Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю два понятия – политической социализации и политической культуры. Эти два явления тесно взаимосвязаны в обществе, непрерывно влияют приятель на друга.
Введение 3
1. Понятие и содержание политической социализации 4
1.1 Понятие политической социализации 4
1.2 Типы политической социализации 5
1.3 Этапы политической социализации 6
1.4 Агенты политической социализации 7
2. Сущность, содержание, и функции политической культуры 10
2.1 Понятие политической культуры 10
2.2 Структура политической культуры 10
2.3 Типология политической культуры 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
1. Расскажите о значении политологии в современной действительности?..........................16
2. Что такое политический режим..............................................................................................16
2. Перечислите признаки политических партий.......................................................................17
Помимо общих существуют и специфические типологии. Одна из них предложена У. Розенбаумом. Он строит спектр типов политической культуры, беря за основу степень консенсуса между членами общества относительно основополагающих политических ценностей и "правил игры", и, соответственно, наличия и специфики субкультур. У.Розенбаум выделил два крайних типа политической культуры: фрагментарную и интегрированную. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политической устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства.
Интегрированная
политическая культура характеризуется
непротиворечивостью
Заключение
Познание
реальной политической жизни любого
общества невозможно без углубленного
изучения политической культуры народа
и механизмов приобщения индивидов
к этой культуре, то есть политической
социализации. Именно они во многом объясняют
истоки, характер и особенности конкретной
политической системы, господствующей
в обществе, политический режим, политическое
сознание и поведение общественных групп,
динамику и направленность политических
процессов.
Политическая
культура и социализация прямо или
косвенно влияет на поведение людей
и дело их организаций, на восприятие
населением явлений внутренней и
международной политики, оценку политических
систем и режимов, правящих групп
и отдельных политических лидеров,
определение человеком своего места в
политической сфере общественной жизни.
В силу этого знание политической культуры
и механизмов политической социализации
открывает довольно широкие перспективы
для прогнозирования в социологии политики.
Исключительно
важен учет политической культуры общества
в процессе разработки политического
курса, принятия и реализации конкретных
политико- управленческих решений. От
уровня и состояния политической культуры
зависит воспримет или не воспримет население
разрабатываемый политический курс; согласится
ли оно с ним добровольно, по внутреннему
убеждению или под принуждением; будет
ли оно относится к нему как к нечто такому,
что выражает его чаяния, либо проявит
полное безразличие и более того враждебность,
оказывая пассивное или активное сопротивление.
Учет степени зрелости и характера политической
культуры позволяет в какой-то мере предвидеть
реакцию населения на принимаемое политико-управленческое
решение, а, следовательно, предусмотреть
организационные, политические и разъяснительные
меры, обеспечивающие подготовку решения
и его эффективную реализацию.
В
конечном счете, смысл изучения политических
культур и типов политической
социализации содержится в выявлении
социально-политических механизмов укрепления
стабильности политической системы, а
так же ее потенциально слабых, деструктивных
элементов, выявлении соответствия или
расхождения преобладающей в обществе
политической культуры и текущей политической
практики. Не случайно социологи политики
говорят о ценности знания политической
социализации и культуры с точки зрения
их способности предсказывать политическое
поведение людей, стабильность политических
режимов напрямую связываться с политическими
ориентациями населения.
Все
выше изложенные доводы, говорят о
том, изучение политической культуры общества
и политической социализации – одна из
важнейших задач социологии политики.
Социология политики должна помогать
в формировании наиболее приемлемой для
данного общества политики, в предупреждении
и избежание политических конфликтов.
Эта наука должна прогнозировать развитие
политической культуры, изрекать о наиболее
приемлемых ее вариантах и о некоторых
возможных ее изменениях через политическую
социализацию.
Список
использованной литературы.
1. Введение
в политологию. Под ред. М.Х. Фарукшин. –
М., 1992.
2. М.И. Шилобод.
Политика и право. – М., 1995.
3. Дегтярев
А.А. Основы политической теории. – М.,
1998.
4. Политология.
Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1997.
5. Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
– М., 1995.
6. Радугин
А.А. Радугин К.А. Социология. М.
"Центр" 1997г.
7. Социологический
энциклопедический словарь.
1.
Расскажите о значении
политологии в
современной действительности?
Иногда можно услышать вопрос: "Зачем мне знать политологию, если я не занимаюсь политикой?"
Образованность человека - это не только специализация, но и наполненность человеческой жизни гуманистическими ценностями. Полноправный гражданин должен надёжно ориентироваться в текущей политике, понимать её перипетии. Понимание политики даёт твёрдую основу для личного участия в политическом процессе, будь то выборы, референдумы или другие формы народного волеизъявления.
Не сформировав в себе политической культуры, неизвестный человек обычно склоняется к выбору неконституционных форм и методов активности: беспорядкам, террору и т.п., либо занимает позицию безвольного "болельщика".
Политика - это объективное явление. Жить вне её невозможно, как бы этого не хотелось и относительную свободу от неё может дать как раз понимание возникающих проблем, основанное на определённой сумме знаний, умение предвидеть последствия своего политического выбора.
