Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 01:28, курсовая работа
Целью написания данной контрольной работы является раскрытие сущности понятия «политическая система общества», в частности, рассматривая данный вопрос, мы попытаемся проследить и определить основные положения становления политической системы Республики Беларусь.
I. Введение……………………………………………………………………
II. Основная часть:……………………………………………………………
1. Понятие и структура политической системы общества…………………
2. Типология политических систем………………………………………….
3. Политическая система Республики Беларусь……………………………
III. Заключение…………………………………………………………………
IV. Список литературы…………………………………………………………
План:
I. Введение…………………………………………………………
II. Основная часть:…………………………………………………………….
1. Понятие и структура политической системы общества…………………
2. Типология политических систем…………………………………………...
3. Политическая система Республики Беларусь……………………………
III. Заключение……………………………………………………
IV. Список литературы……………………………………………………
I. Введение
Темой написания настоящей курсовой работы является «Политическая система общества». Данная категория, наряду с категорией «власть», занимает центральное место в политической науке. Понятие «политическая система» получило широкое распространение и стало доминирующим после вторе мировой войны. (Понятие «политическая система общества» ввел в научный оборот в середине XX в. известный американский политолог Дэвид Истон.) Само появление этого термина отражает серьезные изменения, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении XX века, и открывает новые перспективы анализа политической сферы.
Среди важнейших причин, вызвавших в широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике, политической жизни общества и невозможности сделать это с помощью таких традиционно употреблявшихся понятий, как «государство», «управление», и некоторые другие. Таким образом, изучение вопроса «Политическая система общества» даёт возможность получить целостное представление о политической жизни конкретного общества, особенностях и закономерностях его функционирования и развития.
Целью написания данной контрольной работы является раскрытие сущности понятия «политическая система общества», в частности, рассматривая данный вопрос, мы попытаемся проследить и определить основные положения становления политической системы Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд следующих задач:
1) Проанализировать теоретический материал по проблеме «политическая система общества»;
2) Дать определение понятию «политическая система общества»;
3) Выделить основные подходы к определению данного понятия;
4) Выделить структуру политической системы общества;
5) Выделить ключевые функции политической системы общества;
6) Рассмотреть различные варианты классификаций политических систем общества в научной литературе;
7) Дать краткую характеристику основным типам политических систем общества;
8) Изучить и проанализировать материал по проблеме «Политическая система Республики Беларусь»;
9) Определить основные характеристики политической системы Республики Беларусь.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы нами использовались такие методы, как: анализ научной литературы, метод сравнения, обобщения, классификации, качественный анализ полученных данных, обобщение полученных результатов.
II. Основная часть
1. Понятие и структура политической системы общества
Политическая система возникла в процессе деления общества на классы и появления государства. Её структура, механизм функционирования всегда носят конкретно-исторический характер, определенный уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также рядом других факторов международного, географического и другого характера. Поэтому политическая система общества является сложным и многогранным феноменом, в самом широком смысле, согласно С.В.Решетникову, представляющим собой совокупность отношений по поводу участия в политической власти.
Понятие «Политическая система общества» получила распространение в ХХ веке. В разработку теории политической системы внесли вклад такие ученые, как Т. Парсонс, Г. Алмонд, Д. Истон, Р. Даль, Г.А. Белов, Л.И. Селезнев, К.С. Гаджиев и др.
В современной политической науке существует несколько различных подходов, под своим углом зрения рассматривающих сущность политической системы. Рассмотрим основные из них.
Представители традиционно-универсального подхода (Г.А. Белов, Л.И. Селезнев) определяют политическую систему как совокупность субъектов политики, идейно-политических и правовых установок, политических институтов и отношений, с помощью которых осуществляется управление обществом. Таким образом, компонентами политической системы как сложноорганизованной и многоуровневой конструкции здесь предстают:
политические субъекты (государство, партии, общественные группы, коллективы, индивиды);
политические институты, организации и учреждения, с помощью которых осуществляется управление обществом;
политическое сознание (политические идеи, взгляды, теории), политическая культура, политические и правовые нормы ;
средства массовой информации;
политические отношения – отношения субъектов по вопросам власти, политической организации и общественной жизни;
результаты политической деятельности субъектов системы.
Представители второго, институционального подхода (К.С. Гаджиев и др.) рассматривают политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых осуществляется управление обществом. Основными элементами структуры политической системы у сторонников институционализма являются государство, его организации и учреждения, политические партии, общественные организации и движения.
