Политические идеи А.Н. Радищева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Личность А.Н. Радищева всегда оценивалась в России неоднозначно. Однако, даже не принимая его, общество всё равно признаёт за ним право служить неким высоким нравственным эталоном. Эта двойственность отношений глубоко символична. Известно, что русское общество проникнуто идеями государственности и сильной власти гораздо в большей степени, чем западное, в котором идеалы свободы и демократии превалируют с уже очень давних пор.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Жизнь и деятельность А.Н. Радищева……………………………………….…5
Общественно-политические взгляды А.Н.Радищева…………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа Политические идеи А.Н. Радищева.docx

— 34.46 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

  1. Жизнь и деятельность А.Н. Радищева……………………………………….…5
  2. Общественно-политические взгляды А.Н.Радищева…………………………12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..………………15

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Личность  А.Н. Радищева всегда оценивалась в  России неоднозначно. Однако, даже не принимая его, общество всё равно признаёт за ним право служить неким  высоким нравственным эталоном. Эта  двойственность отношений глубоко  символична. Известно, что русское общество проникнуто идеями государственности и сильной власти гораздо в большей степени, чем западное, в котором идеалы свободы и демократии превалируют с уже очень давних пор. Западному миру вообще свойственно настороженно и опасливо отношение к государству. Отсюда давнее стремление общества поставить под свой контроль работу государственной машины, отсюда горячая борьба за свободу слова и ревнивая защита прав и свобод отдельной личности. Не то в России, где искони защиты от сильного искали не в общественном мнении, а во власти сильнейшего. Потому так было тяжело в Российском государстве всем проповедникам идей демократии и свободы, ведь им противостояло не только всесилие государства, но и настороженно-враждебная реакция общества.

     Голос Радищева был гласом вопиющего в  пустыне, а семя трудов, посеянное  им, падало на жесткую почву и  давало чахлые всходы. Но всё же явление  такого человека было событием огромной важности и имело сильное и  длительное влияние на русскую жизнь, ибо порождало в умах всех честных  людей чувство какой-то смутной  обеспокоенности; вносившей разлад в сложившееся мироощущение. Во многом не принимая тех мыслей и идей, которые  деятели, подобные Радищеву, старались  привить на русской почве, наше общество всё же не могло не оценить жертвенности и личного мужества самих проповедников. Наблюдая за их, на первый взгляд, нелепой  и, очевидно, бесперспективной борьбой  против всесилия государственной машины, отдавая их без малейшего колебания  в её власть, русское общество одновременно и поневоле начинало задумываться над  смыслом их идеалов и тем самым  открывалось для них. Историческая роль Радищева была трудной и неблагодарной  – он проповедовал среди холодных сердец и равнодушных взглядов –  не ему суждено было воодушевить  русское общество стремлением к  свободе; горький удел его состоял в том, что не ожидая ни поддержки, ни взаимопонимания, получая лишь упрёки в клевете, показать обществу степень его бесправия. Он без колебания пошёл на это и заплатили за свою твёрдость очень многим. Оправдана ли была его жертва? На первый взгляд, вроде бы нет. Борьба закончилась без него – другие присвоили плоды победы и победили завоёванный трофей. Но нельзя забывать, что общественное сознание, очень часто не идёт прямой дорогой, а движется тёмными и извилистыми тропами. И если мы будем следовать этим путём, то увидим, что значение их огромно. Свободолюбие нельзя привить путём отвлечённый рассуждений, оно воспитывается лишь самоотверженным примером. Ведь чувство свободы несвойственно всем изначально. Сколько людей живут и умирают, не замечая того, что её нет. И они никогда не узнают о том, что несвободны, пока им не покажут на это. Но и тогда они ни за что не поверят на слово – для того, чтобы зажечь сердца сограждан страстным стремлением к свободе, кто-то должен открыто жертвовать ради неё всем.

 

  1. ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.Н. РАДИЩЕВА

     Александр Николаевич Радищев родился в  августе 1749 г. В семье помещика средней  руки. Первые годы Александра прошли в  селе Верхнем Аблязове Саратовской  губернии. Стечение благоприятных обстоятельств  послужило тому, что он получил  хорошее образование. Русскому языку  Александр учился обыкновенным тогдашним  способом, то есть посредством часослова  в псалтыри. Однако это домашнее учение продолжалось недолго, так как  в 1757 году Радищев был отдан в  дом московского родственника своей  матери Аргамакова, человека умного, богатого и просвещённого, бывшего куратором  Московского университета. Тут вместе с детьми своего родственника и другими  молодыми людьми он воспитывался под  надзором французского гувернёра, а  также пользовался уроками университетских  профессоров и учителей. Во время  коронации императрицы Екатерины II Аргамаков записал Радищева в  пажи по возвращении двора в Петербург  отправил его в столицу, чтобы  он продолжал учение в Пажеском корпусе. В качестве пажа Радищев имел возможность  наблюдать жизнь двора Екатерины, где бывал часто по должности. (Тогда пажи служили государыне за столом).

