Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 03:40, реферат
Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:
а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;
б) становление, утверждение и расцвет таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм и др.;
в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;
г) широкое распространение позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г.Спенсер и др.);
д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания.
1.Введение
2.Либерилизм
3.Демократия
4.Социализм
5.Позитивизм
6.Классический утопический социализм и марксизм
7.Политическую мысль второй половины XIX в.
8.Политическая мысль конца XIX — начала XX в.
Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер — родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие — с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г.Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.
Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как «необходимое зло». При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.
В отличие
от Конта, Спенсер выступил как твердый
сторонник политического и
6. Классический утопический социализм и марксизм.
В первой половине XIX столетия ярко проявило себя и социалистическое направление политической мысли, представленное классиками утопического социализма. Их учение отличали две самые общие и тесно взаимосвязанные черты: острая, бескомпромиссная критика утвердившегося на Западе капитализма и решительное отстаивание принципиальных преимуществ такого общественно-политического строя, который основан на прямо противоположных капитализму устоях и принципах и который должен прийти на смену ему.
Классики
утопического социализма Анри Сен-Симон
(1760-1825), Шарль
Фурье (1772-1837) и Роберт Оуэн (1771—1858) собственно
политическим проблемам уделяли сравнительно
меньшее внимание, нежели экономическим,
социальным и духовным. Тем не менее их
политические взгляды представляют значительный
интерес как по своему содержанию, так
и в связи с их влиянием на последующее
развитие политической и общественной
жизни.
А. Сен-Симон ратовал за приход к власти и управлению наиболее талантливых «индустриалов», «наиболее видных промышленников», которые смогут утвердить новое общество и его политический порядок, «наиболее выгодный наибольшей массе». В таком обществе уже не будет потребности в существовании дорогостоящих бюрократических политических институтов. Само политическое властвование будет резко ограничено, а политика вместо управления людьми будет сведена к простому управлению вещами и производственным процессам при обеспечении «наибольшей меры общей и индивидуальной свободы».
Еще меньше
внимания уделял политике Фурье, который
считал политическую деятельность бесполезным
занятием. Он исходил из того, что
ни принципы народного суверенитета,
ни республиканские формы
Путь, который Фурье предлагал избрать
для достижения нового социально- политического
идеала, — это создание производственно-
Р. Оуэн
еще более решительно и последовательно
выступал против частнособственнических
основ существовавших обществ, считая,
что частная собственность —
основной источник всех социальных и
политических бед. Он верил в объективно
обусловленную развитием
С принципиально
иных методологических, теоретических
и идеологических позиций социалистические
принципы и идеалы отстаивал марксизм,
опиравшийся на достижения классиков
утопического социализма. Возникший
в Германии в середине прошлого века
марксизм, представленный Карлом Марксом
(1818— 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895),
разрабатывал социалистическую доктрину
с диалектико-
К. Маркс
и Ф. Энгельс исходили из того, что
политическая жизнь общества, политика,
государство относятся к
Общий путь достижения социалистического общества пролегает, по марксизму, через закономерное и неизбежное обострение классовой борьбы, прежде всего между буржуазией и пролетариатом, которая столь же закономерно и неизбежно приводит к пролетарской революции и завоеванию диктатуры пролетариата, социалистической государственности. Свержение диктатуры буржуазии, политическое освобождение пролетариата одновременно означает и политическое освобождение всех трудящихся от гнета буржуазии, преодоление их отчуждения от политической власти. Сама диктатура пролетариата, его государственность необходимы прежде всего для того, чтобы преобразовать и утвердить общество на социалистических началах, которое на высших ступенях своего развития приведет к отмиранию классов, а вместе с этим и государства, права и всего политического.
7. Политическая мысль второй половины XIX в.
Характеризуя политическую мысль второй половины XIX в., выделим теорию насилия австрийского профессора Людвига Гумпловича (1838—1909) и дуалистическую теорию государства германского ученого Георга Еллинека (1851-1911).
