Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 18:45, реферат
Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".
Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики.
1. Введение ………………………………………………………………………3
2. Определения слова «символ» и история изучения символа…………….…4
3. Специфическая роль символов в политике……………………………..…..5
4. Природа, характер и функции политической символики……………..….14
5. Заключение ………………………………………………………………….22
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
студентки 2 курса 2101 группы
Телицыной Елены Алексеевны
по теме:
Политическая символика
Проверил: доц. Акопов С. В.
Санкт-Петербург
2011 г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………
2. Определения слова «символ» и история изучения символа…………….…4
3. Специфическая роль
символов в политике……………………………
4. Природа, характер
и функции политической
5. Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………..……. 23
Введение
Политическая символика — неотъемлемая часть политики вообще и связанных с нею идеологий в частности. Рассмотрение этой проблематики в самом общем плане предполагает уточнение самого понятия "символ".
Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Это связанно, как представляется, с природой изучения политической символики, которую невозможно познать и изучить количественными и эмпирическими методами.
Существование политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым и актуальным факт необходимости исследования политической реальности, как с объективной, так и с символической стороны. Ведь в сознании людей формирование картины политического мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся к сфере символического.
Определения слова «символ» и история изучения символа.
В переводе с греческого слово «символ» обозначает «объединение, соединение» и происходит от греческого symbolon – условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое либо понятие; образ воплощающий какую-либо идею» [1]. На основе данного символ служит основой для идентификации определенной общности и имеет общественно-политический характер. Идея символа зародилась в Античности. В трактовке Платона, например, символ - знаковое выражение высшей сущности, содержание которой не возможно зафиксировать. Природа символа у мыслителя переходила из рациональной в иррациональную сферу, на уровне которой сущность можно понять лишь интуитивно [2].
Генетически, от греков, понятие символа было связано с идентификацией некоторой общности, и потому являлось общественно-политическим понятием, образуя возможность создания политической символики, как совокупности выразительных средств, придающих политической жизни, её действу, различным формам материализации политики явно понятный, или, наоборот, скрытый смысл.
Стоит отметить, что в философской традиции в понятие символа всегда вкладывался «тайный» смысл. В рамках средневековья оговаривалось - символы служат основанием для постижения истины, так же как и основанием для ее сокрытия. Постижение высшей истины возможно лишь путем раскодирования символических знаков, заключающих в себе первооснову [3]. Невозможно не проследить отголосок данной тенденции в изучении понимания политической символики в современности.
Стоит привести следующее определение значения «символ»:
1) в искусственных формализованных языках - понятие, тождественное знаку;
2) в эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содержат элемент художественного произведения, рассматриваемый в своем знаковом выражении;
3) в социокультурных
науках - материальный или
В настоящее время изучение истории развития исследования политической символики связан с нарастающим интересом исследователей к данной проблематике. Так, в ходе исследования было выяснено, что свое начало символ берет в древнегреческой философской традиции и происходит от греческого symbolon. В дальнейшем исследование символа возможно проследить в философии Средневековья, немецкой классической философии. Актуальность исследования проявилась на рубеже 20 века.
Специфическая роль символов в политике.
Политические символы выступают как своего рода образы, действия, побуждающие людей к действию и влияющие, прежде всего на эмоции. В данной интерпретации политическая символика является инструментом осуществления политической власти – мощным средством психологического воздействия. Так, представители психоанализа рассматривают символ не как атрибут осознанной деятельности человека, а как проявления бессознательного в культуре и психике отдельного индивида. Именно в бессознательном К.Г. Юнг видел происхождение символа. Автор выдвинул концепцию архетипических знаков, заключенных в сознании человека от рождения, что позволяет осуществлять семантическую обработку информации на уровне бессознательного. «То, что мы называем символ, - это термин, имя или изображение известные в обыденности, но имеющие специфическое дополнительное значение к своему обычному смыслу… слово либо изображение символичны, если они подразумевают, что-то большее чем их ясное и непосредственное значение» [4].
Именно знаковость политической символики можно назвать ее спецификой. Политические символы нельзя отнести семантически только к естественным знакам. В политическую знаковую систему могут быть включены реальные объекты природы и кроме этого иконические (портреты людей, конвенциональные (ордена, медали), церемониальные знаки (митинги, собрания). Политическая символика вбирает в себя языковые знаковые системы и так называемые коды (математические символы). Таким образом главной особенностью политической символики есть свойство синтеза разных знаков из иерархии знаковых систем и использование их в политических целях.
В основном символ - это образ (идея, знак) представляющий и подразумевающий в себе два разных смысла свой и, предписанный ему обществом. В данном русле политическая символика возникает с необходимостью обеспечения участия в политике большой массы людей. Да и процесс политической реальности связан с восприятием обществом политической символики. «Символ характеризуется многослойностью и многозначностью… составляет средство общения между людьми, призванное представлять тот или иной объект, социальную общность, идею и т.д.».
Для стран, долго пребывающих в состоянии общественно-политического хаоса, исследование политических мифов особенно важно. Кроме того, даже в спокойные времена и в стабильных странах мифы продолжают действовать. Как правило, политической стабилизации способствуют мифы, хорошо упорядоченные, иерархически выстроенные.
