Политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Политическая власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Работа содержит 1 файл

политич.власть (2).docx

— 23.08 Кб (Скачать)

Теории  элитаризма в каких-то элементах  реализуется во многих государствах, теория массового государства —  воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.

С позиций конституционного права авторитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы  граждан признаются в ограниченном  объеме, который не обеспечивает  возможности самостоятельного участия  граждан в определении государственной  политики, не предоставляет права  некоторым оппозиционным партиям  действовать легально;

2) переход политического руководства  от одной партии к другой  и формирование высших органов  государства на основе выборов,  но сам выбор партий избирателями  ограничен. Выборы депутатов парламента  происходят часто на основе  этнических и религиозных пристрастий,  выборы президентов подчинены  харизматическому принципу;

3) признается лишь ограниченный  политический плюрализм, разрешаются  только некоторые организации,  причем только на определенных  условиях, государственные решения  принимаются большинством правящей  партии без учета прав меньшинства,  права политической оппозиции  нарушены, ее издания подвергаются  цензуре, а ее лидеры подвергаются  арестам. Это нередко происходило  в Гондурасе, Кении, Тунисе, Белоруссии  и др;

4) принцип разделения властей может  быть упомянут в конституции,  но фактически он отвергается.  Акты президента или правительства  вторгаются в сферу законодательной  власти и нередко имеют большее  значение, чем закон. Судебная  деятельность во многом находится  под контролем исполнительной  власти;

5) плюрализм политической идеологии  ограничивается;

6) вооруженные силы часто играют  политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации  в специфических условиях тех  или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.)

В основе ТОТАЛИТАРНОГО режима лежат  разные концепции. Его идеологи используют расистские “теории”,массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре  пролетариата, двойной роли армии  и т.п.

Тоталитарный  режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической  Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется  следующими чертами:

1) политические права и свободы  граждан, возможность их самостоятельного  и активного участия в определении  государственной политики принципиально  отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У  граждан нет выбора, они ориентированы  на существование единой системы,  для которой нет вариантов:  не только выступления против  нее, но и простая критика  рассматриваются законом как  уголовное преступление;

2)переход  политического руководства от  одной партии к другой не  может быть осуществлен путем  выборов: обычно существует одна  легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3) политический плюрализм принципиально  отвергается, политическая оппозиция  не допускается, защита прав  меньшинства не признается; принцип  демократического централизма, требовал  безусловного подчинения меньшинства  большинству. Под руководство  правящей партии, фюрера, военного  совета поставлены все существующие  общественные организации, создается  единый механизм политического  властвования. Иногда, как это было  в Гвинее, провозглашается создание  целостного, слитного организма  “партии-государства”, членами единственной  партии объявляются все граждане, а органы государства, как это  было в Заире становятся органами  партии (парламент — законодательный  совет партии, правительство —  исполнительный совет и т. д.);

4) разделение властей отвергается,  в конституциях в том или  ином варианте фигурирует принцип  единства власти. Представительные  органы либо распущены, либо  являются единственными законодательными  органами. Местное самоуправление  также лишено всякого реального  значения: на местах правят назначенные  представители главы государства  и правительства, а если их  нет (власть Советов), то реальные  полномочия сосредоточены в руках  партийных органов;

5) единая обязательная политическая  идеология обеспечивается государственным  принуждением в явственных или  скрытых формах.

.


Информация о работе Политическая власть