Политическая мысль России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие.

Содержание

Введение 3

1. Особенности и основные направления русской политической мысли 5

2. Основные этапы развития русской политической мысли 10

3. Основные черты консервативной мысли в России 12

4. Разновидности российского либерализма и радикализма 13

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль России.docx

— 107.17 Кб (Скачать)

 

     Новый период русской государственности  – московский – генерирует политические идеи, ставшие базисными в российской политической культуре. Обосновывается право московских государей на неограниченную самодержавную власть (сочинения  Ивана Грозного), а также идея великодержавности (Москва – Третий Рим).

     Феофан  Прокопович на новом витке исторического  развития вновь обосновывает идею ничем  не ограниченной самодержавной власти – его теорию принято называть патерналистско-бюрократической моделью неограниченной монархии.

     Со  второй половины XVIII в. в России начинают складываться классические направления в политической мысли Нового времени – консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное).

     В начале ХХ в. российская политическая мысль уверенно развивалась, занимая прочные позиции в системе гуманитарного знания. Однако процесс формирования политической науки в стране оказался прерванным в связи с событиями 1917 г.: в советском обществе утвердилось безраздельное господство коммунистической идеологии, а западная идеология была объявлена лженаукой. Начинается кризис обществознания в целом. Дальнейшее развитие политической мысли стало возможно лишь в условиях русского зарубежья, где сформировались такие ее направления, как евразийство (Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский), неомонархизм (И. А. Ильин, Л. А. Тихомиров), христианский социализм (С. Л. Булгаков, Г. П. Федотов). 

3. Основные черты консервативной мысли в России

 

     Основателем российского консерватизма считается  Н. М. Карамзин. В 1811 г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, начатые Александром I. В «Записке» сформулирован классический принцип русской охранительной идеологии: «…требуем более мудрости охранительной, нежели творческой». Идеи Карамзина стали основой для развития русской консервативной мысли, в дальнейшем представленной Н. Я. Данилевским, К. Н. Леонтьевым, К. Н. Победоносцевым, евразийцами и др. Ряд консервативных идей был заимствован славянофилами, хотя в целом это течение можно отнести к умеренно-либеральному. Последовательным критиком демократии, с его точки зрения самого страшного вида деспотизма, был Л. А. Тихомиров, автор трактата «Монархическая государственность». 

     Гибельность европейского пути для России обосновывает К. П. Победоносцев в своей знаменитой работе «Великая ложь нашего времени». Такой ложной идеей является, по его мнению, теория парламентаризма: выборы не отражают волю избирателей, а избранные представители руководствуются  лишь собственными честолюбивыми интересами. 

4. Разновидности российского либерализма и радикализма

 

   При отсутствии основ гражданского общества в России государственная власть, осуществляя модернизацию «сверху», сама инициировала процесс распространения  либеральных ценностей. Так называемый «правительственный» либерализм был представлен прежде всего самой императрицей Екатериной II. С воцарением Александра I правительственный либерализм обрел характер конкретной программы действия, которая была сформулирована М. М. Сперанским. Его идеи стали основой для либеральных реформ Александра II. 

 

     Непоследовательность  проводившихся «сверху» реформ усиливала  либерализм оппозиционный, представителями которого на начальном этапе его развития были Н. И. Новиков, Я. П. Козельский, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев. К середине XIX в. сложились такие направления русской либеральной мысли, как славянофильство и западничество. Славянофилы – А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др. – обосновывали самобытный путь развития России, основанный на «народном самодержавии», «духовном православии» и «общинном коллективизме». Западники Н. В. Станкевич, Т. М. Грановский, К. Д. Кавелин и др. связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, идей парламентаризма и разделения властей.

     Представителем  так называемого «охранительного» либерализма в России был Б. Н. Чичерин. Чичерин, один из основоположников политической науки в России, видел суть либерализма в «примирении» начала свободы с началом власти и закона: либеральные меры, обеспечивающие права и свободы граждан, и сильная власть, связующая и сдерживающая общество.

     Крупнейшими представителями теории социального либерализма были П. И. Новгородцев, Л. И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский и др. Развивая классические принципы правового государства, теоретики социального либерализма обосновывали необходимость его превращения в «социальное», то есть такое, которое обеспечит человеку достойные материальные условия его политической свободы.

     Революционное «вольнодумство» было характерно для  многих представителей русской общественной мысли конца XVIII в.: Н. И. Новикова, Н. А. Радищева и др. Революционно-демократическое течение в политической идеологии начала XIX в. ярко представлено радикальным крылом идеологии декабризма. В «Русской правде» П. И. Пестель выдвигал требование ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашения России республикой, свободы печати и вероисповедания. Равенство перед законом подкрепляется равенством социальным, которое обеспечивается равными экономическими возможностями и мерами против неумеренного обогащения. Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками. А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить равенство и демократию; русская крестьянская община – готовая ячейка будущего социалистического общежития. Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин и др.), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.

     Быстрый рост капитализма в России, неудачи  народнического движения приводили  все к большей популярности марксизма  в среде российских революционеров. Их первой марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с  Г. В. Плехановым. Идеи Маркса в их плехановской интерпретации были восприняты В. И. Лениным, который вскоре дал совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.

     Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм. Представители  русского анархизма М. А. Бакунин  и П. А. Кропоткин считали возможной  полную ликвидацию всех институтов государства  и немедленный переход к социалистическому  обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.

 

Заключение

 

     В XIX в. в России появляются разнообразные направления политической мысли, представители которых по-разному осмысливали центральные проблемы и темы политологии: власти и государственного устройства, свободы личности, «права и прав», форм правления и демократии, оптимальных для России, разрабатывали оригинальные концепции правового государства в рамках религиозно-нравственной традиции и либерализма.

     Многие  идеи русских политических мыслителей о духовных основах общества, соотношении  власти, нравственности и права имеют  непреходящее значение и поучительны  для всего человечества.

     В современном российском обществе наблюдается  духовно-идеологический кризис, который  проявляется в основном в двух формах: 1) в кризисе национальной идентичности, утрате чувства исторической перспективы и понижении уровня самооценки нации; 2) в разрыве единого  духовного пространства и утрате национального консенсуса. Новые  российские западники считают, что  Россия есть загнивающий Восток и  войдет в цивилизацию, только став Европой. Новые «самобытники» деградацию России связывают с ее погружением в новое варварство, если она поддастся влиянию стать Западом.

     История русской политической мысли —  это история самой России, национального  политического самосознания, и мы, граждане России и патриоты, должны знать ее, если мы, конечно, хотим  иметь свободную, обновленную Державу  Российскую. Становление новых российских ценностей возможно лишь на основе исторической преемственности, и в  частности в результате изучения отечественной социально-политической мысли.

 

Список  литературы

 
  1. Соловьев  С.М. Чтения и рассказы по истории  России.-М., 1989.
  2. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории.-М., 1992.
  3. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение.-М., 1986, разд. IV.
  4. Исаев И.А., Золотухина М.Н. История политических и правовых учений России XI-XX вв.-М., 1995.
  5. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - Беряев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.-М., 1990.
  6. Лосский Н.О. История русской философии. Гл. II.-М., 1991.
  7. Русская философия. Словарь.-М., 1995.
  8. Ильин И.А. Наши задачи. Т. 1, 2.-М., 1992.
  9. Пайпс Р. Россия при старом режиме.-М., 1993.
  10. Власть и право. Из истории русской правовой мысли.-М., 1990.
  11. История политических и правовых учений./ Под ред. В.С. Нерсесянца.-М., 1993.

Информация о работе Политическая мысль России