     В 1765г. Екатерина, видя, что в России в самых важных и правительственных  местах ощущается недостаток в людях, знающих законы и юриспруденцию, приказала выбрать 12 молодых людей, в том числе и шестерых пажей, для отправки их в Лейпцигский  университет. Радищев был в числе  этих избранных. Всё приготовления  бели сделаны щедрою рукой, содержание молодым людям было назначено  более чем достаточное (по 800 рублей на человека в год). Каждый студент  имел возможность обучаться, кроме  правоведения. Радищев слушал философию, подробно изучил латинских классиков, а также занимался медициной  и химией. Все предметы он знал очень  основательно. Позже его сын писал, что Радищев был почти универсальным  человеком. При глубоком знании законов  он имел понятия и в литературе. Все классические авторы – латинские, французские, немецкие, английские и  итальянские – были ему совершенно знакомы, точно так же, как и  всё, что тогда было написано по – русски. В медицине он мог выдержать докторский экзамен и был на практике очень хорошим медиком. Химия была одно время его любимым занятием. Из языков он в совершенстве владел французским и немецким, а позже выучил и английский. Он знал музыку, играл на скрипке, был талантливым танцором, искусным фехтовальщиком, хорошим ездоком и удачливым охотником.

     По  возвращении в 1771 году в Петербург  Радищев и его друг Алексей  Кутузов поступили в Сенат  на должность протоколистов с  чинами титулярных советников. Впрочем  служба здесь продолжалась недолго. В 1773 г. Радищев вышел капитаном  в штат главнокомандующего в Петербурге графа Брюса и исполнял при  нём должность обер-аудита (докладчика по судебным делам). Это было самое  приятное время в его жизни. Начальник  любил и отличал его, ввёл в  лучшее петербургское общество. В  эти годы Радищев тесно сблизился  с известным издателем и просветителем  Новиковым и перевёл для него несколько книг с немецкого и  французского языка.

     В 1775 году Радищев женился на племяннице своего товарища по университету Анне Васильевне Рубановской и вышел  в отставку секунд-майором. Два года он прожил в своём имении, а также  в Москве и нигде не служил. В конце 1777 года он вновь стал подыскивать себе место и вскоре поступил асессором в коммерц-коллегию, президентом которой тогда был граф Воронцов..чтобы лучше вникнуть в свои новые обязанности, Радищев, как он сам вспоминал позже, целый год занимался чтением журналов и определений коммерц-коллегии, так что вскоре приобрёл порядочные знания по всем вопросам. Как всегда, он показывал на новом месте непреклонную твёрдость характера в защите правых дел и необычайную честность. (Об этом говорят хотя бы то, что находясь на таком посту, где другие наживали взятками миллионы, он ничего не приобрёл и жил всю жизнь на одно жалование). Граф Воронцов очень высоко ставил мнение Радищева и советовался с ним по всем делам. Вскоре он выхлопотал для него чин надворного советника. В 1780 г. Радищева назначили помощником управляющего Петербургской таможней. В 1783 г. При родах умерла его первая жена. Это было для него большим личным горем. «Смерть жены погрузила меня в печаль и уныние, - писал он позже, - и на время отвлекла разум мой от всякого упражнения». Он остался с четырьмя маленькими детьми. В их воспитании и всех домашних заботах Радищеву стала много и постоянно помогать сестра покойной жены Анны Васильевны – Елизавета Васильевна Рубановская. Постепенно она сделалась самым близким ему человеком.

     Всё свободное от службы время Радищев  посвящал литературным трудам. Уже  в ранних его сочинениях видно  глубокое влияние французских просветителей, причём влияние не внешнее, умозрительное (как это часто бывало в то время), а глубокое, усвоенное сердцем  и всей его горячей натурой. Радищев  обладал чувством врождённой справедливости. Его возмущало и приводило  в негодование всякое проявление деспотизма и рабства, любое злоупотребление  властью или ущемление прав личности.

