Оглавление
Введение 2
Коммунизм 4
Социал-демократизм 7
Фашизм 11
Литература 16
Введение
Мир
политического невозможно представить
себе без идеологии. Проводимый властями
предержащими политический курс нуждается
в обосновании, оправдании, легитимизации.
Политическая идеология -
это определенная доктрина, оправдывающая
притязания той или иной группы лиц на
власть (или ее использование), добивающейся
в соответствии с этими целями подчинения
общественного мнения собственным идеям.
В идеологических системах можно выделить
теоретико-концептуальный уровень, на
котором формулируются основные положения,
раскрывающие ценности и идеалы определенного
класса (нации, государства) или приверженцев
какой-то определенной цели политического
развития. По сути дела это уровень политической
философии группы, выражающей основные
ценностно-смысловые ориентиры ее развития,
те идеалы и принципы, во имя которых совершаются
государственные перевороты, разрушаются
политические системы и возрождаются
общества.
Наличие
таких представлений свидетельствует
об уровне интеллектуальной рефлексии
данной группы, о ее способности
предложить собственные принципы интерпретации
мира политики, создать систематизированную,
логически стройную и достоверную
картину действительности. Еще Ф.
Ницше предупреждал, что ХХ век
станет веком борьбы различных сил
за мировое господство, осуществляемой
именем философских принципов. Ф. Ницше
был прав в том смысле, что мировоззренческие
и философские принципы приобрели
идеологическое измерение и послужили
основой политической практики. Развитые
идеологические системы, идейно-философские
течения явились своеобразными секулярными
религиями, пытавшимися дать целостную
непротиворечивую картину мира и человеческого
бытия. Политико-философская мысль подверглась
политизации в рамках идеологий, подчинилась
императивам системного конфликта. Разделительная
линия в этом конфликте была проложена
еще в начале ХХ века в процессе формирования
и более или менее четкого разграничения
двух магистральных направлений политико-философской
мысли: реформистской (либерализма, консерватизма,
социал-демократизма) и революционной
(марксизма и фашизма), каждая из которых
имела свои национальные, региональные
и системные разновидности.
На
основе диверсификации научных дисциплин
произошло постепенное размежевание
различных политико-философских
и идейных течений и направлений,
призванных обосновать те или иные
альтернативные пути общественно-исторического
развития. Эти течения и направления, получившие
названия либерализма, консерватизма,
марксизма, социал-демократизма и т.д.,
отличаются друг от друга по трактовке
ими места и роли отдельного человека,
групп, партий, социальных сил, классов
и других субъектов в мире политического,
по их подходу к решению важнейших экономических
и социальных проблем, то тому, какое место
и роль отводятся ими основным социально-экономическим
и общественно-политическим институтам
(частной собственности, свободному рынку,
государству, партиям и т.д.), по предлагаемым
им программам и средствам решения стоящих
перед обществом проблем.
Либерализм,
консерватизм, социал-демократизм, марксизм,
фашизм и анархизм представляют собой
сложные и многоплановые явления,
которые выступают в различных
вариациях, отличающихся как внутри
отдельных стран, так и особенно
на междустрановом уровне. Каждое это
явление составляет комплекс идей, принципов
и установок, которые могут лежать в основе
программ политических партий и стратегий
тех или иных социально-политических сил,
того или иного правительства либо правительственной
коалиции. Вместе с тем они нечто большее,
а именно - типы и формы освоения и понимания
социально-политического мира, которые
не всегда ассоциируются с конкретными
политическими силами или политическим
курсом. Это одновременно теории, доктрины,
программы, сформулированные на основе
господствующей парадигмы. Особенность
политических идеологий состоит в том,
что они соединяют в себе определенный
идейно-философский способ объяснения
политической реальности и предлагаемый
способ политического действия, направленный
на сохранение или, наоборот, на изменение
этой политической реальности. Таким образом,
они соединяют в известном смысле теорию
и практику, размышление и действие, рациональные
модели и эмоциональные настрои, давая
человеку целостный тип ориентации в мире
политического. [1].
