Политические идеи революционных демократов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Народничество наряду с русским нигилизмом и русским анархизмом является своеобразным русским феноменом политической мысли. В народничестве сосуществовало многообразие тенденций: консервативная, либеральная, революционная, материалистическая и религиозная. Народничество - это идеология, которая включает в себя все многообразие философских, экономических, политических, социалистических теорий.

Работа содержит 1 файл

Политические идеи революционных демократов.docx

— 26.56 Кб (Скачать)

    «Политические идеи революционных  демократов»

Народничество наряду с русским нигилизмом и  русским анархизмом является своеобразным русским феноменом политической мысли. В народничестве сосуществовало многообразие тенденций: консервативная, либеральная, революционная, материалистическая и религиозная. Народничество - это идеология, которая включает в себя все многообразие философских, экономических, политических, социалистических теорий. Также для народничества характерным было наличие политического движения разночинной интеллигенции и студенчества. Крупнейшей народнической организацией была «Народная воля», которая просуществовала с 1879 по 1883. Многие идеи народничества в XX в. использовала партия социалистов-революционеров (эсеров).

Идеалом государственного устройства в теориях народников выступала возможность некапиталистического пути развития России, ее перехода к  социализму через использование  коллективистских традиции докапиталистических  институтов (общины, артелей). Теория народников развивала мысль о самобытности развития России. Эта самобытность основывалась на двух основных позициях: учение о роли личности в историческом процессе, и убеждение в особом национальном характере и духе русского народа.

В вопросах политической программы различные взгляды  революционных народников объединял  лозунг «Земля и воля». Для реализации этого лозунга предлагались разные средства. Пропагандисты во главе  с П.Л. Лавровым считали возможным  решение проблемы путем длительной социалистической пропаганды в народе, т.е. большую роль отводили предварительной  работе для свершения революции. Заговорщики (бланкисты), во главе которых  был П.Н. Ткачев, и которого Бердяев  считал «якобинцем», проповедовали  захват власти «революционным меньшинством». Самую специфическую позицию  занимали народники-анархисты, идейными вдохновителями которых были М.А. Бакунин  и П.А. Кропоткин, разработавшие концепции  анархо-федерализма (Бакунин) и анархо-коммунизма (Кропоткин).

Главными факторами  развития исторического прогресса  и основой общества П.Л. Лавров считал солидарность и кооперацию, заменяющих конкуренцию, «развитие личности»  и «воплощение в общественных формах истины и справедливости». Социология на основе субъективного метода помогает понять и выявить эволюцию реформ солидарности, исследовать общественные идеалы, выдвигаемые наиболее развитыми, «критически мыслящими личностями» из среды интеллигенции. Такие личности являются двигателями социального и культурного прогресса. Они должны работать в народе во имя его духовного пробуждения и политического освобождения. Моральный аспект теории Лаврова о долге интеллигенции перед народом, о ее важнейшей роли в жизни общества нашел широкий отклик среди демократически настроенной части русского общества. Лавров отвергал буржуазное государство как недемократическое и предлагал альтернативную форму устройства «рабочий социализм» - «царство солидарности трудящихся».

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 1850-1860 годов сыграл А.И. Герцен (1812-1870). Известно, что Герцен прошел сложным  путем эволюции своих политических взглядов, в конце 40-х годов своеобразную «духовную драму», связанную с  переходом из лагеря к революционным  демократам. Выход из этой личной драмы  Герцен в идеи «русского социализма». Герцен считал, что социализм обеспечит  правильную и разумную организацию  экономической жизни, утверждение  с уничтожением частной собственности.

Формой перехода к социализму Герцен считал сельскую общину, - зародыш будущего социалистического  строя. Герцен видел и слабые стороны  сельской общины: свободу личности, но одновременно создавала условия  для коллективного труда. Для  развития общины в ячейку социалистического  общества необходимо на нее передовой  социалистической мысли; социалистическое устройство России может стать результатом  взаимодействия передовой мысли  Запада и сельской общины.

Необходимым условием превращения общины в ячейку будущего общества Герцен считал освобождение крестьян с землей, сохранение и  укрепление самой общины, организацию  артелей в промышленности, распространение  принципа общественного самоуправления на все государственные структуры.

Каким путем  Герцену виделся переход к  социализму? Признавая желательным  «переворот без кровавых средств», Герцен приходит к пониманию необходимости  социального переворота, став тем  самым одним из родоначальников  идеи народной революции в революционно-демократическом  лагере, одним из создателей народничества.