     Легко понять, каким странным и необычным  должен был казаться этот странный поклонник свободы в России, где  самодержавие и крепостничество  были официально признанными государственными институтами и глубоко укоренившимся  явлениями. Говорить о свободе в  России до начала Французской революции  было даже модно, и среди высшего  русского общества можно было найти  искренних поклонников Руссо  и Вольтера. Репрессии и преследования  постигли Радищева после того, как  вместо отвлечённых материй он обратился  к конкретным образам русской  жизни: изобразил рабское состояние  русских крепостных, с негодованием обрушился на помещиков-душевладельцев и связал слово «деспотизм» с  русской монархией. Тогда в его  горячей проповеди сразу увидели  крамолу и угрозу для государства. Между тем взгляды раннего  и позднего Радищева только тем и  различаются, что имеют разные области  приложения, по сути же они всегда были одни и те же. В 1773 году, переводя для Новикова книгу французского просветителя Мабли «Размышления о греческой истории», Радищев передаёт слово despotismе как «самодержавство» и тут же в специальном примечании (в полном согласии с теорией «естественного права» и «общественного договора») поясняет, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние…Если мы живём под властью законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно: но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону честь наших прав и нашея природные власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сём мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы осовбождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же и более над ним прво, какое даёт закон над преступниками». Тут же идею о главенствующей власти народа мы видим в его трактате «Опыт о законоподданстве», над которым Радищев работал в 1780-х годах. Он писал: «соборная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая, состав общества основати и разрушить могущая…». Радищев безусловно признавал за народом право свергать неправедную беззаконную власть. «Худое власти народной употребление, - писал он, - есть преступление величайшее…не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скиптр в руках, прав ко престолу». Ода «Вольность», законченная в 1783 году., по сути выражала те же взгляды, однако высказанные с горячим пафосом и страстным поэтическим языком, они обрели совсем другое звучание, и Радищев даже не пытался её тогда публиковать.

     В 1789 году он приобрёл печатный станок, шрифт  и устроил в своём доме типографию. Именно здесь была напечатана главная  книга Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», над которой  он работал с 1785 года.

     Путешествие было закончено в декабре 1788 года. Цензурное разрешение на издание  рукописи Радищев получил в июле 1789 г. В начале следующего года он приступил  к печатанью книги. В мае она  вышла в свет без имени автора и поступила в продажу. Вскоре роман стал пользоваться спросом  – те экземпляры, которые Радищев  дал книготорговцу Зотову быстро разошлись. Но тогда же «Путешествие…» попалось на глаза Екатерине II и повергло её в величайшее негодование. Она распорядилась немедленно найти автора. Началось следствие. Радищев узнал об этом и поспешил сжечь оставшийся у него тираж книги. Однако это уже не смогло отвратить у него неминуемой беды. 30 июня его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Дело не могло быть трудным, поскольку все крамольные мысли автора были ясно высказаны в его книге. Уже 24 июля Уголовная палата постановила подвергнуть Радищева смертной казни, а книгу изъять и уничтожить. В сентябре императрица заменила это наказание десятилетней ссылкой в Илимский острог. Для Радищева настала пора тяжёлых испытаний.

     Первые  три месяца на пути к месту своей  ссылки он проделала закованным в  кандалы. Затем пришёл указ от императрица  расковать его. В Тобольске Радищева догнала Елизавета Васильевна Рубновская, решившая ехать вслед за ним в  Сибирь. Вместе с ней были два  маленьких сына Радищева. Приезд свояченицы очень обрадовал его. «Я буду жить, а не прозябать», - писал он по этому  поводу. Будущее уже не казалось ему безнадёжным. Действительно, в  Илимске Радищеву предоставили совершенную  свободу, и он получил возможность  с удобством устроить свою жизнь. Слуг при нём было восемь человек. Для ссыльного был приготовлен  дом с пятью комнатами и  многими службами: кухней, людскими, сараями, погребами и т.д. Но имея достаточно денег, Радищев сразу  начал строить новый дом в 8 комнат, который и был вскоре закончен с помощью плотников, присланных губернатором. Здесь у Радищева был  большой кабинет и библиотека. Он тотчас купил несколько коров, двух лошадей, разнообразную птицу  и огородные овощи. В ссылке он продолжал вести очень деятельный образ жизни – вставал рано, много читал и писал. В эти  годы он написал трактат «О человеке, его смерти и бессмертии», политико-экономическое  сочинение «Письмо о китайском  торге», а также «Сокращённое повествование  о приобретении Сибири». Радищев  выписывал несколько столичных  и иностранных журналов и находился  в курсе всех новостей. В свободное  время он много занимался химическими  опытами. Сам учил детей истории, географии, немецкому и французскому языку, летом много охотился и любил плавать на лодке по Илиму. Личная жизнь его также сложилась благополучно. В Сибири Радищев женился на Елизавете Васильевна, которая родила ему в следующие годы троих детей.

Информация о работе Политические идеи А.Н. Радищева