Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:28, курсовая работа
Целью написания данной контрольной работы является раскрытие сущности понятия «политическая система общества», в частности, рассматривая данный вопрос, мы попытаемся проследить и определить основные положения становления политической системы Республики Беларусь.
I. Введение……………………………………………………………………
II. Основная часть:……………………………………………………………
1. Понятие и структура политической системы общества…………………
2. Типология политических систем………………………………………….
3. Политическая система Республики Беларусь……………………………
III. Заключение…………………………………………………………………
IV. Список литературы…………………………………………………………
Позже на основе общественной практики были выделены два новых типа политической системы: тоталитарный, в основе которого лежит тотально-господствующая роль властных структур в обществе, и конституционалистский, или либерально-демократический. В основе последнего находится принцип правовой ограниченности политического пространства власти, её полномочий и функций.
В ХХ в. Американо-западной традиции типологии политических систем был противопоставлен марксистский подход. Согласно ему политические системы различались в зависимости от того, интересы какого класса они выражали и защищали. В соответствии с этим критерием они делились на буржуазные (капиталистические), социалистические и политические системы освободившихся стран. При этом подчеркивалась классовая противоположность капиталистической и социалистической систем, превосходство социалистического типа политической системы над буржуазной.
Известный немецкий ученый М.Вебер в основу своей типологии политических систем положил социокультурную детерминанту. Согласно его классификации, политические системы делятся на традиционные и рациональные, или бюрократические. Традиционная система господства действует по принципу: признавать и выполнять политические решения надо потому, что так предписывает авторитет (монарх, обычай). Рациональный тип господства основан на рациональном образовании общественного порядка, на действии юридических норм, компетентности и законопослушности властных органов.
В конце 50-х годов ХХ в. Американский политолог Г.Алмонд новую классификацию политических систем. Главным критерием разделения были ценности и уровень политической культуры населения, которые лежат в основе политической системы той или иной страны. Так, Г.Алмонд выделили 4 основных типа политических систем: англо-американский, континентально-европейский, доиндустриальный, или частично-индустриальный и тоталитарный.
Анализируя политическую систему англо-американского типа, Алмонд имеет в виду, прежде всего, США, Англию, Канаду, Австралию. Этот тип системы характеризуется гомогенностью культуры, т. е. политические цели и средства их достижения разделяют большинство населения. Люди превыше всего ставят свободу личности, массовое благосостояние и безопасность. Структура ролей в этих системах глубоко дифференцирована, т. е. каждая партия, группа интересов имеет конкретную цель и выполняет свою функцию в системе, а также четко организована и бюрократизирована. Данные системы характеризуются высокой степенью стабильности и разделением власти. К континентально-европейскому типу политических систем можно отнести Францию, Германию, Италию. Для них характерна электичность политической культуры, сосуществование новых и старых культур. Например, Франции наряду с традицией представительной власти присуща плебисцитарная традиция, склонность к популизму (Наполеон, де Голль). Для политической системы этого типа характерно наличие многих политических партий с разной идеологией и старой традицией, имеющих значительное влияние в обществе. Многие политические системы стран Азии, Африки и Латинской Америки являются доиндустриальными, или частично индустриальными. Этому типу свойственна смешанная политическая культура: смесь западных ценностей, этических традиций, религиозных традиций. Данные системы имеют неотчетливое разделение властей. Армия и госаппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры. Для этих систем характерны личный авторитаризм, власть одной партии, достаточно высокий потенциал насилия. Примерами политических систем тоталитарного типа являются фашистская Италия, нацистская Германия, страны т. н. «мировой системы социализма».
На сегодняшний день наиболее распространенной является типология политических систем по характеру власти и принципам организации политической жизни общества. По этим критериям можно выделить три главных типа политических систем: демократическую, авторитарную и тоталитарную, а также переходные меж ними.
Демократический тип политической системы характеризуется:
• широким вовлечением в политику людей, обеспечением их прав и свобод, высоким уровнем жизни, принципиальной ролью развитого среднего класса;
• ролью в осуществлении власти широкого круга лиц и институтов власти; состязательной формой политического роли и многопартийной формой управления;
• парламентским методом выражения воли народа, выборностью и подотчетностью законодательных органов власти снизу доверху.
• демократической политической культурой.
Механизм формирования и функционирования институтов политической системы демократического типа уменьшает формальные способности монополии одних и ущемления прав остальных социальных групп, политических организаций на власть. Закон устанавливает равные права для всех.
Авторитарный тип политической системы характеризуется:
• концентрацией всей политической власти в едином центре принятия политических решений;
• наибольшим расширением компетенции исполнительной власти;
• ограниченным политическим ролью неправительственных партий и движений, а также урезанными властными возможностями нижестоящих органов;
• неконтролируемым применением власти и твердым контролем за поведением всех слоев населения;
• твердой реализацией номенклатурного принципа, т.Е. Расстановкой и перемещением руководящих кадров всех уровней по воле высших властей и неподотчетности их “низам”.
Централизация власти, исключение выборности представительных органов, ограничение деятельности оппозиционных партий и организаций, ограничение прав и свобод людей и т.д. Являются неизбежными атрибутами авторитарной политической системы. Авторитарный характер политической культуры – сущностная духовная черта и изюминка данного типа политической системы.
Тоталитарный тип политической системы характеризуется твердой регламентацией всей жизнедеятельности общества в целом, вплоть до вида жизни, поведения и мышления каждого человека.