Коммунизм
Коммунизм
представляет собой одно из крупных
течений социально-философской мысли,
включающее в себя воззрения по широкому
комплексу общественно-экономических,
политических, идеологических и множеству
других проблем. Коммунизм -
философская и общественно-политическая
доктрина, сутью которой является критика
капиталистических отношений с позиций
коллективизма и отрицания частной собственности.
Теоретической
основой этой идеологии выступает
классический марксизм, который возник
и развивался в общем русле
европейской политико-философской
мысли и в этом смысле явился детищем
Просвещения и рационалистической
традиции. Его родовая близость,
например, к либерализму выражается,
в частности, в наличии в нем
целого ряда положений, которые либералы
могут принять без особых оговорок.
Речь идет о таких тезисах, как
«свободное развитие каждого является
условием свободного развития всех», «свобода
состоит в том, чтобы превратить
государство из органа, стоящего над
обществом, в орган, этому обществу
всецело подчиненный», «нет прав без
обязанностей, нет обязанностей без
прав» и других
В
то же время в марксизме содержались
элементы, которые стали основой
для радикального пересмотра и отрицания
важнейших положений породившей
его капиталистической парадигмы. К.
Маркс исходил из тезиса о том, что для
правильного понимания современного ему
общества необходимо прежде всего выявлять
и анализировать закономерности и механизмы
функционирования и развития экономической
системы. Совокупность производственных
отношений, писал К. Маркс, составляет
экономический базис общества, на котором
возвышается политико-идеологическая
надстройка. В нее входят юридически-правовые
и политические институты, государство,
социокультурная и духовная сферы, идеология,
весь строй сознания. Главное внимание
уделялось обоснованию мысли о том, что
экономический базис определяет структуру
и характер политической и идеологической
надстройки. Все политические институты,
духовные ценности, нормы, установки формируются
на основе господствующих экономических
отношений правящим классом, в руках которого
сосредоточена экономическая власть.
Важное значение имеет позиция марксизма
по вопросу о соотношении гражданского
общества и государства. Вслед за Г. Гегелем
К. Маркс исходил из признания того, что
государство и гражданское общество составляют
исторически детерминированные образования,
характеризующиеся особыми формами и
отношениями производства, классового
разделения и классовой борьбы и защищаемые
соответствующими политико-правовыми
механизмами. По К. Марксу, в гражданском
обществе в «своей ближайшей действительности»
человек - мирское существо, имеющее и
для себя и для других значение действительного
индивида. В государстве же, где человек
признается родовым существом, он лишен
своей действительной индивидуальности.
Отсюда, говорил он, вытекает «различие
между религиозным человеком и гражданином
государства, между поденщиком и гражданином
государства, землевладельцем и гражданином
государства, между живым индивидом и
гражданином государства».
Согласно
К. Марксу, гражданское общество относится
к материальной сфере, в то время
как государство составляет надстройку.
В конечном счете К. Маркс упростил
крайне сложную структуру гегелевской
модели гражданского общества, сведя последнее
фактически к сфере труда, производства
и обмена. Для него гражданское общество
составляет форму, в которой осуществляется
экономическое развитие. Вследствие сведения
всех социальных отношений к экономическим
и политико-идеологическим, то есть элементам
базиса и надстройки, из марксовой схемы
выпадал комплекс социокультурных, этно-национальных,
семейно-бытовых отношений, институтов,
обеспечивающих социализацию и воспитание
подрастающего поколения. К. Маркс не уделил
должного внимания таким элементам гражданского
общества, как домохозяйства, добровольные
ассоциации, средства массовой информации,
школы, университеты.
В
марксизме заложена возможность
полного растворения индивидуально-личностного
начала в коллективном, будь то в
гражданском обществе или в государстве.
Маркс обосновывал мысль о
том, что человек может найти
себя и освободиться лишь тогда, когда
он станет действительным родовым существом.