Стоит заметить, что изучение политической символики происходит на стыке наук: политологии, культурологии, социологии, семиотики, психологии, антропологии, что дает основания для многоуровневой классификации. Символы, относящиеся к сфере политики разнообразны к ним относят стиль политической речи, обороты выступлений, политические декларации, специфические политические национальные праздники, официальные визиты, и кроме этого архитектуру официальных зданий и монументов и даже стиль одежды.
Классификацию политической символики можно представить следующим образом:
• Национально-государственная
политическая символика (герб, гимн, флаг).
• Архитектурные комплексы (здания, сооружения
- Верховная Рада, Кремль и проч.). Московский Кремль, китайская
стена, Белый Дом, и т.п.).
1. Национально-государственная политическая символика (герб, гимн, флаг; эти же формы символики используются и различными организациями иного порядка);
2. архитектурные комплексы (Московский Кремль, китайская стена, Белый Дом, и т.п.);
3. памятники политическим деятелям, мемориалы, посвящённые историческим событиям;
4. знаки отличия, регалии высших лиц государства, форма одежды, ордена, медали, значки и пр.;
5. Денежные знаки (на них часто нанесены символы, имеющие отношение к стране), их положение среди других валют может символизировать экономический и политический статус государства;
6. политическая топонимика (наименования улиц, городов, стран и т.д.);
7. Ритуально-процессуальная символика: многие политические мероприятия - ритуал, предусматривающий соблюдение определенных процедур (заседание парламента, вступление главы государства в должность, проведение национального праздника и т.д.);
8. Наглядно-агитационная символика: все виды наглядной агитации, относящиеся к политической рекламе (лозунги, плакаты, флаги, портреты и т.д.);
9. Политико-музыкальная символика (в определенные моменты истории символическими могут быть народные, революционные песни, популярные мелодии);
10. Предметно-объектная политическая символика (предметы или объекты, особо значимые для данной национальной общности: Царь-пушка и Царь-колокол в России, Гора Афон в Греции, зуб Будды в Шри-Ланке и т.д., зловещую символическую роль играет оружие, особенно ядерное);
11. Люди как политические символы (политические лидеры - Ленин, Линкольн, Наполеон и др.; легендарные герои - Илья Муромец, Вильгельм Телль, Робин Гуд; вымышленные персонажи - Джон Буль в Англии, дядя Сэм в США);
12. Условно-графическая символика, включающая геральдические знаки (всевозможные звезды, кресты, львы, грифоны и т.д.);
13. Политический язык (специальная терминология, особые языковые конструкции, применяющиеся в политической практике: Господин, Товарищ, "Ура"; кроме того, в контексте, это может быть любое написаное или произнесённое, как особый символ, слово);
14. Политическая мода и стиль (общие пристрастия сторонников какого-либо движения, выраженные в одежде, поведении и т.д.);
15. Символы места и времени ("Советское время", "Викторианская эпоха", "эпоха Петра Первого", и т.д.; границы, столицы, национальные праздники, нередко привязывают к этой символике);
Несколько слов о символах государства. Создание, закрепление, воспроизводство идентичности нации и государства заключается в государственных символах. Символ служит для сосредоточения и описания основной идеи, явления или понятия политического. Государственная символика является специфическим средством общения между народами и способна дать понятие о конкретной социальной общности, раскрыть центральную идею государства. Единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики (О. Шпенглер).
Государственный символы чаще всего представлены эмблемами - герб, флаг и прочие атрибуты воплощения идей государственно-национального единства. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса.
Особенность политической символики, как знаковой системы состоит в том, что ее нельзя отнести семантически только к естественным знакам. Хотя в нее и бывают включены реальные объекты природы ("священные" озера, горы, деревья), её нельзя связывать исключительно с образными системами. Кроме того, в ней достаточно иконических (портреты людей, святых), конвенциональных (ордена, медали), церемониальных (манифестации, заседания) знаков. Политической символике ещё и не чужды языковые знаковые системы, а также, так называемые коды (математические символы). Таким образом, политической символике свойственно вбирать в себя (синтезировать) разные знаки из иерархии знаковых систем и использовать их в политических целях.
Социализация индивида идёт от усвоения естественных и иконических знаков к более сложному политическому языку. Например, флаг CCCP по-разному воспринимался как внутри страны, так и за рубежом в периоды сразу После образования CCCP, в 1941 - 1945 гг., а 1961 г, (полет первого космонавта), во время холодной войны, в 1980-x и I990-x годах. По отношению общества к политическому символу можно судить о ценностях, преобладающих взглядах или особенностях политической культуры общества. C этой точки зрения, для адекватного oтo6paжeния общественно-политической ситуации, важно проводить исследования общественного мнения по всему реестру политической символики, а не только символических фигур, вроде действующих политиков. Необходимо изучать отношение общества к национальному флагу, гербу, гимну к архитектурно-скульптурным сооружениям, политической топонимике, наградам и т.д. Это же касается и отношения к символам иностранных государств, различных организаций.