Власть
- это как деньги в банк: можно
вложить, и можно отозвать. Но ответственность
за то, в какой банк вложить свои сбережения
несёт только вкладчик.
2. Что такое политический режим?
Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа.
Принято делить
политические режимы на три типа: тоталитарный,
авторитарный и демократический.
В политической сфере тоталитаризму соответствует
монополизация власти. Она оказывается
у одной партии, а сама партия – под властью
одного лидера. Происходит сращение правящей
партии с государственным аппаратом. Вместе
с тем происходит огосударствление общества,
т.е. уничтожение (или крайнее сужение)
независимой от государства общественной
жизни, уничтожение гражданского общества.
Умаляется роль права, закона.
Авторитарный режим возникает, как правило,
там, где происходит слом старых социально-экономических
институтов и поляризация сил в процессе
перехода стран от традиционных структур
к индустриальным. Данный режим чаще всего
опирается на армию. Она вмешивается в
политический процесс для того, чтобы
покончить с длительным политическим
кризисом, с которым невозможно справиться
демократическими, правовыми средствами.
В результате этого вмешательства вся
власть концентрируется в руках политического
лидера или определенного органа.
При некотором сходстве с тоталитаризмом
авторитаризм допускает размежевание
и даже поляризацию сил и интересов. В
данном случае не исключаются некоторые
элементы демократии – выборы, парламентская
борьба и в определенных пределах инакомыслие
и легальная оппозиция. Правда, политические
права граждан и общественно-политических
организаций сужены, серьезная легальная
оппозиция запрещена, политическое поведение
как отдельных граждан, так и политических
организаций строго регламентировано.
Центробежные, деструктивные силы сдерживаются,
что создает условия для гармонизации
интересов и демократических реформ.
Понятие демократия родилось в Древней
Греции. Существует ряд исторических типов
демократии с множеством ее различных
форм:
• первобытно-общинная и родо-племенная
• античная
• феодально-сословная
• буржуазная
• социалистическая
Демократия – это прежде всего степень
участия масс в государственном управлении,
а также фактическое наличие у граждан
демократических прав и свобод, официально
признаваемых и закрепляемых в конституциях
и других законах. Демократия как общественно-политическое
явление за свою многовековую историю
развития выработала определенные принципы
и ценности.
Среди них:
• равное право граждан на участие в управлении
обществом и государством
• гласность в деятельности властей
• конституционное оформление государственного
строя
• разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную
• плюрализм политической системы
• комплекс политических, гражданских,
экономических и социальных прав и свобод
человека
Эти ценности описывают, конечно, идеальную
систему, идеал, который нигде не достигнут.
Возможно, он в принципе недостижим. Однако
институты по поддержанию демократических
ценностей существуют в действительности
при всех их недостатках.
Поскольку в буквальном переводе слово
«демократия» означает народовластие,
постольку именно принцип народовластия
является основополагающим. Это находит
свое выражение в участии граждан и объединений
в решении государственных и общественных
дел через их представительные органы.
3.
Перечислите признаки
политических партий.
В
жизни современного общества значительное
место принадлежит политическим
партиям. Слово «партия» – латинского
происхождения (partis - часть). Предшественники
современных партий – английские тори
и виги XVII–XVIII вв., появившиеся в эпоху,
когда субъектами политики были только
верхи общества. Эти партии напоминали
скорее политические кланы, группировавшиеся
вокруг лидеров и боровшиеся за влияние
при королевском дворе. Война США за независимость,
Великая французская революция и последовавшие
события в Европе и Америке сделали партии
к концу XIX в. обязательным элементом общественной
жизни. К концу XIX – началу ХХ в. сложился
классический тип партии с массовым членством,
сетью местных организаций, периодическими
съездами, уставом и членскими взносами.
Роль партии возрастала по мере расширения
избирательного права и вовлечения в политику
широких масс.
Существуют различные подходы к определению
политической партии. Одни понимают партию
как преимущественно идеологическое объединение,
другие связывают ее с избирательным процессом,
третьи (марксисты) видят в ней представителя
определенного класса. Можно принять за
основу наиболее взвешенное, нейтральное
определение:
Политическая партия – это наиболее активная
и организованная группа граждан, их добровольный
союз, связанный идеологической общностью
и стремящийся к обладанию властью в государстве.
Власть – конечная цель любой партии.
Какие бы задачи ни ставила партия, будь
то построение коммунизма или охрана окружающей
среды, она добивается их с помощью борьбы
за власть, формирования собственного
правительства или включения в коалиционное
правительство своих представителей.
Придя к власти, партия стремится использовать
всю государственную мощь в интересах
тех сил, которые она представляет. Этим
партия отличается от общественных организаций
и движений, лоббистских формирований,
которые тоже активно участвуют в политической
жизни, но не ставят целью завоевание политической
власти в государстве.
К
основным признакам
политических партий
относят:
- активное участие в политической борьбе;
- наличие членства;
- определенной социальной базы;
- политической программы и устава;
- общих интересов и идеологических взглядов
объединившихся в партию людей;
- наличие одного или нескольких лидеров.
Информация о работе Политическая социализация.Политическая культура