Политическая мысль России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:27, контрольная работа

Описание работы

Русская политическая мысль, истории которой столько же лет, сколько российскому государству, возникла из стремления постичь его природу и специфику, желания сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие.

Содержание

Введение 3

1. Особенности и основные направления русской политической мысли 5

2. Основные этапы развития русской политической мысли 10

3. Основные черты консервативной мысли в России 12

4. Разновидности российского либерализма и радикализма 13

Заключение 17

Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Политическая мысль России.docx

— 107.17 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение 3

1. Особенности и  основные направления  русской политической  мысли 5

2. Основные этапы развития русской политической мысли 10

3. Основные черты  консервативной мысли  в России 12

4. Разновидности российского  либерализма и  радикализма 13

Заключение 17

Список  литературы 18 

 

Введение

 

     Сквозным  вопросом, занимавшим умы мыслителей на протяжении всей многовековой истории  российского государства, был вопрос о сущности власти, ее полномочиях  и пределах. Уже в Киевской Руси наметились многие политико-правовые концепции (о характере великокняжеской  власти, необходимости единства славянских земель, отношениях церкви и государства), которым суждено было утвердиться  в будущем. В последующий период, однако, они претерпели определенные изменения, связанные с перемещением центра русской государственности  в Северо-Восточную Русь, монгольским  завоеванием и другими факторами, которые в итоге привели к  становлению в России особого  типа феодальной власти, основанной не на отношениях вассалитета, характерных  для Западной Европы, а на отношениях подданничества. Принято говорить о византийско-азиатском цивилизационном синтезе, когда русская государственность оказалась наследницей Византийской империи, с одной стороны, и Золотой Орды – с другой, что не могло не наложить отпечаток на политическую идеологию Московского царства. Геополитическое положение России – ее территориальная протяженность и пограничное положение евразийской державы также придавали особую остроту вопросу о власти, что, естественно, находило отражение в политической философии – только сильная власть (обычно это становилось синонимом абсолютной, единодержавной власти) была гарантом сохранения национальной государственности. Идея самодержавия как наиболее адекватной ее формы укореняется в российской политической мысли, формируя сильное консервативное ее направление. В противовес идее абсолютизма неизбежно возникал вопрос о свободе человека, гарантиях его прав и независимости от государства. Эти проблемы волнуют российских либералов, однако большинство политических мыслителей признают, что силой, способной реализовать либеральную программу преобразований, может быть только самодержавное государство. Деспотизм власти, непоследовательность либеральных реформ стали одной из причин резкого усиления политического радикализма, также имевшего под собой длительную философскую традицию, торжество которого в начале XX в. стало причиной краха российской государственности и начала нового этапа российской истории.

 

1. Особенности и  основные направления  русской политической  мысли

 

     Русская политическая мысль, истории которой  столько же лет, сколько российскому  государству, возникла из стремления постичь  его природу и специфику, желания  сохранить и укрепить его культурно-историческое бытие и национальное своеобразие. Как самостоятельная область  научного знания, русская политическая мысль представляет собой систему  взглядов на властные отношения в  обществе, сущность государства и  формы политического устройства, оптимальные для России. Она развивалась  во взаимосвязи с российской государственностью, русской философией и нравственной напряженностью национальной культуры, особенностями идейных и духовных традиций, закономерностями и зигзагами  отечественной политической истории.

     Перед русской мыслью с момента ее зарождения стояли две основные проблемы культурного  и государственного развития России: свободы и власти, т. е. проблема освобождения личности и проблема упорядочения государственного властвования, введения его в рамки  правомерности и соответствия с  потребностями и желаниями населения.

     Сначала русская политическая мысль в  целом развивалась в религиозной  форме, но с XVIII в. в ней преобладают секулярная (светская) и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I (политические учения Ф. Прокоповича, М. М. Щербатова, С. Е. Десницкого и др.).

