Политическая символика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:45, реферат

Описание работы

Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".
Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Определения слова «символ» и история изучения символа…………….…4
3. Специфическая роль символов в политике……………………………..…..5
4. Природа, характер и функции политической символики……………..….14
5. Заключение ………………………………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2 курс.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

 

 

 

 

КАФЕДРА

ПОЛИТОЛОГИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

студентки  2 курса 2101  группы

Телицыной Елены Алексеевны

по теме:

Политическая символика

 

 

 

 

Проверил: доц. Акопов С. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание

 

 

 

 

 

1. Введение ………………………………………………………………………3

 

2. Определения слова  «символ» и история изучения  символа…………….…4

 

3. Специфическая роль  символов в политике……………………………..…..5

 

4. Природа, характер  и функции политической символики……………..….14

 

5. Заключение ………………………………………………………………….22

 

 

    Список литературы …………………………………………………..……. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Политическая символика  — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".

Политика является специфической  областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Это связанно, как представляется, с природой изучения политической символики, которую невозможно познать и изучить количественными и эмпирическими методами.

Существование политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым и актуальным факт необходимости исследования политической реальности, как с объективной, так и с символической стороны. Ведь в сознании людей формирование картины политического мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся к сфере символического.

 

 

 

 

 

 

Определения слова «символ» и история изучения символа.

 

В переводе с греческого слово «символ» обозначает «объединение, соединение» и происходит от греческого symbolon – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое либо понятие; образ воплощающий какую-либо идею» [1]. На основе данного символ служит основой для идентификации определенной общности и имеет общественно-политический характер. Идея символа зародилась в Античности. В трактовке Платона, например, символ - знаковое выражение высшей сущности, содержание которой не возможно зафиксировать. Природа символа у мыслителя переходила из рациональной в иррациональную сферу, на уровне которой сущность можно понять лишь интуитивно [2].

Генетически, от греков, понятие символа было связано  с идентификацией некоторой общности, и потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл.

 

Стоит отметить, что в философской традиции в понятие символа всегда вкладывался «тайный» смысл. В рамках средневековья оговаривалось - символы служат основанием для постижения истины, так же как и основанием для ее сокрытия. Постижение высшей истины возможно лишь путем раскодирования символических знаков, заключающих в себе первооснову [3]. Невозможно не проследить отголосок данной тенденции в изучении понимания политической символики в современности.

 

Стоит привести следующее  определение значения «символ»:

1) в искусственных  формализованных языках - понятие,  тождественное знаку; 

2) в эстетике и философии  искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содержат элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении;

3) в социокультурных  науках - материальный или идеациональный  культурный объект, выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе как знак, значение которого является конвенциональным аналогом значения иного объекта» [16].

 

В настоящее время изучение истории развития исследования политической символики связан с нарастающим интересом исследователей к данной проблематике. Так, в ходе исследования было выяснено, что свое начало символ берет в древнегреческой философской традиции и происходит от греческого symbolon. В дальнейшем исследование символа возможно проследить в философии Средневековья, немецкой классической философии. Актуальность исследования проявилась на рубеже 20 века.

 

Специфическая роль символов в политике.

 

Политические символы  выступают как своего рода образы, действия, побуждающие людей к действию и влияющие, прежде всего на эмоции. В данной интерпретации политическая символика является инструментом осуществления политической власти – мощным средством психологического воздействия. Так, представители психоанализа рассматривают символ не как атрибут осознанной деятельности человека, а как проявления бессознательного в культуре и психике отдельного индивида. Именно в бессознательном К.Г. Юнг видел происхождение символа. Автор выдвинул концепцию архетипических знаков, заключенных в сознании человека от рождения, что позволяет осуществлять семантическую обработку информации на уровне бессознательного. «То, что мы называем символ, - это термин, имя или изображение известные в обыденности, но имеющие специфическое дополнительное значение к своему обычному смыслу… слово либо изображение символичны, если они подразумевают, что-то большее чем их ясное и непосредственное значение» [4].

 

Именно знаковость политической символики можно назвать ее спецификой. Политические символы нельзя отнести семантически только к естественным знакам. В политическую знаковую систему могут быть включены реальные объекты природы и кроме этого иконические (портреты людей, конвенциональные (ордена, медали), церемониальные знаки (митинги, собрания). Политическая символика вбирает в себя языковые знаковые системы и так называемые коды (математические символы). Таким образом главной особенностью политической символики есть свойство синтеза разных знаков из иерархии знаковых систем и использование их в политических целях.

