Политические идеи Древней Греции, Древнего Рима. Философские взгляды Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 09:21, реферат

Описание работы

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и философско-правовые учения. Древний Египет и Междуречье, Индия и Китай оставили нам великие памятники человеческой мысли, такие как Законы Ману, законы Хаммурапи, Авеста, а также целые философские системы (конфуцианство, зороастризм). Однако современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, начало которой было положено в эпоху античности.

Содержание

Введение 3
1. Политические идеи Древней Греции 4
2. Политические идеи Древнего Рима 9
Заключение 11
3. Философские взгляды Платона и Аристотеля 12
Заключение 19
Список используемой литературы 21

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Поскольку же форма выступает "причиной изменения  и движения", которому все подлежит в мире, то это позволяет Аристотелю гениально объяснить соотношение между формой и предметом.

    Как уже отмечалось, Аристотель  считал, что знание может иметь дело с понятием, заключающим в себе существенные определения предмета, т. е. Аристотель, как и Платон, видит истинное знание в познании неизменной сущности и последних оснований вещей, поэтому "в плане познания форма - это понятие о предмете или же определения существующего в себе предмета, которые могут быть сформулированы в понятие о предмете".

    Знание  человека формируется или осуществляется посредством работы ума, путем обнаружения общих признаков предметов и извлечения и компонования их в понятия, т. е. разум, прежде всего, пытается определить то единое, что свойственно многим схожим предметам. Для этого сначала отсекаются все случайные индивидуальные признаки, которые могут быть, а могут и не быть. При этом акцентируется внимание на признаки видовые и родовые, т. е. отличительные черты не каждой отдельной вещи, а неопределенного множества вещей, сходных между собой по этим признакам. Совокупность этих признаков и "составляет ту общую определенность, которая осуществляется в вещах, будучи движущей причиной, формой и конечной целью перемен в них происходящих. Определенность эта и есть сущность, содержащая в себе всеобщее и необходимо существующее", а значит составляющая истинное знание о бытии. 

    Таким образом, можно сделать следующий вывод: идея для Аристотеля, не есть оригинал для понятия как для Платона. Понятие у Аристотеля  это продукт творческого действия человеческого ума. Учение Аристотеля  об идеях - более простое, чем у Платона, т.к. нет деления на два мира, но при этом не менее трудное для понимания, т.к. вызывает определенные недоумения. С одной стороны, никто из людей не занимается тем, что извлекает общие признаки и формирует понятия. Мы скорее опознаем понятия уже присущими себе, т.к. когда овладеваем языком в детстве, содержащим уже понятия, то делаем это без самосознания происходящих процессов познания. А с другой стороны, для извлечения общих признаков необходимо сравнение предметов, а этот процесс осуществляется благодаря работе органов внешних чувств.

    Аристотель  открыл новую эпоху в понимании  души как предмета психологического знания. Его источником стали для  него не физические тела и бестелесные  идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю,— это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона. Аристотель  преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля — это не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему; душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но сообразовываться с будущей целью. Аристотель  открыл и изучил множество конкретных психических явлений. Но так называемых “чистых фактов” в науке нет. Любой факт по-разному видится в зависимости от теоретического угла зрения, от тех категорий и объяснительных схем, которыми вооружен исследователь. Обогатив объяснительные принципы, Аристотель представил совершенно иную сравнительно с предшественниками картину устройства, функций и развития души. 

    Заключение 

    В заключение данной работы необходимо отметить, что "в лице Платона и Аристотеля  древняя греческая философия достигает высшего процветания: здесь мы имеем все существенное, что было выработано гением греческого ума как и в научном отношении, так и относительно вопросов жизни". Учение Платона об идеях и Аристотеля  о формах это классический гносеологический рационализм, т.к. оба объясняют происхождение знаний посредством разума. Каждое учение имеет свои слабые и сильные стороны.

    Поскольку теория Платона утверждает, что наши понятия это копии оригиналов идей, то его гносеологическое учение можно охарактеризовать как рационалистический реализм. Платоновское рациональное объяснение происхождения наших знаний гениально, и никакая другая рациональная гносеология не сказала большего. Для объяснения же механизма познания, Платон вынужден был допустить существование умозрительного мира идей, и предложил некую мифологему (т. е. философское соображение художественного характера). У Платона наш разум работает интуитивно, сталкиваясь с копиями идей и соотнося их с копиями идей забытых, которые душа запечатлела, пребывая в умозрительном мире. Слабость его теории двух миров заключается в том, что нельзя доказать реальность умозрительного мира. Платон невероятное объясняет еще более невероятным.

    Рационализм же Аристотеля  имеет несколько иной характер и может быть классифицирован как рационалистический идеализм, т.к. понятие у него не копия идеи, а творческое действие ума. Именно, невозможность даже для сверхгениального Платона дать убедительное для здравого смысла объяснение по вопросу об оригиналах понятий, заставила Аристотеля  фактически отвергнуть учение Платона и прийти к заключению, что идеи находятся в вещах, а извлекаемое понятие не копия, а продукт умственного творчества. Хотя внешне теория Аристотеля, приближается к здравому смыслу, удобна для понимания, внутренне она еще менее правдоподобна платоновской.

