Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат

Описание работы

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

Признаками политической власти являются: [5]

- делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

- использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

- наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов;

- доминирование властной воли;

- наличие особого аппарата управления;

- суверенитет органов власти;

- монополия на регламентацию жизни общества;

- возможность принуждения в отношении общества и личности.

Функции политической власти, или  ее общественное предназначение, состоит  в том, что она есть, во-первых, инструмент поддержания целостности  сообщества и, во-вторых – средство регулирования процесса реализации социальными субъектами своих индивидуальных, групповых и общих интересов. В этом выражаются основные функции  политической власти. Другие ее функции (например, руководство, управление, координация, организация, посредничество, мобилизация, контроль и т. п.) имеют по отношению к указанным двум подчиненное значение.

Политическая власть возникает, формируется  в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием  интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость  преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

Функции политической власти как инструмента социального управления: [6]

  • формирование политической системы общества;
  • сохранение социальной целостности;
  • руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности;
  • управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов;
  • контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти;
  • укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества;
  • реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп;
  • регулирование социальных отношений
  • поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Вместе с тем особенностью современного этапа общественного развития является тот факт, ставший очевидным для  многих развитых демократических стран, что добиться удовлетворения своих  групповых интересов, пренебрегая  интересами гражданского общества, невозможно. Это ведет к дестабилизации общества, а значит, влечет за собой угрозу потери власти, перемены в социальном порядке. Поэтому западная политология  сегодня трактует власть как реальную способность выразить общий интерес через частный интерес социальной группы или класса. Такое понимание политической власти находит свой отклик и в нашей отечественной политической науке и дает возможность найти новые ресурсы власти. [3]

Используя свои возможности, власть должна формировать политическую систему  общества, создавать оптимальные  политические отношения между государством и обществом, социальными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения и по возможности  превращать их в бесконфликтные и организованные. Таким образом, политическая власть выполняет такие общественно значимые функции, как: [6]

  • поддержание общественного порядка и стабильности;
  • выявление, ограничение и разрешение конфликтов;
  • достижение общественного согласия (консенсуса);
  • принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;
  • управление делами общества.

Эффективное осуществление власти возможно лишь тогда, когда есть чёткое представление о способах ее функционирования. Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции.

В системном виде можно выделить также следующие основные функции  власти:

  • анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
  • определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
  • репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
  • присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
  • распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
  • преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики. [6]

Во всякой политической системе  концентрируются интересы классов  и других социальных групп. Само существование  этой системы обусловлено социальными  причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. В этом её сущность.

Понимание того, какие социальные интересы и цели отражают тот или иной политический институт, то или иное явление политической жизни, составляет важнейшую исследовательскую, познавательную и политическую задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и теоретиков – философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей. Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место. Это одна из основных категорий и одна из самых дискуссионных проблем политической философии и политической науки.

Нельзя не согласиться с позицией А. Здравомыслова, что власть является центром, своего рода, силового поля, напряжение в котором распространяется неравномерно. Можно сказать, что сама власть представляет собой определенную совокупность средств организации социального пространства через соответствующие точки напряжения, через линии искривления пространства. Там, где сопротивление власти минимально, наименьшим является и напряженность самого поля. Там, где появляются или существуют точки нелояльности, несогласия, неподчинения и протеста, возникает напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода. Если напряженность накапливается в центрах, жизненно значимых для всей системы доминирования и подчинения, а не в периферийных областях, то возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений.

В современным условиях идет процесс развития власти, в котором можно выделить ряд главных тенденций.

Первая тенденция заключается  в усилении интенсивности процессов  демократизации политической власти. Вторая тенденция проявляется в  возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Третья тенденция  проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Четвертая тенденция, злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Пятая тенденция отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти.

Политическая власть, которая как  видно из предыдущего текста, охватывая  все сферы жизни и моделируя  человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой этой политики, т.е. власть - первооснова политики.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературных источников

 

  1. Мухаев Р.Т. основы политологии: Учебник для средней школы. – М.: Новая школа, 1996. – 192 с.
  2. Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г., Бурсов А.В. Политология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. – 336 с.
  3. Гаджиев К.С. Политология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Университетская книга; логос, 2008. – 432 с.: ил.
  4. Белов Г.А. Политология: Курс лекций: [Учеб. пособие]. — М.: ЧеРо, 1999
  5. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/63.htm
  6. В.А. Мельник. Политология, Минск, 1996.

 

 

Дата выполнения:                                                                            Кузнецова О.А.

22. 11.12 г.

 


Информация о работе Политическая власть