Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:55, реферат
Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Идеологическое господство
Руководство - это способность личности, партии, класса, группы осуществлять свою политическую линию путем воздействия различными методами и средствами власти на сферы, объекты, коллективы, отдельных людей. Руководство осуществляется на основе вертикальных связей, отношений субординации и требует безусловного подчинения исполнителя руководителю. Основа руководства - административная система, строжайшая дисциплина и самодисциплина. Смысл и назначение руководства - осуществлять соблюдение функционирования всей системы для реализации целей организатора.
Через управление и организацию осуществляется реализация политических, экономических и иных программ.
Управление - это использование полномочий власти по формированию целенаправленного поведения объектов. Управление должно обеспечивать оптимальное взаимодействие между трудовыми коллективами, партиями, населением области, района и т. п.
Контроль - это способность властных органов и институтов постоянно следить за тем, как реализуются законы, указы и распоряжения власти. [4]
Процесс осуществления власти упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному организму как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом. В рамках этой системы разрабатываются и принимаются решения по всем вопросам внутренней жизни страны и внешней политики. Каждый из субъектов этой системы присущими ему средствами в соответствующих формах участвуют в осуществлении политической власти, играет определенную роль в ее осуществлении.
Особенности различных элементов власти: субъекта, объекта, ресурсов – могут использоваться в качестве оснований для ее классификаций.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно - информационную, принудительную и политическую.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Как правило, в обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти. [2]
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства (социальные государства) с помощью социальной политики могут влиять на статус широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.
Духовно - информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современных условиях без опоры на знания власть в обществе не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки власти. Такое воздействие осуществляется через школу и образовательные учреждения, просветительские общества и СМИ.
Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о власти, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.
Социальная власть - это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий. [4]
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительная власть не редко отождествляется с политической.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
Власть можно поделить
также на политическую и неполи
Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп. Разновидностями политической власти являются власть одной социальной группы (общности) над другой (например, господство одного класса над другим); государственная власть; власть партийная, а также иных политических организаций и движений; власть политических лидеров. Хотя существует точка зрения (проф. Байтин), что власть государственная и власть политическая - это одно и то же явление. Однако такая позиция вряд ли обоснованна.
Власть внутри той или иной социальной
общности (общества, коллектива, организации
и др.) в зависимости от способа организации
и властвования может быть демократической или недем
Политическая власть в обществе
(и прежде всего это касается государственной
власти) может быть легальной (законной) и теневой (скрытой, невидимой, нелегальной).
Носителями последней могут быть неформальные
группы в правящей элите, политические
секты, мафиозные организации и др. При
этом не следует смешивать понятия «легальная
власть» и «легитимная власть». Эти понятия
хотя и близки, но не тождественны. Легальность хара
В зависимости от субъектов делиться на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
1.Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. [5]
2.Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
3.Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4.Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. [5]
5.Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
6.Во времени государственная власть
действует постоянно и непрерыв
По функциям государственных органов различается власть:
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти выделяют власть:
В зависимости от социальной базы власти выделяются следующие виды власти:
По ширине распространения власти выделяются мегауровень – международные организации, например, ООН, НАТО и т.п., макроуровень – центральные органы государства; мезоуровень – подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах. [2]
В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих ее уровня. Высший уровень — макрополитическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной — общественными организациями, партиями, движениями — и населением. Третий уровень - это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.
Наиболее важным видом власти является
политическая власть. Политическая власть
– это присущая политически организованному
сообществу людей форма социальных
отношений, характеризующаяся способностью
тех или иных социальных субъектов
– индивидов, социальных групп и
общностей – подчинять своей
воле деятельность других социальных
субъектов с помощью
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:
1) верховенство, т.е. обязательность
ее решений для всякой иной
власти. Политическая власть может
ограничить влияние мощных
2) публичность, т.е. всеобщность
и безличность. Это означает, что
политическая власть
3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;
4) многообразие ресурсов. Политическая
власть, и особенно государство,
использует не только
5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [5]
Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Различие их состоит в том, что:
Необходимый компонент политической власти – государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме.