Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:47, контрольная работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Введение 3
1.Сущность и особенности политической власти 4
1.1 Понятие политической власти 4
1.2 Основные признаки политической власти 6
1.3 Теории политической власти 7
2. Функции политической власти 9
3. Легитимность политической власти и её типы 10
3.1 Взаимозависимость юридического и политического понятий легитимности власти 11
3.2 Типы легитимности политической власти 13
3.3. Механизмы легитимации политической власти 15
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Департамент образования города Москвы
Московский городской
психолого-педагогический университет
Факультет
государственного и муниципального
управления
Предмет: Политология
Контрольная работа
«Политическая
власть и механизм её функционирования»
Выполнила: студентка 2 курса
Оглавление
Введение
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В своём общем значении понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, принуждение и другие средства. Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она даёт ключ к понимаю сущности и предназначения политической сферы общества.
Власть
появилась с возникновением человеческого
общества и будет в той или
иной форме всегда сопутствовать
его развитию. Она необходима для
организации общественного
Поэтому столь важно уяснение сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, её источников и ресурсов, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых и современных тенденций в её развитии.
Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Политическая власть – это особый тип власти в обществе. Она существует в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации.
Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Примером субъекта власти может быть отдельный человек, организация, общность людей таких как, народ или даже мировое сообщество, объединённое в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: её первичными факторами являются индивиды, вторичными политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространённое отождествление власти с её носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.
Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие её субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Отличительные признаки политической власти отражены в схеме №1.
Схема
№1
Признаки политической власти
Комментарии к
схеме №1
В
научной литературе существуют разнообразные
определения власти, что отражает сложность,
многоаспектность этого явления. Каждая
из дефиниций обычно акцентирует внимание
на той или иной стороне или проявлении
власти и связана с определенным подходом
к ее анализу. Можно выделить следующие
важнейшие аспекты трактовки власти.
Схема № 2
Комментарии к
схеме №2
Релятивистские теории (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».
Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.
В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг. Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».
Согласно системной теории, власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике.
Используя
свои возможности, власть должна формировать
политическую систему общества, создавать
оптимальные политические отношения между
государством и обществом, социальными
группами, классами, политическими институтами,
партиями, гражданами, органами государственного
управления. Власть призвана контролировать
эти отношения и по возможности превращать
их в бесконфликтные и организованные.
Схема №3
Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство. Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти. Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев.
Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя.
Третий
вид – рациональный, основанный на
принятых в государстве законах и порядках,
разумных суждениях.
Эти типы легитимности, названные Максом Вебером, носят идеальный характер, то есть являются в известной мере абстракциями, не существующими в политической действительности в «чистом виде». В конкретных политических системах данные три типа переплетаются при доминировании одного из них, что и позволяет характеризовать легитимность или как традиционную, или как харизматическую, или как рациональную. Иными словами, эта классификация служит инструментом анализа легитимности власти в каждой конкретной политической системе.
Легитимность (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. Стоит подчеркнуть, что речь идёт об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах.
Информация о работе Политическая власть и механизм её функционирования