Политические блоки и движения современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать сущность политических блоков и движений и особенностей их функционирования в современной России.

Задачами исследования являются:

- рассмотреть происхождение и формирование политических блоков и движений;

- дать характеристику типологии политических блоков и движений и партийных систем;

- проанализировать сущность и типы политических блоков и движений в современной России;

- определить проблемы функционирования политических блоков и движений в современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы создания и функционирования политических блоков и движений…………………………………………..
5
1.1. Происхождение и формирование политических блоков и движений... 5
1.2. Типология политических блоков и движений и партийные системы... 9
Глава 2. Особенности формирования политических блоков и движений в современной России………………………………………………………….
13
2.1. Сущность и типы политических блоков и движений в современной России…………………………………………………………………………..
13
2.2. Проблемы функционирования политических блоков и движений в современной России…………………………………………………………..
22
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список литературы…………………………………………………………… 31

Работа содержит 1 файл

ПолПарт.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    Российские  ученые отмечают, что многопартийная система также вызывает проблему восприятия политического процесса. Общество не всегда в полной мере понимает где какие партии, общественные движения, блоки, чем они отличаются и для чего они нужны. Г.Л. Кертман приводит следующие данные20.  Против многопартийности определенно высказались 35% респондентов: 19% полагают, что партии не нужны, а 16% предпочли бы, чтобы партия в стране была одна. В пользу многопартийности выступили 40% опрошенных, причем 14% считают, что оптимальным для России вариантом было бы сосуществование двух партий, а 26% настаивают на том, что партий должно быть не менее трех. Остальные участники опроса ответить на этот вопрос затруднились. Распределение ответов ощутимо варьирует в зависимости от социально-демографических характеристик опрошенных. Сторонников многопартийности, как нетрудно догадаться, сравнительно много среди людей молодых, относительно состоятельных, высокообразованных — иначе говоря, обнаруживается прямая корреляция между позитивным отношением к этому институту и принадлежностью к группам, имеющим больший доступ к социальным ресурсам. Мужчины высказываются в пользу многопартийности чаще, чем женщины.

    Однако  признание целесообразности существования  двух или более партий отнюдь не обязательно сочетается с признанием ценности межпартийной конкуренции - процесса, определяющего логику функционирования многопартийной системы.

    В заключении данной главы отметим  следующее. На российской политической арене действуют как политические блоки, так и политические движения. Как правило, эти движения структурно не оформлены. В зависимости от целей  и интересов, которые они выражают, выделяют движения: молодежные, женские, благотворительные, «проблемные».  Первое руководство независимой России, пришедшее к власти в начале 1992 г., в целом разделяло взгляды наиболее радикального прорыночного и прозападного крыла движения, на основе чего появилось общероссийское общественно-политическое движение «Демократическая Россия». Первые политические блоки и движения России не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций.

    В настоящее время важной функцией этих движений является защита граждан от произвола властей («Хельсинкская группа», «Комитет солдатских матерей») и работодателей («независимые профсоюзы»), защита предпринимателей (Союз промышленников и предпринимателей А. Вольского). Сильны позиции в современной России всевозможных экологических объединений «зеленых». Деятельность общественно-политических движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. любое общественное объединение со временем становится политическим, так как выражая и представляя определенный общественный интерес, оно стремится к его реализации политическим способом. В современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют огромную стабилизирующую роль. Будучи «школой самоуправления», они действуют на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и государством.

    Российские политические блоки и движения способствуют развитию демократии в стране, последовательно занимаясь конкретной деятельностью, поддерживая постоянные контакты с властью и другими социальными акторами, пытаясь участвовать в процессе принятия решений и оказывая давление на власть, требуя учета интересов населения, его различных слоев и групп. Сегодня общественно – политические движения укрепляет свои позиции в качестве одной из наиболее развитых и активных структур гражданского общества и одного из главных субъектов действия на политической арене.

    В России в политические блоки вступают различные партии в период предвыборной компании. одна из важнейших проблем – недолговечность политических блоков, которые  и создаются только для решения определенной проблемы – пройти избирательный ценз и получить места в Государственной Думе РФ. В связи с часто меняющимися политическими блоками идет снижение значимости лейблов «левый» и «правый» как способов ориентации в современном политическом пространстве в результате изменения массового сознания и эволюции партийно-политических систем. Еще одна проблема общественных движений – большое количество экстремистских общественно – политических движений и их распространенность среди молодежи. Многопартийная система также вызывает проблему восприятия политического процесса. Общество не всегда в полной мере понимает где какие партии, общественные движения, блоки, чем они отличаются и для чего они нужны.

 

     Заключение. 

    В заключении данной работы отметим следующее. Первой задачей исследовании было рассмотрение происхождения и формирования политических блоков и движений.

    Политические  силы, возникли в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, и являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Нараставшая дифференциация интересов различных групп буржуазного общества не только в Англии, но и в США, Франции (нач. XIX в.) обусловила изменение первоначальной функции представительства общенациональных интересов и превратила партии в механизм выражения групповых предпочтений. Так зародились первые политические блоки и движения. Возникновение политических блоков и движений в современном понимании было обусловлено совокупностью политических и институциональных изменений, произошедших в европейских странах в XIX веке. Политический блок представляет собой постоянное или временное соглашение (союз), заключаемое государствами, партиями, группировками для достижения общих политических целей путём совместных выступлений.

    Важной  задачей исследования была характеристика типологии политических блоков и движений и партийных систем.

    Одной из форм своевременного выявления и  реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения. Политическое движение представляет собой солидарную политическую активность большой группы граждан, направленную на достижение какой-либо значительной политической цели.

