Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:27, контрольная работа
понятие и определение политической системы общества.Структура политической системы общества.типология политической системы общества.
Вступление
1. Понятие и определение политической системы общества:
а) условие существования политической системы;
б) многовариантность теорий политических систем;
в) практические задачи теории политической системы;
2. Структура политической системы общества:
а) подсистемы трех уровней власти и политических отношений:
в) функции политической системы в обществе;
3. Типология политической системы общества:
а) классификация политические системы по Алмонду и Пауэллу
б) основные типы политических систем;
в) классификация форм и содержания политических систем (по Ж.Блондэлю);
г) типы политических системам по версии западных политологов;
д) ядро политической системы;
Заключение.
Список использованной литературы.
Сущность ПС общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Функционирование ПС затрагивает вопросы: кто должен управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы государственных усилий. Выделяют следующие функции политической системы:
- Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (именно ПС устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования -демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и пр.).
- Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие ПС, как управляющей, включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
- Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на провал).
- Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
- Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества: именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей.
- Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, ПС пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
- Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида, включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство ПС путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
- Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Функции политических институтов выявляются и реализуются в их взаимосвязях. Подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в ПС, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.
Наиболее активной и динамичной частью ПС общества является его политическая организация. Любой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цеди и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми данной общности. Именно благодаря организации осуществляет перевод идеологической или моральной силы в материальную, которые становятся правилами поведения. Организация выступает важнейшим средством формирования единой воли.
3. Существуют различные подходы к определению типов политических систем. Типологизация ПС несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. В современных условиях вторая часть этой теории полностью отвергается, а первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу при анализе современной ПС существенно ограничивает представления о ней в целом, потому что в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.
В отечественной философской и политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии с которым следует классифицировать типы ПС, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Алмонд и Пауэлл предлагали классифицировать ПС по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.
Примитивные системы обладают минимальной структорой,
национальное целое для них остается без
внимания; преобладает "приходская
культура". Традиционные системы имеют
развитую дифференцированную политическую
структуру и в плане политических позиций
характеризуются "культурой подчинения".
Люди знают, что существуют политические
институты, нормы, традиции и т.п. Но для
них ПС существует как бы рядом, она остается
вне их; они ждут от нее услуг, не мысля
себе, что могут принимать участие в ее
акциях. Традиционные структуры подразделяются
на патримониальные (политические элиты,
королевская семья), централизованные
бюрократические и феодальные политические
системы. Современные системы знаменуют
собой дальнейший прогресс и в структурном,
и в культурном плане. Они обладают и развитыми
политическими структурами, и политическими
инфраструктурами. При такой системе функционирует
уже не "культура подчинения", а "культура
участия". Граждане уже могут влиять
на ПС посредством выборов, демонстраций,
митингов, они способны направлять и поправлять
ее действия. Современные системы подразделяются
на секуляризованные города-государства
и на мобилизационные системы. Сюда и
относятся: демократические системы, авторитарные
системы.
Итак, Выделяют пять основных типов Политических Систем:
- Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая система с капиталистической или социалистической ориентацией; основой типологизации являются общественно-экономические формации; авторами концепций являются Маркс, Энгельс, Ленин.
- Демократическая, авторитарная, тоталитарная; основой типологизации выступает степень демократичности власти и наличие механизмов разрешения противоречий; автором является Р. Даль.
- Англо-американская, Европейская континентальная, доиндустриальная, тоталитарная; основой типологизации является политическая культура (однородная или разнородная); автор Г. Алмонд.
- Административно-командная, соревновательная, социопримирительная; основой типологизации выступают способы управления обществом; автор В. Е. Чиркин.
- Этакратическая, демократическая, где основой типологизации является место и роль государства в политической системе; авторы В.В. Радаев, О.Н. Шкартан.
Французский политолог Ж. Блондэль различает ПС по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных типов:
1) либеральные демократии
с опорой на либерализм в
принятии государственных
2) коммунистические системы
с приоритетом равенства
3) традиционные ПС, управляемые олигархиями с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
4) становящиеся ПС в развивающихся странах с авторитарными средствами управления;
5) авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение социального и экономического неравенства, но более действенными средствами.
А большинство западных политологов выделяют следующие типы ПС:
- Политические системы англо-американского типа: политическая культура, опирается на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.
- Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). СМИ находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.
. -8-
- Континентально-европейские системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности: партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.
- Доиндустриальные и частично индустриальные ПС имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
В политологической литературе встречаются и другие классификации ПС. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены, ПС подразделяются на консервативные с целью – сохранять традиционные структуры, сложившуюся форму политической власти и трансформирующиеся, цель которых - общественные преобразования. Среди последних различают системы реакционные, с целью вернуть общество назад, к прежнему типу ПС, и прогрессивные, стремящиеся сформировать общество нового типа. Теории типологизации политических систем – это не догма. Могут появиться новые основания для выявления различий между ними в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функционирования.
Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. Тогда как нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Например, прямое насилие или же угроза применения принуждения, привитие членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путь вознаграждения и наказания.
Что лежит в основе замены одного типа политической системы другим? На первое место следует поставить смену формы собственности (собственность на раба, на землю, на средства производства, на государство в целом, равное право на существование и развитие различных форм собственности); изменение государственной формы правления и смену идеологий. Тип ПС характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависит характер ПС, а также темпы развития общества в целом. . -9-
Многообразие типологий
свидетельствует о многомерност
Любая политическая система нуждается в признании со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным. Возможность признания ПС обществом более вероятна, если она выражает объективные потребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс.
Заключение
Конкретные пути эволюции ПС различны в разные эпохи и в разных обществах. Однако принцип ее пространственно-временных изменений постоянен. Такими же инвариантными являются принципы ее организации, или принципы политической организации общества. ПС в каждый данный момент или период ее истории предстает, как конкретная политическая ситуация, относительно протяженная во времени и стабильная. От состояния общественных отношений, уровня развития общества зависит, будет ли эта ситуация статичной или подвижной, а, следовательно, будет ли динамичной и сама политическая система или нет. Динамизм ПС отличен от нестабильности, он определяет способность системы развиваться, адаптироваться к изменениям в обществе и его внешнем окружении, в смешанных организационных системах и реагировать на эти изменения.
ПС можно исследовать с разных позиций. Тип ПС характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависят характер ПС, а также темпы развития общества в целом. Любая ПС нуждается в признании ее со стороны общества. Которое может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным.
Многообразие типологий политических систем свидетельствует о многомерности политического мира, о возможности его анализа с позиций самых разных критериев. С это точки зрения каждая реальная система, существующая в той или иной стране, может характеризоваться с помощью различных показателей и иметь различные определения и классификации. Использование критериев и типологий в анализе конкретной политической системы, конкретной страны помогает сделать этот анализ более объемным, глубже постичь сущность исследуемых явлений.