Политические идеи революционных демократов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Народничество наряду с русским нигилизмом и русским анархизмом является своеобразным русским феноменом политической мысли. В народничестве сосуществовало многообразие тенденций: консервативная, либеральная, революционная, материалистическая и религиозная. Народничество - это идеология, которая включает в себя все многообразие философских, экономических, политических, социалистических теорий.

Работа содержит 1 файл

Политические идеи революционных демократов.docx

— 26.56 Кб (Скачать)

    Н. Г. Чернышевский являлся идеологом трудящихся, в  первую очередь крепостного крестьянства. Экономические произведения Чернышевского  содержали глубокий анализ и критику  крепостничества, обоснование экономической  программы крестьянской революции, критику капитализма и западной политэкономии. В них создавалась  новая экономическая теория- «политическая экономия трудящихся», развивалось и обосновывалось социалистическое учение. Центральное место в трудах Чернышевского заняли вопросы критики крепостничества, разработка демократической программа решения аграрного вопроса. 

    Народники-дворяне  руководствовались мотивами совести, народники-разночинцы — мотивами чести. Русскому народничеству всегда было свойственно отвращение к буржуазности и боязнь развития капитализма в  России. Народники верили в особые пути развития России, в возможность  миновать западный капитализм, в предназначение русского народа разрешить социальный вопрос лучше и скорее, чем на западе. Русскому народу всегда были чужды  понятия о собственности. Для  русского сознания важно не отношение  к принципу собственности, а отношение  к живому человеку. Русский коммунизм  имеет доктрину противоположную  народничеству, но в него вошли сильные  элементы религиозного народничества. 

    Деятельность  народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны  образованной части общества. Поведение  революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней  за наживой, которая расцвела тогда  на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся  представлениям, не откликнулись на призывы  народников. Стремившиеся к переустройству жизни на основах «общинного»  социализма революционеры не сумели претворить свою программу в жизнь. 

2. «Беларусские революционные демократы и их политическия воззрения (Кастусь Калиновский, Франтишек Богушевич)»

Для развития революционно-демократических  политических идей и становления  национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства. Еще будучи студентом Петербургского университета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, в 1862-1863 гг. издавал нелегально газету «Мужыцкая праўда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. После поражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.

Революционная деятельность Калиновского полностью  соответствовала его демократическим  социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов  и стремлений трудового народа, был  идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал есть не что  иное, как крестьянский социализм. Он считал, что возникшее в прошлые  времена крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и  раздаче им всей земельной собственности. Эта мысль в различных вариантах  многократно повторяется в идейном  наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю. Только крестьянская революция, по его  мнению, может привести к тому, «чтобы никогда никакой никому мужики барщины  не служили и никакого в казну  оброка не платили, чтоб навеки веков  народ наш был свободным и  счастливым».

Важнейшие положения  политической программы Калиновского - освобождение от власти Московского  царя и создание демократического государства. Он писал, что «нам не манифестов, а  свободы нужно - и свободы не такой, какую нам царь пожелает дать, а  какую мы сами, мужики, между собой  сделаем».Излагая свои представления об идеале государственного устройства, Калиновский сформулировал знаменитый девиз: «Не народ зроблен для урада, а урад для народа». Отношения между правительством и народом он уподобляет отношениям между старательным слугой и его хозяином: «Как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше».

До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждения социальной справедливости. Перед казнью он заявил следователям, что умрет спокойно, если будет знать, что земля отдана народу. О страстной приверженности революционера идеалу социального  равенства свидетельствует следующий  эпизод. Когда во время оглашения  приговора его назвали дворянином, Калиновский воскликнул: «У нас нет  дворян, все равны!»

Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений  Кастуся Калиновского стали поэты Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства. Еще будучи студентом Петербургского университета, который он закончил с присвоением ему степени магистра прав, Калиновский включился в революционно-демократическое движение. В 1861 г. он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, в 1862-1863 гг. издавал нелегально газету «Мужыцкая праўда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. на Беларуси. После поражения восстания Калиновский был схвачен и казнен.

Революционная деятельность Калиновского полностью  соответствовала его демократическим  социально-политическим взглядам. Фактически он выступил выразителем интересов  и стремлений трудового народа, был  идеологом крестьянской революции. Его социальный идеал есть не что  иное, как крестьянский социализм. Он считал, что возникшее в прошлые  времена крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и  раздаче им всей земельной собственности. Эта мысль в различных вариантах  многократно повторяется в идейном  наследии Калиновского. Он страстно призывал крестьян к борьбе за землю и волю. Только крестьянская революция, по его  мнению, может привести к тому, «чтобы никогда никакой никому мужики барщины  не служили и никакого в казну  оброка не платили, чтоб навеки веков  народ наш был свободным и  счастливым».

Важнейшие положения  политической программы Калиновского - освобождение от власти Московского  царя и создание демократического государства. Он писал, что «нам не манифестов, а свободы нужно - и свободы не такой, какую нам царь пожелает дать, а какую мы сами, мужики, между собой сделаем».Излагая свои представления об идеале государственного устройства, Калиновский сформулировал знаменитый девиз: «Не народ зроблен для урада, а урад для народа». Отношения между правительством и народом он уподобляет отношениям между старательным слугой и его хозяином: «Как хороший слуга смотрит за добром хозяйским и слушается своего хозяина, так и хорошее правительство должно заботиться о счастье людей, слушаться народа и делать так, как народу лучше».

До самой смерти Калиновский был предан делу освобождения крестьянства, утверждения социальной справедливости. Перед казнью он заявил следователям, что умрет спокойно, если будет знать, что земля отдана народу. О страстной приверженности революционера идеалу социального  равенства свидетельствует следующий  эпизод. Когда во время оглашения  приговора его назвали дворянином, Калиновский воскликнул: «У нас нет  дворян, все равны!»

Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений  Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич (1840-1900) и Адам Гуринович (1869-1894). Их деятельность - особенно это относится к творчеству Богушевича - способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. (1840-1900) и Адам Гуринович (1869-1894). Их деятельность - особенно это относится к творчеству Богушевича - способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа.


Информация о работе Политические идеи революционных демократов