    Обычно  политические движения и блоки придерживаются какой-нибудь одной концепции и добиваются решения узкой политической задачи. Когда цель достигнута, движение может или прекратить свое существование, или трансформироваться в другие движения, а возможно, в партию. Выделяют следующие общественно-политические движения: консервативные движения и движения протеста, экспрессивные движения, альтернативные движения, правозащитное направление, Политические блоки могут проявляться в различных формах: коллективное обращение блокирующихся к населению, выдвижение одних и тех же кандидатов на выборах, выработка единой политической платформы, создание коалиционного правительства, объединённые боевые выступления.

    Еще одна задача исследования – анализ сущности и типов политических блоков и движений в современной России.

    На  российской политической арене действуют  как политические блоки, так и  политические движения. Как правило, эти движения структурно не оформлены. В зависимости от целей и интересов, которые они выражают, выделяют движения: молодежные, женские, благотворительные, «проблемные».  Первое руководство независимой России, пришедшее к власти в начале 1992 г., в целом разделяло взгляды наиболее радикального прорыночного и прозападного крыла движения, на основе чего появилось общероссийское общественно-политическое движение «Демократическая Россия». Первые политические блоки и движения России не имели жестко очерченной структуры, института членства и охватывали участников разных идейных ориентаций.

    В настоящее время важной функцией этих движений является защита граждан  от произвола властей («Хельсинкская  группа», «Комитет солдатских матерей») и работодателей («независимые профсоюзы»), защита предпринимателей (Союз промышленников и предпринимателей А. Вольского). Сильны позиции в современной России всевозможных экологических объединений «зеленых». Деятельность общественно-политических движений в России регламентируется Конституцией и федеральным законом. любое общественное объединение со временем становится политическим, так как выражая и представляя определенный общественный интерес, оно стремится к его реализации политическим способом. В современной России самодеятельные добровольные объединения граждан играют огромную стабилизирующую роль. Будучи «школой самоуправления», они действуют на основе общественного договора, являясь посредником между человеком и государством.

    Российские  политические блоки и движения способствуют развитию демократии в стране, последовательно занимаясь конкретной деятельностью, поддерживая постоянные контакты с властью и другими социальными акторами, пытаясь участвовать в процессе принятия решений и оказывая давление на власть, требуя учета интересов населения, его различных слоев и групп. Сегодня общественно – политические движения укрепляет свои позиции в качестве одной из наиболее развитых и активных структур гражданского общества и одного из главных субъектов действия на политической арене.

    Четвертая задача исследования – определение проблем функционирования политических блоков и движений в современной России.

    В России в политические блоки вступают различные партии в период предвыборной компании. одна из важнейших проблем  – недолговечность политических блоков, которые  и создаются только для решения определенной проблемы – пройти избирательный ценз и получить места в Государственной Думе РФ.  В связи с часто меняющимися политическими блоками идет снижение значимости лейблов «левый» и «правый» как способов ориентации в современном политическом пространстве в результате изменения массового сознания и эволюции партийно-политических систем. Еще одна проблема общественных движений – большое количество экстремистских общественно – политических движений и их распространенность среди молодежи. Многопартийная система также вызывает проблему восприятия политического процесса. Общество не всегда в полной мере понимает где какие партии, общественные движения, блоки, чем они отличаются и для чего они нужны. 

 

     Список литературы: 

  1. Кривогуз  И.М. Политология. - М.: Владос, 1999.
  2. Мельник В.А. Политология. – Минск: Высшая школа, 2002.
  3. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Приор, 2000.
  4. Политология / Под ред. проф. В.Д. Перевалова. - М.: Норма, 2001.
  5. Политология / Под ред. проф. Г.В. Полуниной. – М.: Акалис, 1996.
  6. Политология для юристов / Под ред. проф. Н.И. Матузова. - М.: Юристъ, 1999.
  7. Пугачев В.П. Введение в политологию. – М.: Аспект – Пресс, 2000.
  8. Смирнов Г.Н. Политология. – М.: Проспект, 2006.
  9. Анохина Н.В. Эволюция структуры партийного спектра России накануне парламентских выборов 2007 г. // Политические исследования. – 2008. - № 2.
  10. Беликов С. К типологии праворадикальной молодежи // Свободная мысль. – 2008. - № 4.
  11. Кертман Г.Л. Статус партии в российской политической культуре // Политические исследования. – 2007. - № 1.
  12. Ковалев В.А. Новации в российской политике // Политические исследования. – 2008. - № 3.
  13. Козлов Д.В. «Нецивильное» гражданское общество, или о том, как поссорились защитники Байкала с «Транснефтью» // Полис. – 2007. - № 4.
  14. Лапкин В.В. Политическая история и современная политика России сквозь призму структурно – циклической парадигмы // Политические исследования. – 2008. - № 1.
  15. Никитин Н.К. Выбор России: характер перемен и дилеммы будущего // Политические исследования. – 2007. - № 4.
  16. Павлова Т.В. Социальные движения как фактор трансформации институциональной среды: проблемы теории // Политические исследования. – 2008. - № 5.
  17. Пасынкова В.В. Партии – преемники, профсоюзы и государство в России и в странах Центральной и Восточной Европы // Полис.- 2007. - № 5.
  18. Перегудов С.П. Трипартистские институты на Западе и в России // Политические исследования. – 2007. - № 3.
  19. Пшизова С.Н. Политика как бизнес: российская версия // Политические исследования. – 2007. - № 2. – С. 116.
  20. Халий И.А. Экологическое общественное движение и власть: формы взаимодействия // Политические исследования. – 2008. - № 4.
  21. Чижов М. Политический нарратив в избирательной компании // Свободная мысль. – 2008. - № 9.
  22. Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении // Социологические исследования. – 2008. - № 11.

Информация о работе Политические блоки и движения современной России