Тоталитарный тип политической системы характеризует:
• сверхцентрализация власти и установление тоталитарного авторитарного правления одного фаворита либо узенького круга лиц (хунта);
• механизм властных структур на однопартийной базе во главе с единоличным фаворитом, твердой иерархической субординацией и суровой дисциплиной;
• подчинение всех политических институтов и властных структур правящей партии и её фавориту;
• тоталитарное регулирование из одного центра всей экономической жизни, ликвидация всех форм плюрализма, оппозиции и какой-или автономии в системе власти, вмешательство в личную жизнь людей;
• навязывание обществу одной-единственной официальной идеологии, угнетение каких-или проявлений инакомыслия и критики управления, полный партийно-политический контроль и жесточайшая цензура в средствах массовой информации;
• социально-политическая демагогия, рвение к духовному оболваниванию населения, убеждение его в единстве режима и общества, правящей элиты и масс, партии и народа.
Типология политических систем не исчерпывается указанными тремя типами. Существует широкий диапазон вариаций внутри этих типов: к примеру, демократический тип политической системы может быть представлен элитарно-демократической, революционно-демократической и другими её формами; авторитарный тип может выступать в популистской либо президентской формах; тоталитарные политические системы могут быть как левоэгалитарного (к примеру, сталинистского, маоистского), так и право-олигархического (профашистского) толка. В развивающихся странах наблюдается существование разных переходных типов политических систем. Так, в политических системах целого ряда государств Азии и Африки, национально-демократические нормы и структуры смешиваются с сильными элементами авторитаризма. Авторитарные режимы в отдельных развивающихся странах часто употребляют демократические процедуры. В неких развивающихся государствах работают монархические политические системы. Что касается особенностей политической системы Республики Беларусь, то этого вопроса мы коснемся в следующей главе.
3. Политическая система Республики Беларусь
Политическая система Республики Беларусь, как самостоятельного государства, развивалась в два этапа. Первый этап связан с советским периодом, второй с перестройкой, со становлением независимого белорусского государства.
Для политической системы советского периода, когда Республика входила в состав СССР, было характерно ограничение властных полномочий всех элементов системы. Большинство вопросов государственного управления, властных полномочий решались союзными органами в Москве. В стране доминировала одна политическая партия – КПСС, которая выполняла функции государства в государстве, срослась с государственным аппаратом и тем самым подавляла политическую активность других компонентов политической системы, отчуждала народ от власти. Вся политическая система была подчинена одной марксистско-ленинской идеологии, идеям строительства социализма и коммунизма в ущерб реальности. Осуществление этих идей сопровождалось ограничением демократических прав и свобод населения, достигалось жестокими методами – массовыми репрессиями, насилием и принуждением, высылками белорусов в районы Севера, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и другие.
Политической системе Беларуси советского периода было присуще:
отсутствие реального разделения властей, все вопросы решались одной партией;
институты представительной власти (парламент, Советы) носили формальный характер, выполняли функции статистов, по принципу “одобряем”;
главную роль в организации и управлении играл партийно-государственный аппарат, а не избираемые народом органы власти;
демократические выборы, как институт формирования органов власти, отсутствовали, подменялись голосованием за единственного кандидата, определенного КПСС – КПБ;
отсутствие политического плюрализма – многопартийности, конкурирующих средств массовой информации и т.д.;
права граждан, закрепленные в Конституциях, носили формальный характер, всячески ограничивались (например, право на выезд, на получение информации и многое другое), отсутствовал механизм их реализации;
отсутствие Конституционного надзора за соблюдением законодательства, их соответствия мировым стандартам;
отсутствие внутрипартийной, профсоюзной, комсомольской и т.д. демократии, все вопросы решались центральными органами и многое другое.
Отмечая подобные недостатки, вместе с этим не следует отрицать и социальные завоевания советской политической системы – создание мощного экономического фундамента, бесплатное и общедоступное образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и другие.
Приход к власти М.С. Горбачева в 1985 г. и в особенности, решения ХIХ партийной конференции КПСС в 1987 году положили начало реформированию политической системы СССР и Беларуси.
В Беларуси ускорению этого процесса способствовало обретение нашей Республикой суверенитета и независимости. В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента и т.д.
Созданы условия для более полного учета интересов граждан, расширения социальной среды на входе и выходе политической системы. Этому содействовали: принятие в 1994 году новой Конституции РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.
Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим социальным правовым государством. Органы государственной власти в ней осуществляют свою деятельность на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В стране конституционно признается и обеспечивается система местного самоуправления, утверждается многообразие идеологий и мнений, расширены рамки гласности.
Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.
В республике устанавливается принцип верховенства права, возрастает политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации.
Вместе с отмеченными положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем, трудностей, многие социальные проблемы обострились, приобрели конфликтный характер, возникли новые. К их числу следует отнести необходимость более четкого разделения властей, повышения роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в систему власти, создания более действенного контроля над соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры. Важной задачей является углубление процесса формирования правового государства и гражданского общества. Особое значение в современных условиях приобретают формы взаимодействия республики с другими государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Самой важной политико-правовой целью и задачей для политической системы Республики Беларусь является обеспечение самостоятельности государства, создание условий для дальнейшего развития демократии. Эта цель должна достигаться наряду с созданием достойного уровня жизни каждого члена общества, как основы его свободы, социальной активности.
Решение данных проблем возможно на основе расширения и конкретизации функций, полномочий компонентов политической системы, расширения прав и свобод граждан, углубления экономической реформы и создание многоукладной экономики, обеспечения гарантий их реализации. Теснейшим образом совершенствование политической системы связано с повышением компетенции и значения местных органов управления по обеспечению экономического и социального развития регионов.
Осуществление обозначенных вопросов приведут к образованию нового динамического типа политической системы, качественно новой системы с более свободными отношениями между государством и гражданами, с социальным контролем над политической жизнью, действующими демократическими правовыми нормами.