Его спасение - в слиянии с родом,
обществом. Немаловажное значение в
этом плане придавалось тезису, согласно
которому государство выражает общий
интерес, в то время как гражданское общество
- частный интерес. Классический марксизм
предусматривал снятие разделения между
государством и гражданским обществом
путем отмирания государства и, соответственно,
права. К. Маркс представлял себе общество
не только без государства, но и без власти.
Там, где нет власти, там никто не нуждается
в управлении, стало быть, теряет смысл
«правление народа», то есть демократия.
Не
раз предпринимались попытки
пересмотра и ревизии социально-философских,
экономических и политических идей
и установок классического марксизма.
Поэтому неудивительно, что марксизм
является многоплановым и сложным
течением политико-философской мысли.
В его рамках можно обнаружить
множество как национальных, так
и идеологических различий и оттенков.
Первоначально марксизм лег в
основу программ и платформ социал-демократических
партий, возникших в конце ХIХ
века. Однако, начиная с конца этого столетия
и особенно на протяжении всего ХХ века
социал-демократия постепенно подвергла
ревизии важнейшие положения марксизма
справа, то есть на путях отказа от его
революционных лозунгов и с целью разработки
собственного реформистского пути преобразования
общества. Из марксизма вышли также австромарксизм,
неомарксизм, еврокоммунизм, отдававшие
предпочтение реформистскому пути преобразования
общества.
Марксизм
подвергся также существенной ревизии
слева в направлении конкретизации
и ужесточения заложенных в нем
революционных принципов. На этом пути
отдельные его положения были
использованы для разработки в самом
конце ХIХ - начале ХХ века политической
доктрины левого революционного тоталитаризма
в лице марксизма-ленинизма и родственных
ему течений.
Главным
в современной версии марксизма
является стремление отмежеваться от
дискредитировавших себя установок
на революционное преобразование общества
и сформулировать теорию марксизма
«с человеческим лицом». Но в условиях
наметившего еще в 70-е годы ХХ
столетия глубокого кризиса реального
социализма и последующего распада
СССР современные версии марксизма
теряют свою актуальность.[2]
Социал-демократизм
Под
социал-демократией подразумевают
теорию и практику всех партий, входящих
в Социалистический интернационал,
те социальные и политические силы,
которые составляют эти партии. Социал-демократию
можно обозначить и как социально-политическое,
и как идейно-политическое течение.
Социал-демократия -
идейно-политическое течение, пытающееся
соединить представления об обществе
социальной справедливости с рядом либеральных
идей и представлений. Причем внутри нее
существует целый ряд национальных и региональных
вариантов, социально-философских, идеологических
и политических течений. Своими корнями
социал-демократия восходит к Великой
французской революции и к идеям социалистов-утопистов.
Но она вобрала в себя также множество
идей из других идейно-политических течений.
Особо следует отметить, что первоначально
социал-демократия вызревала отчасти
в рамках марксизма, отчасти под его сильным
влиянием. Социал-демократия возникла
как альтернатива капитализму. В этом
качестве первоначально она в принципе
разделяла важнейшие установки марксизма
на обобществление средств производства,
всеобщее равенство, социальную справедливость.
Но в реальной жизни получилось так, что
социал-демократия в общем и целом отвергла
эти установки, приняла существующие общественно-политические
институты и общепринятые правила игры.
С этой точки зрения всю ее последующую
историю можно рассматривать и как постепенный
отход от марксизма. Со временем в программах
социал-демократов взяли верх прагматизм
и реформизм. Как бы предвидя возможность
появления авторитарного социализма,
руководители реформистского крыла социал-демократии
провозгласили своей целью построение
демократического социализма. Само понятие
«демократический социализм» вошло в
научный и политический лексикон в конце
ХIХ века и включало идею политической,
экономической и культурной интеграции
рабочего движения в существующую систему.
Для представителей данной традиции с
самого начала было характерно признание
правового государства как позитивного
фактора в деле постепенного реформирования
и трансформации капиталистического общества.