Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа
Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология)
В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.
Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие первичные ценности европейской цивилизации.
В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабильности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ориентиры были четко направлены на сохранение в обществе и гражданином чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских душах духовного вакуума.
Основная ответственность за сохранение в этих условиях человеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновременно препятствовать превращению государства в «дойную корову», развращающую человека своей помощью. Эта модель отличалась от либеральной, сориентированной на предоставленного самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.
Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т.д.
Предлагаемые неоконсерватизмом программы экономического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благосостояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общественного развития государств, втягивавшихся в постиндустриальный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населения и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку относительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
Идеи равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился в Новое время в работах западноевропейских философов и просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.
Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.
В XIX веке по мере развития капитализма формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое стало идеологией пролетариата.
К концу XIX века европейский социализм в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.
Российские марксисты, в отличие от европейских, своей идеологией объединяли рабочее движение с революционной борьбой за свержение буржуазного строя. На рубеже XIX иXX веков в России появилось революционное марксистское учение, разработанное В.И. Лениным - ленинизм, а на Западе - социал-демократия.
Победа Великой Октябрьской
социалистической революции в России
в 1917 году позволила на практике осуществить
эти идеи. Однако в конечном итоге
строительство справедливого
Теоретики социал-демократии
- К. Каутский и Э. Бернштейн в основу
своего учения взяли доктрину "демократического
социализма", или социализма с "человеческим
лицом". По их мнению, социализм не
является конкретным общественным строем,
а постепенный процесс
Ленинизм и социал-демократию связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на социальной справедливости, приоритета общественного над личным, необходимости государственного регулирования экономики и общественной жизни.
Фашизм как идеология
возник в 20-30 годы ХХ века в Италии, а
затем в Германии, Испании, Португалии,
Венгрии и ряде других стран. Одной
из причин его возникновения явились
последствия общественного
Для сохранения своего господства
финансовый и военно-промышленный капитал
побежденных в мировой войне
стран политически и
В идейном плане фашизм - это национал-социалистическая идеология, базой которой являются расизм и элитаризм. Фашисты проповедали идею "величия нации", избранной "расы господ" арийского происхождения. Другие народы они считали неполноценными, надлежащими порабощению или уничтожению. Фашисты взяли на идейное вооружение теорию немецкого философа Ф. Ницше о праве высшей расы сверхлюдей в своих интересах отвергать нормы общественной морали, обеспечивать господство сильных над слабыми.
Особое место в структуре
политического режима фашизма занимала
фашистская партия. Ее отличительными
чертами были жесткая строго иерархическая
вертикаль подчинения с культом
вождя, сочетание массового террора
с политикой социальной демагогии,
открытый агрессивный характер внешней
политики, активное сращивание с государственным
аппаратом. Придя к власти, фашисты
ликвидировали избирательное
Во внешней политике фашистские режимы проводили политику агрессии, "завоевания жизненного пространства", экспансионизма. Во внутренней политике фашистская идеология привела к созданию тоталитарных государств во главе с вождями: в Германии - А. Гитлера, в Италии - Б. Муссолини, в Испании - Ф. Франка, в Португалии - А. Салазара.
В современных условиях все демократические цивилизованные государства ведут бескомпромиссную борьбу с рецидивами фашистской идеологии, добиваются полного искоренения.
Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.
Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.
Поэтому общество должно крайне
внимательно относиться к появлению
на политическом рынке идей, стремящихся
закрепить чье-либо социальное превосходство
в ущерб другим социальным группам
и не желающих останавливаться ни
перед какой социальной ценой
для достижения поставленных целей.
Это позволяет своевременно увидеть
опасность нарастания насилия, национального
милитаризма, вождизма и других черт
этой агрессивной идеологии, чреватой
разрушением цивилизованного
В странах, где идет процесс становления национальных общностей и осуществляется консолидация государств на моно- или полиэтнической основе, серьезную политическую роль играют национальные идеологии.
Так, например, Западная Европа пережила бум национальных идеологий в конце ХIХ - первой трети ХХ в. И в настоящее время процесс европейской интеграции, поддерживаемый соответствующими институтами (Европарламентом, Евросоветом и др.), обусловил едва ли не повсеместное - особенно в Нидерландах, Бельгии, Люксембурге - преобладание европоцентризма над национальными пристрастиями людей. В то же время в Югославии, России, большинстве республик, образовавшихся на месте бывшего СССР, национальные идеологии начинают доминировать в политической жизни общества.
Национализм (от фр.nationalisme, от лат. natio - народ) - идеология и политика, основу которых составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
В целом идеологии этого
типа выражают политические требования
граждан, чьи интересы в повышении
своего социального статуса
В ряде случаев национальные
идеологии используются в качестве
прикрытия для решения проблем,
не связанных с условиями
Политический интерес, являясь
неотъемлемым свойством всех субъектов
политики, в функционально-деятельном
плане представляет их творчески
преобразующее отношение к
В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации:
1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской);
2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации;
3) давление массовых
Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций:
1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей; 2)тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.
Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, не тождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимно противоположные направления и результаты.