Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:55, контрольная работа
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Политическая демократия - сложное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как форму правления государства (республика), как одну из возможных форм организации и осуществления государственной власти, как способ привлечения людей в политическую жизнь общества и т.д.
Социальная ценность демократии проявляется в том, что она воплощает в жизнь, в реальную многовековую мечту человечества об установлении в обществе подлинной свободы и равенства, гуманизма и справедливости, о возвышении человеческого достоинства. Ведь именно человек во всех своих социальных и личных качествах, общественных ролях, есть главное действующее лицо всех общественных преобразований. Поэтому ценность демократии надо определять, прежде всего, через призму интересов человека.
Демократия - это возвышение человеческого достоинства, уважение прав и свобод, чести и неприкосновенности человека. Она представляет собой своеобразный политико-психологический фундамент, на котором формируется гражданин, свободный человек, не способный унижать других и не допускающий собственного унижения никем и ни перед кем. Демократия - это благородство, порядочность, справедливость, умение остро ставить и взвешенно решать принципиальные вопросы, поставленные жизнью. Она требует ответственности за слова и дела, за судьбы общества и государства.
Велика роль демократии в осуществлении кадровой политики. Известны два основных принципа (способа) решения кадровых вопросов, выдвижения людей на руководящую работу, в представительные органы - назначение и выборность.
Главные достоинства принципа назначения - оперативность, организационная простота. В ряде сфер государственного управления (прокуратура, военизированные организации) этот принцип сегодня сохраняется, и наблюдается тенденция к росту назначаемости в других сферах.
Вместе с тем у принципа назначения имеются большие недостатки и в первую очередь недемократичность. Нередко людей назначают на должности по протекции, признаку личной преданности и т.д.Назначенные на должность получают властные полномочия не от народа, а от вышестоящего руководителя, что порождает несбалансированность общественных связей и зависимостей: в подчинение к назначенному лицу попадают сотни и тысячи людей, а назначенный от этих сотен и тысяч оказывается независим. Отсюда у него развиваются, так сказать социальные зрение и слух, адресованные вверх по служебной лестнице, и известные глухота и слепота по отношению к низам, простым людям. Именно здесь лежат корни консерватизма, бюрократизма, безответственности, подхалимства и др.
Выборность - единственно возможный путь формирования представительных органов и лучший способ решения кадровых вопросов. Выборный руководитель испытывает не только эмоциональный подъем в связи с тем, что ему оказаны уважение и доверие, но и большую политическую и моральную ответственность перед избравшими его. Возрастает требовательность к себе и другим. Появляются и властные полномочия, и моральное право требовать от каждого работника качественного выполнения своих обязанностей.
К несомненным достоинствам выборов относится то, что с их помощью создается демократический механизм выдвижения на основе инициативы снизу талантливых людей на все уровни государственного управления, в том числе политических лидеров. Однако при плохих организации и проведении все достоинства выборов сводятся на нет.
Основные принципы демократии - это исходные положения, руководящие идеи, вытекающие из природы общества и государства, на основе которых строится демократия. Если те или иные принципы длительное время соблюдаются, то они перерастают в демократические традиции страны. Демократические принципы часто закрепляются в конституциях и действующем законодательстве.
Основными принципами являются:
1. признание
народа первоисточником и
2. равенство всех перед законом и судом;
3. наличие
у граждан официально
4. решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на оппозицию;
5. равные
возможности участия в
6. разделение
властей на законодательную,
7. выборность,
подотчетность, сменяемость
8. право
беспрепятственного контроля
9. политический
плюрализм и многообразие
В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) разновидности демократии.
Народная демократия исходит из того, что первоисточником власти является народ в целом. Большую роль в развитии учения народной демократии сыграл марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс открыли и сформулировали закон о возрастающей роли и активности народных масс в истории. Они считали, что подлинный демократизм вытекает из общественных форм собственности и коллективизма, что народ - творец истории и своей судьбы. Марксизм определяет самоуправление как управление народом посредством самого народа. Реальная демократия выступает в лучшем случае как власть большинства, в худшем - как господство меньшинства (элиты) при формальном согласии большинства.