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль  революционных демократов России достигла в творчестве Н.Г. Чернышевского (1828-1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса» и др. Чернышевский отстаивал идеи ликвидации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к власти трудящихся. Новая власть будет способна решить не только демократические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского  на общину основывались на его уверенности  в победе народно-крестьянской революции  и безвозмездной передаче земли  крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как  революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как  планомерно организованное крупное  производство, состоящее из промышленных и сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга  продуктами своего труда, способных  удовлетворить индивидуальные и  общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его  революционными средствами, было народничество. С народничеством - идеологией крестьянского  радикализма - связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических  лидеров оказались живучими и  были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис  об уничтожении частной собственности  на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники  считали раздел земли поровну  между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без эксплуатации. Центральной  идеей народнического социализма стала  идея уравнительности (равенства), а  политической основой ее реализации - идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализации идеи революции - каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осуществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции - работник».

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три  основных направления в народничестве 1860-1870 годов. Первое - пропагандистское, главные идеи которого заложены в  «Исторических письмах» (1868).

Анархистско-бунтарское направление народничества в  течение длительного времени  возглавлял М.А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В ходе его уничтожения социалистически-коллективистские инстинкты русского народа получат развитие и воплощение в народной революции, Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства). С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и университеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного бунта».

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика  государства. Любая власть, по его  мнению, создавая централизацию - бюрократию и репрессивные органы, - становится над обществом. Поэтому Бакунин  отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое, по сути, остается антиобщественным. На место государства Бакунин  предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю  народу.

В народничестве  имелось еще одно направление, которое  принято характеризовать как  заговорщическое. Его лидер Я.Я. Ткачев вошел в историю политического  движения русским бланкистом, целью  которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачев обращался  к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать реализации идеи и укрепить силы реакции. Захват власти в стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожение семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти.

Современная политология  помимо своего практического отображения  в развивающейся политической жизни  общества имеет и свои идейные  истоки, которые представляют собой  не что иное, как концепцию политической и социально-экономической организации  жизнедеятельности общества. В связи  с этим особый интерес для экономистов  могут представлять флорентийская  школа политологии, концепции демократии, лейборизма, советология, марксология, экстремистские политические доктрины, их разработка и обоснование. 

  1. «Политические взгляды революционных  демократов России (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.)»
 

    Идеи А.И. Герцена  и Н.Г.Чернышевского отражали борьбу крестьянства против помещичьего землевладения  в условиях падения крепостного  права, развивавшихся в России капиталистических  отношений. Проповедуя идеи “крестьянского социализма”, они нападали на феодальное помещичье землевладение, доводя борьбу против него до требования ликвидации частной земельной собственности  и передаче всей земли крестьянским общинам. 

    Анализ теории “крестьянского социализма” показывает, что она представляла собой разновидность  утопического социализма, хотя и превосходила утопический социализм Западной Европы своей революционной действенностью и тесной связью с практикой, с  движением народных масс. Жизнь показала несостоятельность данной теории, ее утопизм. Развитие капитализма в России опровергло надежды, возлагавшиеся Герценом и Чернышевским на общину и некапиталистический путь развития. Сельская община оказалась не в состоянии противодействовать развитию капитализма и предотвратить дифференциацию крестьянства. Но, несмотря на свой утопизм теория эта была формой, выражавшей прогрессивное требование об уничтожении крепостничества. 

    Революционная деятельность Александра Ивановича  Герцена и его яркое литературно-философское  творчество явились одной из самых  славных страниц в истории  российского освободительного движения и русской демократической культуры. 

    А. И. Герцен, наряду с Н. П. Огаревым и В. Г. Белинским, выступил во второй четверти XIX в. как великий мыслитель-материалист, революционер и демократ, пламенный борец против самодержавно-крепостнического строя. 

    В условиях кризиса  крепостного строя в России и  разгоревшейся классовой борьбы крестьянства против помещиков революционно-демократическая  идеология и материалистическая философия Герцена, Белинского и  их соратников была могучим орудием  борьбы против господствовавшей реакционно-крепостнической  идеологии, консервативной идеологии  помещичье-буржуазного либерализма  и различных форм идеалистического мировоззрения. 

    А. И. Герцен, вышедший из помещичьей среды и принадлежавший к поколению дворянских революционеров, был продолжателем лучших традиций борьбы против крепостничества и  царизма, в особенности традиций А. Н. Радищева и декабристов. Но Герцен не остался на уровне своих предшественников и учителей — дворянских революционеров — и с 40-х годов, несмотря на некоторые  колебания и либеральные иллюзии, начал переходить на революционно-демократические  позиции. 

    А. И. Герцен был  одним из тех выдающихся мыслителей и деятелей революционной демократии XIX в., труды которых явились высшим достижением домарксистской общественно-политической и философской мысли; они обогатили сокровищницу русской и мировой культуры, приумножили духовное величие и славу русского народа. 

Информация о работе Политические идеи революционных демократов