Политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология)

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 43.81 Кб (Скачать)

Введение.

Политическая идеология - система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.) Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делаю это по - разном выполняют при этом различную социальную роль. Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политически  мотивов  претендуют на завершенность и социальную истинность. Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие политической идеологии. Сущность, функции и уровни политической идеологии.

Политическая  идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, являясь орудием “духовного господства” той или иной политической силы.

Большинство ученых сходятся на том, что политическая идеология - это совокупность по преимуществу систематизированных идей, взглядов, представлений той или иной социальной группы (общности), содержащая теоретическое (концептуальное) осмысление политической жизни, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействия на нее.

Политическая идеология  является по преимуществу духовным орудием  элиты. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит  от характера овладения ею общественным сознанием.

Основными функциями  политической идеологии являются:

  • овладение общественным сознанием;
  • внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего;
  • создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целей и задач политического развития.

При этом идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и задачи, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций идеология стремится  сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной  и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология  анархизма, фашизма).

При этом помимо рациональных, нередко теоретически обоснованных положений любая идеология предполагает некую дистанцированность от действительности, исповедует те цели и идеалы, которые людям предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом верований обладает официальная идеология, направляющая реальный курс государственной политики и потому в основном приукрашивающая действительность. Особой же предрасположенностью к утопизму обладают идеологии оппозиционных сил, как правило ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе массы сторонников.

Поскольку политическая идеология  специально предназначена для целевой  или идейной ориентации политического  поведения граждан, необходимо различать уровни ее функционирования:

  • теоретико-концептуальный: на этом уровне формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;
  • программно-политический: на этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;
  • актуализированный: этим уровнем характеризуется степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.

Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются, по определению  К.Мангейма, “тотальными”.

Системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов  и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления  граждан, выступают как “частные”.

Падение влияния идеологии  на общественное мнение или распространение  технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи  и отношения, ведет к “деидеологизации” политики.

 

  1. Основные идеологические течения в современном мире.

 

    1. Либерализм и неолиберализм

Либерализм – это идеология, провозглашающая признание политических и экономических прав индивида в рамках законов, которые являются обобщением естественных потребностей и неотчуждаемых прав людей на жизнь, свободу, имущество, безопасность, порядок.

Либерализм предусматривает  такое устройство общества и властных механизмов, когда свободная конкуренция  и рынок ограничивают роль государства  в жизни общества.

Главными, системообразующими принципами либерализма являются следующие:

1) естественное равенство  людей;

2) наличие и гарантия  неотчуждаемости таких прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

3) верховенство закона, его  обязательность для всех;

4) договорный характер  отношений государства и граждан,  предусматривающий их взаимную  ответственность;

5) демократический политический  режим, предоставляющий всем гражданам  равные права избирать и быть  избранными;

6) наличие развитого гражданского  общества и гарантий невмешательства  в частную жизнь;

7) конституционализм, предусматривающий  ограничение законодательной и  исполнительной власти посредством,  прежде всего, системы разделения  властей, механизма сдержек и  противовесов, установления пределов  и «ясных» процедур деятельности  законодателей.

Главными проблемами либеральной  идеологии всегда были определение  допустимой степени и характера  государственного вмешательства в  частную жизнь индивида, совмещение демократии и свободы, верности конкретному  Отечеству и универсальных прав человека.

Попытки решения этих вопросов привели к возникновению в  либерализме многочисленных внутренних течений. Так, в XX в. наряду с традиционным либерализмом сформировались направления, пытавшиеся соединить его основные ценности с тотальной опорой на государство, или с социально ориентированными идеями, утверждавшими большую ответственность общества за благосостояние всех людей, нежели отдельного индивида, либо с представлениями, отрицавшими социальную направленность деятельности государства («консервативный либерализм») и т.д.

Усиление элементов государственной  идеологии и социальных целей, адаптировавших традиционные ценности либерализма  к экономическим и политическим реалиям второй половины XX в., заставило  говорить о его исторически обновленной  форме – неолиберализме.

Важнейшим достоинством политической системы здесь провозглашалась справедливость, а правительства – ориентация на моральные принципы и ценности.

В основу политической программы неолибералов легли идеи консенсуса управляющих и управляемых, необходимости участия масс в политическом процессе, демократизации процедуры принятия управленческих решений.

В отличие от прежней склонности механически определять демократичность  политической жизни по большинству, стали отдавать предпочтение плюралистическим формам организации и осуществления  государственной власти. Правда, представители праволиберальных течений полагают, что при плюрализме способны сформироваться механизмы экспроприации большинством богатого меньшинства, а это может поставить под угрозу основополагающие принципы либерализма.

В то же время сохранившаяся  в неолиберализме ориентация по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека (что способствует укреплению отнюдь не всех связей и отношений в обществе, а временами несет и опасность атомизации социума) ограничивают электоральную базу этих представлений в современных условиях.

С другой стороны, именно основные ценности либерализма обусловили коренное изменение в массовых политических воззрениях во многих странах мира, легли в основу многих национальных идеологий, ориентиров неоконсерватизма и христианско-демократической идеологии. На либеральной основе развились  многообразные теории политического  участия, демократического элитизма и т.д.

 

 

 

    1. Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм как политическая идеология представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.

Консерватизм возник как  реакция на Великую Французскую  революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками  радикального политического переустройства духовные отцы этого направления  – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно         Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.

Система воззрений консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напряжение настоящего и потому должно рассматриваться  как моральный долг по отношению  к будущим поколениям. Понятно, что  такие принципы отрицали оптимизм либеральной  идеологии относительно общественного  прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал целостность  человеческого сообщества.

На основе этих фундаментальных  подходов сформировались и окрепли  характерные для консервативной идеологии политические ориентиры:

1) признание существования  раз и навсегда установленного  универсального морального порядка,  санкционированного религией;

2) естественное неравенство  людей необходимым образом делит  их на управляемых и управляющих,  что является основой для правления  аристократии;

3) в силу природной  «греховности» и «неразумности»  людей функции власти должны  быть закреплены за государством (предпочтительный политический  режим – монархия);

4) неверие в силу прогресса,  опора на традиционные, проверенные  временем способы власти и  управления;

5) отношение к конституции  как к проявлению высших принципов,  воплощающих неписаное божественное  право, которые не могут поэтому произвольно изменяться человеком;

6) убежденность в необходимости  правления закона и обязательности  моральных оснований в деятельности  независимого суда;

7) понимание гражданского  законопослушания как формы индивидуальной  свободы и т.д.

Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спровоцировало появление различного рода реакционных консервативных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, национализма и др., которые выказали полное неприятие демократии и стали проповедовать социальную и национальную дискриминацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерватизма, уверенного в способности политики смягчать социальную напряженность, радикализм, стремление к силовым способам разрешения конфликтов.

Второе направление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшемся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

Информация о работе Политические идеологии