Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 21:19, контрольная работа
Политическая власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.
Тема 7. Политическая власть
Политическая власть — это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.
Биологический
подход представлен, в частности, в
работах французского социолога
М. Марсаля, считающего, что власть не
является специфичной только для
человека, а имеет предпосылки
и корни в биологической
Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.
Под
ГРАЖДАНСКИМ обществом чаще всего
понимается независимая от государства
и существующая наряду с ним особая
сфера общественной жизни, состоящая
из различных социальных групп, движений,
объединений, культурных, национальных,
территориальных и иных общностей
и служащая важнейшей формой выражения
многообразных интересов
Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.
Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.
Что
касается ПОЛИТИЧЕСКОГО общества, то
оно не что иное, как официальное
выражение гражданского общества. Ведущую
роль в нем играют институты и
учреждения политической власти. На первом
месте среди них стоит
Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.
Культурно-исторический
опыт многих стран, в особенности
западных, со всей очевидностью свидетельствует.
что переход к гражданскому обществу
отнюдь не означает отказа от политического
общества. Если говорить в общем
плане, то гражданско-политическое общество
— это такое общество, в котором
в равной степени и наиболее полно
реализуются многообразные
Плюрализм
как существенная черта гражданско-
Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.
В
последние десятилетия
Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.
В
мировой научной литературе существует
множество классификаций
Различные разновидности ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.
Известны
два различных подхода к
В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии . Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов . В современном “государстве благоденствия”, считают приверженцы это теории Р. Даль, В. Кий, А. Роуз и др.
Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии (Дж. Лиджпхард). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется прежде всего сверху, государством.
Концепция
социетальной демократии в основном
отражает положение лишь в части
тех развитых государств, где социал-демократия
длительное время стояла у власти
или имеет очень сильные
Третья современная теория — теория плебисцитарной демократии — была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этим требованиям), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.
В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа — представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа — соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента) и т.д.
С
точки зрения конституционного права
демократический
1)
признание политических прав
и свобод в таком объеме, который
обеспечивает возможности
2)
политический плюрализм и
3)разделение
властей, ролевая автономия
4)
обязательное и реальное
5)
свобода пропаганды любой
АВТОРИТАРНЫЙ (властный) режим также может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т. д.).
Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем и др. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями — патриотизмом, расизмом, ненавистью и т. д. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.