Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:42, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю два понятия – политической социализации и политической культуры. Эти два явления тесно взаимосвязаны в обществе, непрерывно влияют приятель на друга.
Введение 3
1. Понятие и содержание политической социализации 4
1.1 Понятие политической социализации 4
1.2 Типы политической социализации 5
1.3 Этапы политической социализации 6
1.4 Агенты политической социализации 7
2. Сущность, содержание, и функции политической культуры 10
2.1 Понятие политической культуры 10
2.2 Структура политической культуры 10
2.3 Типология политической культуры 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
1. Расскажите о значении политологии в современной действительности?..........................16
2. Что такое политический режим..............................................................................................16
2. Перечислите признаки политических партий.......................................................................17
Министерство сельского хозяйства
ФГОУ ВПО Московский государственный агроинженерный университет
им. В.П.Горячкина
Реферат по политологии
на
тему « Процесс
политической социализации.
Политическая культура».
Выполнила:
Проверил:__________________
Москва, 2010
Содержание
Введение 3
1. Понятие и содержание политической социализации 4
1.1 Понятие политической социализации 4
1.2 Типы политической социализации 5
1.3 Этапы политической социализации 6
1.4 Агенты политической социализации 7
2. Сущность, содержание, и функции политической культуры 10
2.1 Понятие политической культуры 10
2.2 Структура политической культуры 10
2.3 Типология политической культуры 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
1. Расскажите
о значении политологии в современной
действительности?.............
2. Что такое
политический режим............
2. Перечислите
признаки политических партий..
Введение
В
нормальном цивилизованном обществе политика
осуществляется для людей и через
людей. Какую бы значительную роль не
играли социальные группы, массовые общественные
движения, политические партии и т. д.,
в конечном счете, ее главным субъектом
выступает личность, потому как сами эти
группы, движения, партии и другие организации
состоят из реальных личностей, и только
через взаимодействие их интересов и воли
определяются содержание и направленность
политического процесса.
Становление
личности как субъекта политики происходит
постепенно по мере социального созревания
человека, в процессе его политической
социализации. Кратко можно сообщить,
что политическая социализация – это
прежде всего вступление, врастание личности
в мир политики: формирование политических
представлений, ориентаций и установок,
покупку навыков политического участия,
врастание в определенную политическую
культуру. Политическая культура представляет
собой относительно самостоятельный вид
в общей системе наряду с культурами материальной
и духовной. Ее своеобразие определяется
особенностями сферы действия – сфера
политики, функционирования политической
власти; и спецификой элементов, характеризующих
данный вид культуры – политические представления
и ценности, политические установки и
поведение, которые формируются в процессе
политической социализации. Политические
представления, ценности, установки не
даются с рождением, а именно приобретаются
по мере созревания личности.
В
своей курсовой работе я рассмотрю
два понятия – политической социализации
и политической культуры. Эти два
явления тесно взаимосвязаны
в обществе, непрерывно влияют приятель
на друга.
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры общества, которое осуществляется через усвоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. Данный процесс получил название политической социализации.
В современной политической науке не существует общепринятого представления о содержании, длительности и стадиальности процесса политической социализации. Чаще всего под политической социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом политических ориентаций, установок и моделей политического поведения, обеспечивающих его адекватное участие в политической жизни общества.
Важнейшей функцией политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, выполнять там определенные функции. В противном случае человек не может эффективно отстаивать свои социальные и политические интересы.
Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.
С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида.
Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике.
В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.
Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением личности и политической системы. Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества.
Плюралистический тип политической социализации отличается опосредованным характером взаимодействия личности с политической системой. Значительное количество разнородных политических субкультур обусловливает первоначальную политическую социализацию индивида в рамках определенной социальной группы. Тем не менее, подобное многообразие не препятствует достижению в обществе консенсуса на основе признания всеми участниками политического процесса либерально-демократических ценностей.
Конфликтный тип политической социализации формируется на основе межгрупповой борьбы и противостояния. Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью. В таких обществах, как правило, высока степень политического насилия, жесткой борьбы между носителями разных политических субкультур.
Гегемонистский тип характеризуется негативным отношением индивида к любым социальным и политическим системам за исключением собственной. Такой тип формирует политическую культуру личности исключительно на ценностях одной социальной группы, религиозной системы или политической идеологии. Гегемонистский тип обычно характерен для закрытых политических систем (КНДР, Куба), которые антагонистичны в отношении иных ценностей.
Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности.
"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.
Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.
Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.
Передача
политических ценностей, установок
и моделей политического
Агенты политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.
На первом
этапе политической социализации важнейшую
роль играет семья, которая формирует
у ребенка психологическую
Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет детей в школе воспитывают в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.
Информация о работе Политическая социализация.Политическая культура