 

В основном символ - это образ (идея, знак) представляющий и подразумевающий в себе два разных смысла свой и, предписанный ему обществом. В данном русле политическая символика возникает с необходимостью обеспечения участия в политике большой массы людей. Да и процесс политической реальности связан с восприятием обществом политической символики. «Символ характеризуется многослойностью и многозначностью… составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т.д.».

Для стран, долго пребывающих в состоянии общественно-политического хаоса, исследование политических мифов особенно важно. Кроме того, даже в спокойные времена и в стабильных странах мифы продолжают действовать. Как правило, политической стабилизации способствуют мифы, хорошо упорядоченные, иерархически выстроенные.

 

Стоит заметить, что изучение политической символики происходит на стыке наук: политологии, культурологии, социологии, семиотики, психологии, антропологии, что дает основания для многоуровневой классификации. Символы, относящиеся к сфере политики разнообразны к ним относят стиль политической речи, обороты выступлений, политические декларации, специфические политические национальные праздники, официальные визиты, и кроме этого архитектуру официальных зданий и монументов и даже стиль одежды.

 

Классификацию политической символики можно представить  следующим образом:

• Национально-государственная  политическая символика (герб, гимн, флаг). 
• Архитектурные комплексы (здания, сооружения - Верховная Рада, Кремль и проч.). Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.).

1. Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг; эти же формы символики используются и различными организациями иного порядка);

2. архитектурные комплексы (Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.);

3. памятники политическим деятелям, мемориалы, посвящённые историческим событиям;

4. знаки отличия, регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.;

5. Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране), их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства;

6. политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.);

7. Ритуально-процессуальная символика: многие политические мероприятия - ритуал, предусматривающий соблюдение определенных процедур (заседание парламента, вступление главы государства в должность, проведение национального праздника и т.д.);

8. Наглядно-агитационная символика: все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.);

9. Политико-музыкальная символика (в определенные моменты истории символическими могут быть народные, революционные песни, популярные мелодии);

10. Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Царь-пушка и Царь-колокол в России, Гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т.д., зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное);

11. Люди как политические символы (политические лидеры - Ленин, Линкольн, Наполеон и др.; легендарные герои - Илья Муромец, Вильгельм Телль, Робин Гуд; вымышленные персонажи - Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США);

12. Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т.д.);

13. Политический язык (специальная терминология, особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: Господин, Товарищ, "Ура"; кроме того, в контексте, это может быть любое написаное или произнесённое, как особый символ, слово);

14. Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т.д.);

15. Символы места и времени ("Советское время", "Викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", и т.д.; границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике);

Несколько слов о символах государства. Создание, закрепление, воспроизводство идентичности нации и государства заключается в государственных символах. Символ служит для сосредоточения и описания основной идеи, явления или понятия политического. Государственная символика является специфическим средством общения между народами и способна дать понятие о конкретной социальной общности, раскрыть центральную идею государства. Единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики (О. Шпенглер).

 

Государственный символы чаще всего  представлены эмблемами - герб, флаг и  прочие атрибуты воплощения идей государственно-национального  единства. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса.

Особенность политической символики, как знаковой системы  состоит в том, что ее нельзя отнести  семантически только к естественным знакам. Хотя в нее и бывают включены реальные объекты природы ("священные" озера, горы, деревья), её нельзя связывать исключительно с образными системами. Кроме того, в ней достаточно иконических (портреты людей, святых), конвенциональных (ордена, медали), церемониальных (манифестации, заседания) знаков. Политической символике ещё и не чужды языковые знаковые системы, а также, так называемые коды (математические символы). Таким образом, политической символике свойственно вбирать в себя (синтезировать) разные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в политических целях.

Социализация индивида идёт от усвоения естественных и иконических знаков к более сложному политическому языку. Например, флаг CCCP по-разному воспринимался как внутри страны, так и за рубежом в периоды сразу После образования CCCP, в 1941 - 1945 гг., а 1961 г, (полет первого космонавта), во время холодной войны, в 1980-x и I990-x годах. По отношению общества к политическому символу можно судить о ценностях, преобладающих взглядах или особенностях политической культуры общества. C этой точки зрения, для адекватного oтo6paжeния общественно-политической ситуации, важно проводить исследования общественного мнения по всему реестру политической символики, а не только символических фигур, вроде действующих политиков. Необходимо изучать отношение общества к национальному флагу, гербу, гимну к архитектурно-скульптурным сооружениям, политической топонимике, наградам и т.д. Это же касается и отношения к символам иностранных государств, различных организаций.

Информация о работе Политическая символика