Политическая мысль Средневековья (религиозная трактовка общественно-политических проблем в Библии и Коране; Аврелий Августин, Фома Аквин

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Огромную роль в развитии общественной мысли сыграло христианство, возникшее в середине I в. н. э. Первоначально идеологическая ориентация ранних христиан характеризовалось идеями не только нравственного обновления, но и революционного переустройства общества на основе ликвидации частной собственности и введения всеобщей обязанности трудиться.

Работа содержит 1 файл

готово.docx

— 36.32 Кб (Скачать)

       Роль церкви считалась выше, чем  роль государства, и светские  владыки не должны были забывать  об этом.

       Подобная мудрость устраивала  людей в период формирования  централизованных феодальных государств  с их замкнутым, натуральным  хозяйством и соответствующим  образом жизни. Но постепенно, по мере зарождения товарно-денежных  отношений, предполагавших новое  видение мира, новые правовые  отношения и новый идеал человеческой  личности, такая идеология стала  сковывать инициативу людей, сдерживать  темпы общественного развития.

       Учение Фомы (томизм) стало важным  шагом в укреплении духовной  власти католицизма над развитием  социальной жизни (в 1879 г. это  учение было объявлено «единственно  истинной философией католицизма»), но не остановило Реформацию  католицизма. Идейное оформление  Реформация получила в учениях  М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско - буржуазное направление, и Т. Мюнцера, вождя народной Реформации – необходимость личной ответственности человека, отрицание посредничества церковной иерархии. 
 

     Вопрос  №2 Политическая власть (её сущность и особенности, природа и функции; легитимность политической власти и её типы; ресурсы власти).

     Есть  четкое различие между обыденной  и научной трактовкой термина  «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова  «власть», но и с разными способами  употребления.

     Трактовки понятия «власть»:

  • Влияние, оказываемое на других людей;
  • достижение определенных целей;
  • возможности использования определенных средств;
  • особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;
  • особый вид отношений между управляющим и управляемым;
  • возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях.

     Различные трактовки понятия «власть» тем  не менее, указывают, что власть – это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений – нет власти. Власть – это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:

  • быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;
  • иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

     Так, одним из признаков политической системы советского типа после Октября 1917 г. было преобладание методов революционного насилия в осуществлении властных функций. Это было обусловлено неблагоприятными внешними и внутренними условиями  ее формирования (Интервенция, Гражданская  война, низкий уровень общей и  политической культуры трудящихся и др.). В результате была создана разветвленная сеть карательных органов.

     Необходимо  также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что  она:

     1) возникает в обществе, поскольку  без власти наступает хаос, саморазрушение  социальных связей;

     2) обеспечивает целостность и упорядочение  разнообразных интересов и отношений  между людьми, создавая общие  для всех правила поведения;

     3) выступает в качестве универсального  механизма интеграции с помощью  различных средств, в том числе  и принуждения (дело в том,  что люди занимают в обществе  неодинаковое социальное положение,  имеют различный уровень жизни,  материального богатства, образования, заняты разными видами труда и т.д.).

     Структура власти: источники власти (авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.); основания власти (экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные); субъекты власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии); объекты власти (индивид, социальная группа, класс и т.д.); функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация); ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.).

     Власть  функционирует на общественном, публичном  и личном уровнях социальной структуры  общества, поэтому существуют различные  виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная  и т.д.

     Наиболее  важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это  способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

     Политика  – причина и средство власти; власть – причина, условие и средство политики.

     Основные  черты политической власти:

  • Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
  • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права)

     Итак, специфика политической власти в  том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

     Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли, наличие особого аппарата управления, монополия на регламентацию жизни общества, право на принуждение в отношении общества и личности, легитимность, суверенитет. 

       Функционирование политической  власти осуществляется на базе  принципов суверенитета и легитимности.. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

     Принцип суверенитета: верховенство государственной власти – право государства устанавливать в обществе единый правопорядок и его верховенство над другими политическими институтами, политическими партиями, учреждениями и т.д. Независимость государственной власти – самостоятельность и равноправие в отношениях с другими государствами

     Принцип легитимности: способность власти создавать у населения веру в то, что существующие политические институты являются наилучшими из возможных.

     Формирование  убеждения в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, через соответствие этих решений ценностям, разделяемым  большинством членов общества.

     Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции  с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления  в рамках обозначенной теории, то можно  определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие  сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать  систематизированную картину политической власти.

     Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными  органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная  власть осуществляется общественными  или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

     Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера  действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое  значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений  является легитимность.

     Следует обратить внимание на то, что термин «легитимность» был введен в научный  обиход М. Вебером. Он выделил три  основных типа легитимного господства.

    Признак Легальное господство Традиционное  господство Харизматическое

    господство

    Правила (нормы), положенные в основу Рационально разработанные правила Патриархальные  или сословные  нормы Обаяние,

    привлекательность

    Глава системы (тип «господина») Избранное должностное лицо или коллегиальный  орган Монарх  или религиозный  советник Пророк, военачальник, демагог,

    лидер

    Источник  авторитета главы системы Делегирование на основе принципа большинства Традиция  или передача

    по  наследству

    Эмоциональное доверие «свиты»  к харизматическому лидеру
    Форма легитимности системы Целерациональная  вера в корректность предписанной системы  норм Вера  в установленный  порядок вещей Аффективная (эмоциональная) вера в особые качества харизматического лидера и в выдвигаемые  им ценности
    Доминирующий  тип социального поведения Инструментальное  или целерациональное социальное поведение Традиционное  социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

 

     М. Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики власти. Это своеобразный символ веры, представление, которое  присутствует в сознании граждан  и означает убежденность людей в  том, что власть имеет право принимать  решения, обязательные для выполнения.

     Легальное господство. Легальное (рационально-бюрократическое) господство основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам, причем им подчиняются не только управляемые, но и управляющие.

     Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и  воплощается в правовом государстве. Основными чертами этого типа господства являются: установление норм права и подчинение им каждого  человека; применение норм права в  управлении; господство в обществе права, а не чиновников. Воплощать  право в жизнь должны специально обученные, компетентные чиновники  – бюрократия. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом  легального господства.

     Именно Вебер сформулировал основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: 1) лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; 2) имеют устойчивую служебную иерархию; 3) имеют твердо определенную компетенцию; 4) работают в силу контракта (на основе свободного выбора); 5) работают в соответствии со специальной квалификацией; 6) вознаграждаются постоянными денежными окладами; 7) рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; 8) предвидят свою карьеру; 9) работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; 10) подчиняются строгой, единой служебной дисциплине и контролю.

     В условиях легального господства всегда существует опасность превращения  бюрократии из служанки общества в  замкнутую касту, стоящую над  ним. Способы ограничения бюрократии: регулярная ротация (пропорциональная замена через определенный срок) квалифицированных  кадров управленческого аппарата и  контроль за ними со стороны политических институтов.

     Традиционное  господство. Этот тип господства обусловлен традициями, нравами, привычкой к  определенному поведению и основан  на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Освященные обычаем  нормы (авторитет «вечно вчерашнего») выступают как основа отношений  господства и подчинения. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению установленных обществом санкций. В традиционном обществе М. Вебер выделял различные виды: геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего.

Информация о работе Политическая мысль Средневековья (религиозная трактовка общественно-политических проблем в Библии и Коране; Аврелий Августин, Фома Аквин