     Политическое  развитие России запоздало по сравнению  с западноевропейским. В Англии с 1265 г. был создан парламент, во Франции с 1302 — Генеральные штаты (органы представительной власти), в Швейцарии в XVI в. состоялся первый в истории референдум, в период буржуазных революций XVI-XVIII вв. в европейских государствах формулируются гражданские права, возникают политические партии и обосновывается политическая идеология либерализма. В России же с XV до начала XX в. отсутствовали признаки полноценного конституционного государства (представительные учреждения, политическое равноправие, свобода личности и т. д.). Россия не прошла «школу» классической буржуазной либеральной демократии и до Февральской революции 1917 г. оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.

     Вот почему в русской политической мысли  XIX в. был широко представлен консерватизм: от консервативно-романтического социально-политического идеала славянофилов, отстаивавших верность национальной идентичности России, ее монархическо-патриархально-православным традициям допетровской Руси, «русского византизма» К.Н. Леонтьева до официального реакционного монархического консерватизма С.С. Уварова, провозгласившего незыблемость формулы «самодержавие, православие, народность», и К.П. Победоносцева, считавшего конституционные учреждения, земства и суды лишь «ужасной говорильней». Символом русского консерватизма стала идея государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и «православно-соборного» сознания.

     До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому все направления  русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса; в ХIХ-ХХ вв. в политических воззрениях были представлены различные течения революционного радикализма, восходившие к революционно-демократическим идеям XVIII в. А. Н. Радищева. Революционный демократизм был одним из основных направлений политической мысли России XIX в. и охватывал социально-философские и политические концепции декабризма, революционного демократизма 40-60-х гг., революционного народничества и марксизма. Если на Западе радикальная идея социальной и политической революции стала терять свое значение во второй половине XIX в., то в монархической и крепостнической России она существовала всегда, оживая в периоды контрреформ, и в начале XX в. переросла в идеологию ленинизма (большевизма).

     Особенностями всех течений левого радикализма  в России были революционность и  недооценка эволюционных факторов социального  и экономического прогресса, что  способствовало трансформации радикализма  в большевизм с его идеей революции  как самодовлеющей цели и в  троцкизм с идеей «перманентной  мировой революции».

     Специфику развития государственности, политических традиций и учений России во многом определяло ее «срединное» положение  между двумя основными цивилизациями: либерально-демократической, западной (с республиканскими и конституционными традициями, развитыми институтами  гражданского общества, приоритетами свободы личности и собственности) и традиционной, восточно-азиатской (с господством общинных отношений, чертами восточной деспотии, подчиненностью личности религии и власти государства).

     Проблемы  отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии, национального  и государственного занимали в русской  политико-социальной мысли важное место  и постоянно питали «русскую идею». К ним обращались в XIX в. славянофилы и западники, почвенники и неославянофилы, а в XX в. — евразийцы.

     Евразийство — идейное движение 20-х гг. в среде русского послеоктябрьского зарубежья, пытавшееся исходя из тезиса об особом «место развитии» России и ее народов обосновать пути развития России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена. В основе оригинального учения евразийцев (экономиста П. Н. Савицкого, лингвиста и этнографа Н. С. Трубецкого, философа Л. П. Карсавина и др.) лежали четыре основные идеи: 1) утверждение особых путей развития России как Евразии; 2) идея культуры как «симфонической личности»; 3) обоснование идеалов на началах православной веры; 4) учение об идеократическом государстве, т. е. государстве с «единой культурно-государственной идеологией правящего слоя».

     Особенностями русской социально-политической мысли  по сравнению с западной были менее  выраженная тенденция и менее юридически разработанная процедура защиты прав личности, а также недоверие к праву («правовой нигилизм»), связанные с идеализацией общинного коллективизма. Славянофилы и почвенники, с одной стороны, народники и анархисты — с другой, были склонны видеть в патриархальном крестьянстве и общине воплощение духа братской общности, которая может обойтись без писаных законов и не допустить развития индивидуализма.

     Для представителей всех течений русского либерализма правовым идеалом было утверждение свободы личности во всех сферах общества, они рассматривали постепенное введение конституционных порядков и строительство правового государства как оптимальный путь социально-политического развития России.

     Политическая  идеология либерализма есть продукт  западной цивилизации, где он имел широкую  социальную базу; его истоки восходят к античной полисной демократии, разделению римского права на публичное и  частное, ренессансной и реформаторской традициям. В России либерализм не имел таких глубоких исторических корней (восходит к XVIII в.), однако он являлся одной из интеллектуальных черт русской политической мысли, имел свои национальные особенности и оригинальные идеи (прежде всего, консервативный либерализм), отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме.

     Русский либерализм в своем историческом развитии имел три этапа:

  • «правительственный» либерализм (инициируемый сверху) — охватывал периоды царствования Екатерины II и Александра I; по содержанию — это просветительский либерализм, уповающий на просвещенную ограниченную монархию (конституционные проекты М. М. Сперанского);
  • либерализм пореформенного периода — «охранительный» (или консервативный) либерализм, сочетавший либеральные идеи свободы и реформаторства с консервативными ценностями сильной власти, порядка и преемственности (Б. Н. Чичерин, П. Б. Струве);
  • «новый» (социальный) либерализм начала XX в. — его сутью был синтез идей либерализма и социал-демократии, он провозглашал необходимость обеспечения каждому гражданину «права на достойное существование»; его теоретики — Н. И. Кареев, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен — разрабатывали проблемы правового государства и правового социализма.

     Идеи  либерализма не получили распространения  во многом потому, что в начале века в России доминировали радикальные  идеи народничества и марксизма, а либеральное движение не имело  социальной базы — средних слоев.

     Особенностью  русской политической мысли, продолжающей традицию русской философии, является ее антропологическая ориентация, «идея  личности как носителя и творца духовных ценностей» (С. Л. Франк), осмысление проблем  сущности и существования человека, смысла его жизни.

     Русских мыслителей начала XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий массовый подход и «пролетарский мессианизм» вплоть до диктатуры пролетариата, сводящий нравственность к «революционной целесообразности», игнорирующий проблемы духовности и психологии человека.

     Наконец, отличительной особенностью русской  политической мысли, в сравнении  с европейской и американской, была ее подчеркнуто этическая направленность. Для представителей всех направлений отечественной политологии (за исключением русского бланкизма П. Н. Ткачева и идеологии большевизма и сталинизма) анализ политических институтов, процессов и отношений был немыслим вне нравственности, которая была критерием оценки политического поведения властвующих и подвластных, содержания, целей и задач самой политики. Отправной точкой здесь была прочная традиция русской философии — этика христианства, православие. Даже проблема социализма, широко дискутировавшаяся на рубеже веков, была для многих мыслителей проблемой этической.

     Односторонний подход некоторых западных ученых, рассматривающих прошлое России и историю ее политической мысли  исключительно как «прокладывание пути» к советскому тоталитаризму, равно как и точка зрения «новых патриотов» об отсутствии в интеллектуальной традиции России правовых и либеральных  идей и о наличии лишь национальных, «самобытных» ценностей, понимаемых исключительно  в патриархально-религиозном духе, ошибочны и предвзяты.

     Изучение  взаимодействия и эволюции основных направлений отечественной политической мысли XIX — начала XX в. убеждает нас в ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости, в налички самых различных теорий, идей и концепций.  

  1. Основные  этапы развития русской  политической мысли
 

   В силу целого ряда причин (исторических и геополитических) Киевское государство (IX–XII вв.) отставало в своем развитии от стран Западной Европы. Более медленные темпы социально-экономического, политического, культурного прогресса не могли не сказаться на развитии русской политической мысли, обусловив ее заметное отставание от западноевропейской как в древний период русской истории, так и на протяжении всех последующих этапов. Важнейшие проблемы, которые нашли свое отражение в древнерусских летописных трактатах и литературных произведениях, таковы: происхождение государства и великокняжеской династии (обосновывалась законность варяжской династии Рюриковичей), укрепление единства всех восточнославянских земель (княжеские междоусобицы наносили государству значительный урон), характер великокняжеской власти (она должна быть сильной, но доброжелательной), взаимоотношения церкви и государства. 

Информация о работе Политическая мысль России