Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа
Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие.
Введение 3
1. Особенности и основные направления русской политической мысли 5
2. Основные этапы развития русской политической мысли 10
3. Основные черты консервативной мысли в России 12
4. Разновидности российского либерализма и радикализма 13
Заключение 17
Список литературы 18
Содержание
Введение 3
1. Особенности и основные направления русской политической мысли 5
2. Основные этапы развития русской политической мысли 10
3. Основные черты консервативной мысли в России 12
4. Разновидности российского либерализма и радикализма 13
Заключение 17
Список
литературы 18
Сквозным
вопросом, занимавшим умы мыслителей
на протяжении всей многовековой истории
российского государства, был вопрос
о сущности власти, ее полномочиях
и пределах. Уже в Киевской Руси
наметились многие политико-правовые
концепции (о характере великокняжеской
власти, необходимости единства славянских
земель, отношениях церкви и государства),
которым суждено было утвердиться
в будущем. В последующий период,
однако, они претерпели определенные
изменения, связанные с перемещением
центра русской государственности
в Северо-Восточную Русь, монгольским
завоеванием и другими
Русская
политическая мысль, истории которой
столько же лет, сколько российскому
государству, возникла из стремления постичь
его природу и специфику, желания
сохранить и укрепить его культурно-историческое
бытие и национальное своеобразие.
Как самостоятельная область
научного знания, русская политическая
мысль представляет собой систему
взглядов на властные отношения в
обществе, сущность государства и
формы политического
Перед
русской мыслью с момента ее зарождения
стояли две основные проблемы культурного
и государственного развития России:
свободы и власти, т. е. проблема освобождения
личности и проблема упорядочения государственного
властвования, введения его в рамки
правомерности и соответствия с
потребностями и желаниями
Сначала
русская политическая мысль в
целом развивалась в
Политическое развитие России запоздало по сравнению с западноевропейским. В Англии с 1265 г. был создан парламент, во Франции с 1302 — Генеральные штаты (органы представительной власти), в Швейцарии в XVI в. состоялся первый в истории референдум, в период буржуазных революций XVI-XVIII вв. в европейских государствах формулируются гражданские права, возникают политические партии и обосновывается политическая идеология либерализма. В России же с XV до начала XX в. отсутствовали признаки полноценного конституционного государства (представительные учреждения, политическое равноправие, свобода личности и т. д.). Россия не прошла «школу» классической буржуазной либеральной демократии и до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.
Вот
почему в русской политической мысли
XIX в. был широко представлен консерватизм:
от консервативно-романтического
социально-политического
идеала славянофилов, отстаивавших
верность национальной идентичности России,
ее монархическо-патриархально-
До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса; в ХIХ-ХХ вв. в политических воззрениях были представлены различные течения революционного радикализма, восходившие к революционно-демократическим идеям XVIII в. А. Н. Радищева. Революционный демократизм был одним из основных направлений политической мысли России XIX в. и охватывал социально-философские и политические концепции декабризма, революционного демократизма 40-60-х гг., революционного народничества и марксизма. Если на Западе радикальная идея социальной и политической революции стала терять свое значение во второй половине XIX в., то в монархической и крепостнической России она существовала всегда, оживая в периоды контрреформ, и в начале XX в. переросла в идеологию ленинизма (большевизма).
Особенностями всех течений левого радикализма в России были революционность и недооценка эволюционных факторов социального и экономического прогресса, что способствовало трансформации радикализма в большевизм с его идеей революции как самодовлеющей цели и в троцкизм с идеей «перманентной мировой революции».
Специфику
развития государственности, политических
традиций и учений России во многом
определяло ее «срединное» положение
между двумя основными
Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии, национального и государственного занимали в русской политико-социальной мысли важное место и постоянно питали «русскую идею». К ним обращались в XIX в. славянофилы и западники, почвенники и неославянофилы, а в XX в. — евразийцы.
Евразийство — идейное движение 20-х гг. в среде русского послеоктябрьского зарубежья, пытавшееся исходя из тезиса об особом «место развитии» России и ее народов обосновать пути развития России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена. В основе оригинального учения евразийцев (экономиста П. Н. Савицкого, лингвиста и этнографа Н. С. Трубецкого, философа Л. П. Карсавина и др.) лежали четыре основные идеи: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии; 2) идея культуры как «симфонической личности»; 3) обоснование идеалов на началах православной веры; 4) учение об идеократическом государстве, т. е. государстве с «единой культурно-государственной идеологией правящего слоя».
Особенностями русской социально-политической мысли по сравнению с западной были менее выраженная тенденция и менее юридически разработанная процедура защиты прав личности, а также недоверие к праву («правовой нигилизм»), связанные с идеализацией общинного коллективизма. Славянофилы и почвенники, с одной стороны, народники и анархисты — с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве и общине воплощение духа братской общности, которая может обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма.
Для представителей всех течений русского либерализма правовым идеалом было утверждение свободы личности во всех сферах общества, они рассматривали постепенное введение конституционных порядков и строительство правового государства как оптимальный путь социально-политического развития России.
Политическая идеология либерализма есть продукт западной цивилизации, где он имел широкую социальную базу; его истоки восходят к античной полисной демократии, разделению римского права на публичное и частное, ренессансной и реформаторской традициям. В России либерализм не имел таких глубоких исторических корней (восходит к XVIII в.), однако он являлся одной из интеллектуальных черт русской политической мысли, имел свои национальные особенности и оригинальные идеи (прежде всего, консервативный либерализм), отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме.
Русский либерализм в своем историческом развитии имел три этапа:
Идеи либерализма не получили распространения во многом потому, что в начале века в России доминировали радикальные идеи народничества и марксизма, а либеральное движение не имело социальной базы — средних слоев.
Особенностью русской политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая ориентация, «идея личности как носителя и творца духовных ценностей» (С. Л. Франк), осмысление проблем сущности и существования человека, смысла его жизни.
Русских мыслителей начала XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий массовый подход и «пролетарский мессианизм» вплоть до диктатуры пролетариата, сводящий нравственность к «революционной целесообразности», игнорирующий проблемы духовности и психологии человека.
Наконец,
отличительной особенностью русской
политической мысли, в сравнении
с европейской и американской,
была ее подчеркнуто этическая
Односторонний
подход некоторых западных ученых,
рассматривающих прошлое России
и историю ее политической мысли
исключительно как «
Изучение
взаимодействия и эволюции основных
направлений отечественной
В
силу целого ряда причин (исторических
и геополитических) Киевское государство
(IX–XII вв.) отставало в своем развитии от
стран Западной Европы. Более медленные
темпы социально-экономического, политического,
культурного прогресса не могли не сказаться
на развитии русской политической мысли,
обусловив ее заметное отставание от западноевропейской
как в древний период русской истории,
так и на протяжении всех последующих
этапов. Важнейшие проблемы, которые нашли
свое отражение в древнерусских летописных
трактатах и литературных произведениях,
таковы: происхождение государства и великокняжеской
династии (обосновывалась законность
варяжской династии Рюриковичей), укрепление
единства всех восточнославянских земель
(княжеские междоусобицы наносили государству
значительный урон), характер великокняжеской
власти (она должна быть сильной, но доброжелательной),
взаимоотношения церкви и государства.