Плюралистическая демократия характерна для большинства западноевропейских государств. Властные полномочия осуществляют и государство, и множество негосударственных групп, партий, объединений и движений, способных влиять на государство. Здесь важное значение придается обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.
Либерализм. Либерализм сделал акцент на личностный аспект демократии. Для него и индивидуальный разум - высший политический приоритет, что выражается в признании неотчуждаемых прав, свобод человека и гражданина, его автономии по отношению к государству, обществу, группе. Либеральное мировоззрение самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели. Основная предпосылка либерализма - вычленение человеческой индивидуальности, убеждение человека в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В лоне либерализма родилась концепция разделения единой государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, действующие на принципе сдержек и противовесов. Здесь сфера действия государства ограничивается охраной правопорядка. Либерализм наряду с индивидуальной свободой признает равенство возможностей, равенство всех перед законом и судом.
Демократия может существовать и действовать в определенных организационных и правовых формах. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в двух основных формах - представительной и непосредственной (прямой).
Представительную демократию олицетворяют выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, которые действуют от имени избравших их граждан, официально представляют их. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти.
Непосредственная (прямая) демократия имеет место, когда граждане сами, непосредственно (лично) осуществляют государственную власть: избирают депутатов в представительные органы, принимают наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Непосредственная демократия позволяет включать в политическую жизнь все взрослое население страны, осуществлять эффективный контроль за деятельностью лиц, но она не способна обеспечить непрерывное и профессиональное государственное управление.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
Российская
демократия весьма далека от образцов
демократии вестминстерской и пока
что отнюдь не является гарантией
дальнейшего движения вперед. Ее социальная
база крайне узка, и возвращение к авторитарным
формам правления никак не может быть
исключено из числа возможных альтернатив.
В ближайшие годы альтернативы исторического
пути в России кроются внутри самой внутренне
нестабильной "номенклатурной демократии",
в том, какое из начал в ней возобладает
и будет укрепляться - номенклатурное
или демократическое. Пока на этот вопрос
нет ответа.
Используемая литература:
Барнс. Б. Природа власти. Политология вчера и сегодня. М., 1990
Белов. Г. А. Институциональная система политической власти. Кентавр №4 1996
Белов. Г. А. Политология. М., Наука 1994
Белов. Г. А. Пути эволюции нормативной политической системы российского общества. Вестник МГУ Сер12 №1 1997
Василенко, И.А. Политология. [Текст]: Учебник / И.А.Василенко. - М.: Гардарики, 2004. - 288с.
Василик, М.А., Вершинин, С.С. Политология. Элементарный курс. [Текст] / М.А. Василик, С.С.Вершинин. - М.: Гардарики, 2001.
Волков Ю.Г. Социология. М. 2000
Грачев М.Н., Политическая система общества, М., 1997
Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. Юрист М., 1996
Дегтярёв А. А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3
Добреньков, В.И., Власюк, К.Г. Основы социологии и политологии [Текст] / В.И. Добреньков, К.Г. Власюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Ильин В. В.. Власть. Вестник МГУ, Сер12., Социально-Политические Исследования.,1992.№3
Куликов, Л.М. Основы социологии и политологии. [Текст] / Л.М.Куликов. - М.: Финансы и статистика, 2004.
Краснов. Б. И. Власть как общественное явление. Социально-политический журнал. 1994. №7-8
Краснов. Б. И. Теория власти и властных отношений. Социально-Политический журнал. 1994. №3-6
Методическое указание по социологии. СПбГАСУ,2002
Политология [Текст]: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - М.: Издательство Норма, 2002. - 3
Политологический словарь - справочник, Под. Ред. Полуниной Г.В., М., 1996
Политическая история России, Хрестоматия, Коваленко В.И., Медушевский А.Н.,М., 1995
Фролов С.С. Социология.
М.: Наука, 1994
Информация о работе Политическая власть и политические режимы