Политическая власть и механизм её функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Содержание

Введение 3
1.Сущность и особенности политической власти 4
1.1 Понятие политической власти 4
1.2 Основные признаки политической власти 6
1.3 Теории политической власти 7
2. Функции политической власти 9
3. Легитимность политической власти и её типы 10
3.1 Взаимозависимость юридического и политического понятий легитимности власти 11
3.2 Типы легитимности политической власти 13
3.3. Механизмы легитимации политической власти 15
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

контрольная работа 2.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

  Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, то есть легитимностью политической власти.

  Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание её законности) и «легальность власти» (правовое, формальное её закрепление).

     Легитимная  власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая её справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что её поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Легитимность — это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.

     Граждане  одобряют власть, исходя из моральных  критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.

     В политологии используется также  термин «легальность» власти. Легальность  и легитимность — не одно то же. Легальность власти — юридическое обоснование юридическое бытие власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.

    Таким образом, легальность (законность) власти политический порядок, опирающийся на законное право, подкрепленное соответствующими рационально-оправданными санкциями, тогда как его моральное содержание (поддерживаемое или не поддерживаемое большинством) считается вторичным (характерно для демократий). Правительства могут обладать законным авторитетом, не будучи справедливыми с точки зрения общественной морали. Но в то же время современное государство часто испытывает серьезный "дефицит" необходимой ему легитимности, когда его действия выходят за пределы общественного согласия.

    Исходя  из вышесказанного, можно проследить взаимозависимость юридического и политического понятий легитимности власти. Т.е. если власть легальна, то она является легитимной, а если нелегальна, то и общественно признанной она, как правило, не является. И наоборот, если власть легитимна, то она законодательно подтверждена (легальна), а если власть не легитимна, то она признается незаконной (нелегальной).

3.2 Типы легитимности  политической власти

     «Господство, — писал Вебер, — означает шанс встретить повиновение определенному приказу».

Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства, которые отражены в схеме №4.  

Схема №4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Традиционный  тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее.

  Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Классические ее примеры дала история Зап. Европы XIII, XIV и отчасти XV вв.  Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

     Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества. Примером такого харизматического лидера, вождя может служить Ф.Кастро.

     Рационально-легальный  тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

3.3.  Механизмы легитимации  политической власти

Схема №5

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социально-психологический, основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

     2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений

     3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

     4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

     5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

 
 
 
 
 
 

Заключение

   Власть  и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

    Классическая  постановка вопроса о власти исходит  из того, что она представляет собою  совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами. Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических является источником и основой этой политики, т.е власть - первооснова политики.

Список использованной литературы

 
    1. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов  высш. Учеб. Заведений-4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005, Гл.5
    2. Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001, С. 43-56.
    3. Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология в схемах и комментариях: учебное пособие-СПб.: Питер,2005, Гл.5.
    4. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. Раздел 3,гл. 10 – Государственная власть.
    5. Белов. Г. А. Политология. М., ЧеРо 1996

Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования