Политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология)

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.

Многообразие стилей жизни  и усиление всесторонней зависимости  человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного  и экологического равновесия – все  это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской  цивилизации.

В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.

Основная ответственность  за сохранение в этих условиях человеческого  начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.

Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.

Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общест­венного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социализм

Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь  раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного  строя. Пытались с утопических позиций  обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что  богатые сами добровольно поделятся  своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

В XIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.

К концу XIX века европейский  социализм в основном утратил  свою революционность. Европейские  марксисты все большие надежды  стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма  к социализму.

Российские марксисты, в  отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.

Победа Великой Октябрьской  социалистической революции в России в 1917 году позволила на практике осуществить  эти идеи. Однако в конечном итоге  строительство справедливого общенародного  государства не получилось по причинам объективного и субъективного характера.

Теоретики социал-демократии - К. Каутский и Э. Бернштейн в основу своего учения взяли доктрину "демократического социализма", или социализма с "человеческим лицом". По их мнению, социализм не является конкретным общественным строем, а постепенный процесс внедрения  социальной справедливости в общественную жизнь.

Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни  и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Фашизм

Фашизм как идеология  возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а  затем в Германии, Испании, Португалии, Венгрии и ряде других стран. Одной  из причин его возникновения явились  последствия общественного кризиса  капитализма. Переход "свободного капитализма" в монополистический капитализм сопровождался в ряде стран постепенным  поворотом от буржуазной демократии к политической реакции, созданием  благоприятных условий для появления  крайне правых течений консервативного  экстремизма. В результате поражения  Германии и ее союзников в Первой мировой войне в этих странах критических размеров достигли военно-политический, экономический, социальный и идеологический кризисы.

Для сохранения своего господства финансовый и военно-промышленный капитал  побежденных в мировой войне  стран политически и экономически поддержал формирование, а затем  и приход к власти фашистских партий.

В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и  элитаризм. Фашисты проповедали  идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или  уничтожению. Фашисты взяли на идейное  вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.

Особое место в структуре  политического режима фашизма занимала фашистская партия. Ее отличительными чертами были жесткая строго иерархическая  вертикаль подчинения с культом  вождя, сочетание массового террора  с политикой социальной демагогии, открытый агрессивный характер внешней  политики, активное сращивание с государственным  аппаратом. Придя к власти, фашисты  ликвидировали избирательное право  и парламентские режимы, запретили  деятельность политических партий и  организаций, ввели полный контроль над средствами массовой информации и политическую цензуру, уничтожили все демократические свободы, создали  разветвленную систему политического  сыска для интернирования, или  ликвидации инакомыслящих.

Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, "завоевания жизненного пространства", экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к  созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии - А. Гитлера, в Италии - Б. Муссолини, в  Испании - Ф. Франка, в Португалии - А. Салазара.

В современных условиях все  демократические цивилизованные государства  ведут бескомпромиссную борьбу с  рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.

Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую  определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в  идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия  и террора заслоняет задачи захвата  и использования власти.

Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма  являлись бы доктрины, содержащие признание  превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих  и иных групп общества. Поэтому  от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Поэтому общество должно крайне внимательно относиться к появлению  на политическом рынке идей, стремящихся  закрепить чье-либо социальное превосходство  в ущерб другим социальным группам  и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой  для достижения поставленных целей. Это позволяет своевременно увидеть  опасность нарастания насилия, национального  милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Национальные идеологии.

В странах, где идет процесс  становления национальных общностей  и осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии.

Так, например, Западная Европа пережила бум национальных идеологий  в конце ХIХ - первой трети ХХ в. И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное - особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге - преобладание европоцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.

Национализм (от фр.nationalisme, от лат. natio - народ) - идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

В целом идеологии этого  типа выражают политические требования граждан, чьи интересы в повышении  своего социального статуса связываются  с национальной принадлежностью. Концептуально-теоретические  основы этих идеологических течений прежде всего выражают то или иное понимание природы национальной группы, которая может трактоваться либо в качестве общности, складывающейся на основе единых экономических условий жизни людей, территории, языка и определенных черт духовной культуры (марксистская традиция); либо культурной общности, интегрируемой политическими событиямии институтами (М. Вебер); либо воплощения “национального духа”, поддерживаемого культурными нормами, ценностями и символами (Дж. Бренд); либо народа, которому ниспослано божественное откровение (исламская традиция).

В ряде случаев национальные идеологии используются в качестве прикрытия для решения проблем, не связанных с условиями существования  того или иного этноса.

 

 

 

 

 

  1. Механизм реализации политических идеологий. Основные виды политического поведения.

Политический интерес, являясь  неотъемлемым свойством всех субъектов  политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески  преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования  возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.).

В целом политический интерес  имеет ряд каналов реализации:

1) деятельность властных  структур (представительной, исполнительной  и президентской);

2) политическое влияние  партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации;

3) давление массовых политических  сил (забастовочное движение, митинги).

Реализация политического  интереса предполагает осуществление  двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций:

1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей; 2)тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между  собой, не тождественны друг другу, поскольку  образуют два процесса, имеющих взаимно  противоположные направления и  результаты.

Информация о работе Политические идеологии