 

    Литература 

  1. Линицкий  П. Платон - представитель идеализма в древней философии // ТКДА, 1868, т. 3, с. 49.
  2. Трубецкой Е. Политические идеалы Платона и  Аристотеля  в их всемирно-историческом значении //Вопросы философии, М., 1890. № 4, с. 2.
  3. Линицкий П. Общий взгляд на философию// ТКДА, 1867, т. 4, с. 81.
  4. Трубецкой С. Н. История древней философии. Ч. 1. М., 1906, с. 156.
  5. Линицкий П. Нравственные и религиозные понятия у древних греческих философах // ТКДА, 1870, т. 4, с. 184.
  6. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона. Т.9. Собр. соч. Брюссель, 1966, с. 205.
  7. Козлов А. А.. Метод и направление философии Платона. Философские этюды. Ч. 2, Киев, 1880, с. 79.
  8. Трубецкой С. Н. Метафизика в древней Греции. М., 1890, с. 453.
  9. Трубецкой С. Н. История Древней Философии. Ч.1. М., 1906. с. 158.
  10. Нерсесянц В. С. Платон. М., 1984, с. 14.
  11. Козлов А. А. Цит. соч., с. 6.
  12. Геворкян А. Т. Идеализм в "Софисте" Платона // Вопросы философии, 1986, № 11, с. 117.
  13. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с. 140.
  14. Геворкян А. Т. Иносказание в "Теэтете" Платона // Вопросы философии, 1985, № 1, с. 101.
  15. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1994, с. 155.
  16. Зеленогорский Ф. Учение  Аристотеля  "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871, с. 46.
  17. Целлер. Очерк истории греческой философии. СПб., 1886, с. 115.
  18. Богдашевский Д. Учение Платона о знании // ТКДА, 1897, т. 3. с. 562.
  19. Сотонин К. К вопросу об идеях Платона. Петроград, 1915, с. 9.
  20. Зеленогорский Ф. Идеи и диалектика по Платону // Вера и Разум, 1890, т. 2, ч. 1, с. 291.
  21. Виндельбанд. История древней философии. СПб., 1893, с. 16.
  22. Соловьев В. Платон. Статьи из энциклопедического словаря. Собр. соч. Т .10. Брюссель, 1966, с. 474.
  23. Булгаков С., прот. Свет невечерний. М., 1994, с. 94.
  24. Поппер К. Открытие, общество и его время. Ч. 1. Чары Платона. М., 1992, с. 57.
  25. Бугай Д. В. Критика теории идей в "Пармениде" Платона // Вопросы философии, 1997, № 4, с. 139.
  26. Остроумов М. Обзор философствующих учений. Т. 2. М., 1880, с. 177.
  27. Остроумов М. Цит. соч. с. 178.
  28. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981 с. 264.
  29. Линицкий П. Платон - представитель идеализма в древней философии // ТКДА, 1868, т. 3 с. 109.
  30. Карпов В. Натурфилософия  Аристотеля  и ее значение в настоящее время // Вопросы философии и психологии, 1911, ноябрь-декабрь, с. 725.
  31. см.: Чанышев А. Н. Цит. соч., с. 284; Асмус В. Метафизика  Аристотеля  //  Аристотель . Собр. соч. Т. 1. М., 1976. с. 5.
  32. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2. М., 1997, с. 409.
  33. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994, с. 552.
  34. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985, с. 206.
  35. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон.  Аристотель . М., 1993, с. 315.
  36. Булгаков С., прот. Цит. соч., с. 95
  37. Зеленогорский Ф. Природа и жизнь по природе по  Аристотелю  // Вера и Разум, 1897, № 17 с. 198.
  38. Джохадзе Д. В. Диалектика  Аристотеля  // Вопросы философии, 1971, № 7, с.107.
  39. Асмус В. Ф. Античная философия. М., 1976, с. 274.
  40. Линицкий П. Обзор философских учений. Киев, 1874. с. 28.
  41. Линицкий П. Платон - представитель идеализма в древней философии // ТКДА, 1868, т. 3, с. 50
  42. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник. М., 2003.
  43. История политических и правовых учений: Учебник; МГУ. Юрид. факультет/ Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Зерцало-М, 2002.
  44. История политических и правовых учений. Учеб. для юрид. вузов и факультетов/ Под ред. В.С.Нерсесянца. М. : Инфра-М, 1995.
  45. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М.: Приор, 1997.
  46. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993.
  47. Утченко С.Л. Цезарь. Цицерон. - М.: Мысль, 1998.

Информация о работе Политические идеи Древней Греции, Древнего Рима. Философские взгляды Платона и Аристотеля