Третий, системный (модернистский) подход (Т.Паркинсон, Д. Истон), является наиболее распространенным, так как преодолевает правовую и институциональную ограниченность и берет во внимание всю сферу политической деятельности в обществе. Согласно этой модели, политическая система – это совокупность взаимодействий, осуществляемых индивидами и группами в пределах признанных ими ролей и ориентированных на авторитарное распределение ценностей в обществе. Политическая система здесь характеризуется властным верховенством, с её помощью осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения обязательные для всех. В своем подходе Д.Истон основные компоненты политической системы разделил на «входящие» факторы (требования и поддержка), «черный ящик», «исходящие» показатели (политические решения и действия по их реализации.)
Выделяют также четвертый, структурно-функциональный подход (Г. Алмонд). Политическую систему Алмонд определяет как существующую во всех самостоятельных обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения. Политическая система, по его мнению, является легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все «входящие» и «исходящие» факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.
Алмонда, в отличие от Истона, интересует не столько анализ происходящих процессов, сколько определяющее значение устойчивых структур политической системы. Так, согласно структурно-функциональному подходу, в политической системе выделяют три подсистемы: институциональную (совокупность политических институтов), информационно-коммуникативную (совокупность коммуникаций), нормативно-регулятивную (совокупность материальных, правовых и политических норм).
Что касается структуры политической системы, то, как можно заметить, каждый из вышеперечисленных подходов выделяет ряд своих компонентов политической системы. Однако существует определенный перечень элементов, без которых невозможно существование политической системы как таковой. К таким базовым компонентам, по мнению С.В. Решетникова, относятся:
1. политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления;
2. должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные; они правят и действуют от имени и в пользу закона (президент, министры, губернатор, различного рода чиновники);
3. правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти (определяет политический режим);
4. территория, имеющая определенные границы и выполняющая связующую роль (не обязательно равняется государству)
Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, сердцевиной которого является политическая власть, а также имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции. По вопросу о функциях власти в зарубежной политической науке доминирует мнение Д. Истона и Г. Алмонда, согласно которому выделяются регулирующая, экстакционная, дистрибутивная и реагирующая функции политической системы. В отечественной политологии существует несколько классификаций функций политической системы. Обобщая существующие подходы, можно выделить такие основные функции, как:
1. Функция артикуляции и агрегации интересов разных групп граждан государства. Политическая система является ареной представительства и реализации этих интересов средствами политической власти.
2. Управленческая функция, связанная с политическим управлением экономикой, социальной и другими сферами общества.
3. Функция выработки политической стратегии и тактики социально-экономического развития общества.
4. Функция политической социализации граждан и общества в целом.
5. Функция легитимации политической власти, связанная с оправданием, признанием и принятием существующего политического режима гражданами государства.
6. Мобилизационная и консолидирующая функция, выражающаяся в поддержании единства и сплоченности гражданского общества на основе общенациональных идей, приоритетов и целей.
Выделяются также и некоторые иные функции политической системы общества. Следует также отметить, что в разных странах соотношение вышеназванных функций складывается по-разному. В зависимости от этого формируются различные типы политической системы, о которых пойдет речь в следующем разделе.
2. Типология политических систем
В настоящее время в мире существуют различные политические системы. Все они имеют собственную историю и свои национальные особенности. Вместе с тем многие из них обнаруживают общие черты. На этом основании политические системы некоторых стран можно объединить в группы. В качестве критериев классификации, или типологии, могут выступать различные признаки: тип управления обществом, степень демократичности политической системы, уровень политической культуры населения и т.д. Хотя обычно типы политических систем определяются сущностными методами их организации и функционирования, и во многом зависят от характера политической власти и политического режима общества.
Первую попытку выделить типы политического правления предприняли известные древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. В основе платоновской типологии стоял вопрос, кто правит – один, немногие, большинство, мудрые или сильные, храбрые, богатые или неимущие. Аристотель в основу своей типологии положил принцип властвования – общее благо, или личный интерес. В зависимости от этого он различал правильные (власть используется для общего блага) и неправильные (власть используется ради интересов определенной правящей группы или личности) типы политических систем.
В Новое время исследователи стали выделять количество не только властвующих лиц, но и политических институтов, наделенных властными полномочиями.. По характеру распределения власти политические системы классифицировались на авторитарные и плюралистические. Авторитарные характеризовались чрезмерной концентрацией власти в одном политическом центре. Такой тип властвования исключает политическую свободу, демократию, разделение государственной власти, существование действенной оппозиции, независимых средств массовой информации. Плюралистическая политическая система предполагает наличие противовесов государственной власти, исключает длительное пребывание у власти одной политической группировки, отличается тенденцией демократизации власти, широкими правами и свободами человека, открытой политической конкуренцией в борьбе за власть.