Л. Гумплович — представитель социологического направления политической мысли. Он видел причину возникновения государства и политической власти вообще не в развитии социально- экономических основ общества, а в насилии, в завоевании одних племен другими. Насилие, войны выступают у Гумпловича как главная основа любой политической власти победителей над побежденными, правящих над управляемыми. Не экономические процессы порождают социальное и политическое неравенство, классы, государство и право, а политическая власть, основанная на насилии, приводит к экономическому неравенству, социально-классовой дифференциации, появлению права. «Сила идет впереди права», — провозглашал Гумплович. В его учении социологический подход к политике сочетался с социал-реформизмом, что было достаточно распространенным в конце XIX — начале XX в.
Г. Еллинек
представлял ведущее
8. Политическая мысль конца XIX — начала XX в.
Видное место в истории политической мысли конца XIX — начала XX в. заняли учения итальянских социологов политики Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано Моска (1858— 1941), известных как основоположники теории элит.
С выходом в свет в 1896 г. первого тома двухтомного труда Г.Моска «Основы политической науки» часто связывают появление современной политологии как самостоятельной специфической науки. Уже тогда Моска различал политическую науку и политическое искусство как практическое осуществление политики. Политическая наука, считал он, должна исследовать тенденции и законы организации человеческого общества, устройства политической власти и различных политических режимов. Прогресс этой науки целиком основан на наблюдении и изучении социально-политических фактов, которые могут быть получены только из истории различных наций на основе применения исторического метода, являющегося основным методом политологического исследования. Задачу научных исследований в области проблем организации общества Парето видел в нахождении способа соотнесения средств с целью так, чтобы «минимум страданий и усилий обеспечивал как можно большему числу людей максимум благосостояния».
Парето и Моска выделяют и кладут в основу своей политической теории закон социальной дихотомии, согласно которому во всех более или менее цивилизованных обществах присутствуют два класса — немногочисленный класс властвующих, правящего меньшинства (элита, «политический класс», высшая страта) и многочисленный класс подвластных, управляемого большинства.
В.Парето,
который впервые ввел понятие «элита»,
считал, что политика и есть сфера этих
классов, страт. Важнейшим критерием формирования
элит, господствующего или политического
класса служит способность управлять.
Сами элиты, по Парето, подразделяются
на два вида:
«лисы», в своем правлении опирающиеся
главным образом на хитрость, гибкость
и убеждение масс, и «львы», базирующие
свою власть преимущественно на насилии,
подавлении. Властвование должно опираться
на то и другое, но, поскольку в действительности
одна и та же элита чаще всего не обнаруживает
умелого сочетания в своем правлении указанных
черт, постольку в истории происходит
постоянная смена, «циркуляция» этих элит.
В своевременной смене элит Моска видел
основу социально-политической стабильности
общества.
Г. Моска
подвергает критике традиционные классификации
форм правления, считая, что они основывались
на учете скорее внешних черт, чем существенных
их особенностей. Он выделяет четыре типа
государств: город-государство, феодальное
государство, бюрократическое государство
и современное представительное государство,
характеризующееся специализацией различных
политических функций и потому являющееся
исторически наиболее сложным.
Лучшим правлением Моска считал «смешанные
режимы», в которых сочетаются черты аристократии
и либерализма при ослаблении аристократических
тенденций на основе постепенного обновления
правящего класса путем включения в него
наиболее достойных элементов из управляемых.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Политология, М. Н. Марченко. М., «Зерцало»,
1997. 383 стр.
2. Политология, В. А. Мельник. Минск, «Вышэйшая
школа», 1996. 478 стр.
3. Политология, Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов.
С.-П., 1996. 205 стр.
4. Политология, Г. А. Белов. М., «ЧеРо», 1997.
302 стр.
5. Основы политологии, Д. П. Зеркин. Ростов-на-Дону,
«Феникс», 1997. 541 стр.