религиозным человеком и гражданином государства, между поденщиком и гражданином государства, землевладельцем и гражданином государства, между живым индивидом и гражданином государства».

     Согласно  К. Марксу, гражданское общество относится  к материальной сфере, в то время  как государство составляет надстройку. В конечном счете К. Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества, сведя последнее фактически к сфере труда, производства и обмена. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие. Вследствие сведения всех социальных отношений к экономическим и политико-идеологическим, то есть элементам базиса и надстройки, из марксовой схемы выпадал комплекс социокультурных, этно-национальных, семейно-бытовых отношений, институтов, обеспечивающих социализацию и воспитание подрастающего поколения. К. Маркс не уделил должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, университеты.

     В марксизме заложена возможность  полного растворения индивидуально-личностного  начала в коллективном, будь то в  гражданском обществе или в государстве. Маркс обосновывал мысль о  том, что человек может найти  себя и освободиться лишь тогда, когда  он станет действительным родовым существом. Его спасение - в слиянии с родом, обществом. Немаловажное значение в  этом плане придавалось тезису, согласно которому государство выражает общий интерес, в то время как гражданское общество - частный интерес. Классический марксизм предусматривал снятие разделения между государством и гражданским обществом путем отмирания государства и, соответственно, права. К. Маркс представлял себе общество не только без государства, но и без власти. Там, где нет власти, там никто не нуждается в управлении, стало быть, теряет смысл «правление народа», то есть демократия.

     Не  раз предпринимались попытки  пересмотра и ревизии социально-философских, экономических и политических идей и установок классического марксизма. Поэтому неудивительно, что марксизм является многоплановым и сложным  течением политико-философской мысли. В его рамках можно обнаружить множество как национальных, так  и идеологических различий и оттенков. Первоначально марксизм лег в  основу программ и платформ социал-демократических  партий, возникших в конце ХIХ века. Однако, начиная с конца этого столетия и особенно на протяжении всего ХХ века социал-демократия постепенно подвергла ревизии важнейшие положения марксизма справа, то есть на путях отказа от его революционных лозунгов и с целью разработки собственного реформистского пути преобразования общества. Из марксизма вышли также австромарксизм, неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие предпочтение реформистскому пути преобразования общества.

     Марксизм  подвергся также существенной ревизии  слева в направлении конкретизации  и ужесточения заложенных в нем  революционных принципов. На этом пути отдельные его положения были использованы для разработки в самом  конце ХIХ - начале ХХ века политической доктрины левого революционного тоталитаризма в лице марксизма-ленинизма и родственных ему течений.

     Главным в современной версии марксизма  является стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок  на революционное преобразование общества и сформулировать теорию марксизма  «с человеческим лицом». Но в условиях наметившего еще в 70-е годы ХХ столетия глубокого кризиса реального  социализма и последующего распада  СССР современные версии марксизма  теряют свою актуальность.[2]

Социал-демократизм

     Под социал-демократией подразумевают  теорию и практику всех партий, входящих в Социалистический интернационал, те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно обозначить и как социально-политическое, и как идейно-политическое течение. Социал-демократия - идейно-политическое течение, пытающееся соединить представления об обществе социальной справедливости с рядом либеральных идей и представлений. Причем внутри нее существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Своими корнями социал-демократия восходит к Великой французской революции и к идеям социалистов-утопистов. Но она вобрала в себя также множество идей из других идейно-политических течений. Особо следует отметить, что первоначально социал-демократия вызревала отчасти в рамках марксизма, отчасти под его сильным влиянием. Социал-демократия возникла как альтернатива капитализму. В этом качестве первоначально она в принципе разделяла важнейшие установки марксизма на обобществление средств производства, всеобщее равенство, социальную справедливость. Но в реальной жизни получилось так, что социал-демократия в общем и целом отвергла эти установки, приняла существующие общественно-политические институты и общепринятые правила игры. С этой точки зрения всю ее последующую историю можно рассматривать и как постепенный отход от марксизма. Со временем в программах социал-демократов взяли верх прагматизм и реформизм. Как бы предвидя возможность появления авторитарного социализма, руководители реформистского крыла социал-демократии провозгласили своей целью построение демократического социализма. Само понятие «демократический социализм» вошло в научный и политический лексикон в конце ХIХ века и включало идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую систему. Для представителей данной традиции с самого начала было характерно признание правового государства как позитивного фактора в деле постепенного реформирования и трансформации капиталистического общества.

Информация о работе Политические идеологии