Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 09:27, контрольная работа
понятие и определение политической системы общества.Структура политической системы общества.типология политической системы общества.
Вступление
1. Понятие и определение политической системы общества:
а) условие существования политической системы;
б) многовариантность теорий политических систем;
в) практические задачи теории политической системы;
2. Структура политической системы общества:
а) подсистемы трех уровней власти и политических отношений:
в) функции политической системы в обществе;
3. Типология политической системы общества:
а) классификация политические системы по Алмонду и Пауэллу
б) основные типы политических систем;
в) классификация форм и содержания политических систем (по Ж.Блондэлю);
г) типы политических системам по версии западных политологов;
д) ядро политической системы;
Заключение.
Список использованной литературы.
контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
группа ЭПБ-09 СВ
специальность
«Экономико-правовая безопасность организации»
Проверил преподаватель:
2010 г.
Вступление
а) условие существования политической системы;
б) многовариантность теорий политических систем;
в) практические задачи теории политической системы;
а) подсистемы трех уровней власти и политических отношений:
в) функции политической системы в обществе;
а) классификация политические системы по Алмонду и Пауэллу
б) основные типы политических систем;
в) классификация форм и содержания политических систем (по Ж.Блондэлю);
г) типы политических системам по версии западных политологов;
д) ядро политической системы;
Заключение.
Список использованной литературы.
Политическая система общества - сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные политические функции. Она призвана отражать многообразные интересы социальных групп, которые непосредственно или через свои организации и движения оказывают влияние на государственную власть.
1. Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.
Политическая система общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентской, президентской и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и наоборот, умеренно или остроконфликтных и т.п.), политико-правового статуса государства (конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых, либо закрытых), историческим типом государственности (нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.). Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества.
Основы теории политических систем (ПС) были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на ПС как на саморегулирующийся и развивающийся организм. По Истону, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Ученый разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и т.д). Требования и поддержка становятся частью ПС и должны учитываться ею
в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур.
Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения: в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы. В обратном случае политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису ПС. Истон подчеркивал, что ПС является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды.
Другой основатель теории политической системы, – американский политолог Г.Алмонд, – рассматривал ее как множество взаимодействий, поведений, как государственных, так и негосударственных. Тут больше учитываются психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено огромному количеству различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.
Есть и другие варианты теории ПС. Теория политической системы Д. Трумэна, исходящая истоков теории «групп давления»; теория Г. Пауэлла и М. Каплана, которые пытались перенести основные положения концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений; теория функциональной ПС, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса; теория ПС как специфической, активной структуры и пр. При всем разнообразии вариантов теории ПС все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль. Хотя политологи и социологи не выработали какого-либо единого взгляда на методологическую важность концепции ПС и ее социальную значимость.
Одни считают концепцию идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи доказывают то, что она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Методологический аспект теории ПС проявляется и в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества, предвидеть перспективы развития той или иной страны.
Помимо методологического аспекта теории ПС особое место в ее содержании и социальном назначении занимает точный практический аспект. Считается, что при создании и развитии реальной, конкретной ПС, теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения, назревших в области политики практических проблем. Политологи рассматривают ее, как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.
- 3-
Практические задачи, которые должна решать теория ПС:
- Способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры ПС, принимать меры, направленные на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Профессионалы-политики должны заранее предусмотреть все те изменения в структуре ПС, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, иначе ПС будут ждать серьезные социальные потрясения.
- Теория ПС должна способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах ПС. Кроме того, с теорией ПС связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной ПС и непосредственно окружающей ее социальной средой.
2. Структура политической системы - атрибут всех реально существующих объектов и систем. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Главные элементы ПС общества и механизм их функционирования отражаются в конституции государства, законодательстве, которые регулируют принципы, формировали деятельность органов государственной власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и общественных организаций.
Политическая система общества состоит из взаимосвязанных подсистем:
- Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов и, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями в воздействия на различные стороны общественной жизни, в свою очередь на государство могут воздействовать различные партии и СМИ.
- Нормативная подсистема. Через нее ПС оказывает влияние на деятельность институтов и поведение граждан.
- Функциональная подсистема. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на защиту существующего механизма осуществления власти.
- Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими ПС.
- Культурная подсистема. Составляет основу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и способ мышления.
Политическая система включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. ПС складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень), и
- 4-
неинституционального - нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур ПС включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы. На институциональном макросистемном уровне ПС включает центральный аппарат государственной власти (в демократическом обществе и в правовом государстве – это законодательная, исполнительная и судебная).
Вид ПС зависит от типа общества и правления: приоритет власти главы правительства, президента, монарха, парламента, правящей партии, верховного или конституционного суда. Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях - (макро- и мезо-) и многими средствами: СМИ, ассоциациями (партиями, профсоюзами, массовыми организациями - экологическими, антивоенными или военными, промышленными, культурными и пр.) массовыми движениями (забастовочными и др.), народными обществами (ветеранскими, молодежными, женскими, творческими и т.п.). Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции (парламентской, партийной). На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти. Другой ряд легально существующих, неконспиративных сообществ, образуют различного рода элиты и элитарные содружества, группы давления и т.д.
Похожа по своему строению средняя (мезо-)структура ПС. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это региональная и муниципальная администрации, Советы разных рангов, лестница партийных, профсоюзных и других структур (обществ, союзов), крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация (школа, театр, армия). Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами ПС и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции - инициаторам политики. В организации осуществления политического процесса мезоуровень ПС играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. На этом же уровне формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организация преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода), которые имеют тенденции смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние. Микроуровень ПС образуется массовым участием общественных групп, классов
и слоев, граждан общества в политической жизни, формируются политические
- 5-
народные движения, зарождаются
политические группировки и партии,
формируется общественное мнение, складывается
политическая культура общества - важная
составная часть и