Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 03:40, реферат
Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:
а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;
б) становление, утверждение и расцвет таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм и др.;
в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;
г) широкое распространение позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г.Спенсер и др.);
д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания.
1.Введение
2.Либерилизм
3.Демократия
4.Социализм
5.Позитивизм
6.Классический утопический социализм и марксизм
7.Политическую мысль второй половины XIX в.
8.Политическая мысль конца XIX — начала XX в.
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра
«Таможенное дело»
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Политология»
На тему:
«Политическая мысль Нового времени»
Выполнила: | студентка гр.108628 |
Плешко А.В. | |
Проверила: | доцент |
Зайцева Н.В. |
Минск, 2010
Содержание
Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:
а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;
б)
становление, утверждение и
в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;
г) широкое распространение позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г.Спенсер и др.);
д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания. В центре развития политической мысли этого периода находились взгляды Б. Констана и И. Бентама, А. Токвиля и Дж. С. Милля, О. Конта и Г. Спенсера, классиков утопического социализма(А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и марксизма (К. Маркс и Ф.Энгельс), Л. Гумпловича и Г. Е. Еллинека, В. Парето и Г. Моска и др.
2. Либерализм
Либерализм - (от латинского слова liberalis - свободный) - свободомыслие, вольнодумство; взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеологию частнособственнического общества, ставящую в центр внимания защиту естественных прав человека как собственника и свободу общества от вмешательства властей.
Наиболее крупными сторонниками либерализма этого периода были Бенжамен Констан (1767—1830) во Франции, Иеремия Бентам(1748—1832) в Англии. В их трудах главное внимание уделяется проблемам индивидуальных прав и личные свобод, разделения и равновесия властей.
Проблемы политики Б. Констан рассматривал сквозь призму соотношения государства и личности, Он считал, что человеку присуща свобода, из которой вытекают основные гражданские права и которая служит основой человеческого общения и несовместима с произволом. Права гражданина не зависят от государства и неприкосновенны для него. Само право он рассматривает как реализацию свободы. При этом важно различать политическую, коллективную свободу, заключающуюся в праве участия в осуществлении политической власти, как это имело место у древних народов, и личную, гражданскую свободу, выражающую определенную независимость личности от государства, его невмешательство в личные дела (эта свобода выдвигается на первый план в новое время). Это прежде всего неприкосновенность личности и частной собственности, свободы совести, слова, печати, собраний, местожительства, занятий, конкуренции и частной инициативы, невмешательство государства в экономику в предпринимательскую деятельность и др. Он признает лишь те формы государственного устройства, где нет чрезмерной власти, и есть гарантии индивидуальной свободы в виде силы общественного мнения, принципа разделения и равновесия властей. Наилучшей для него является форма конституционной монархии, в рамках которой существует власть монарха, законодательная власть парламента как «власть общественного мнения», исполнительная власть правительства, судебная власть и муниципальная власть.
И. Бентам
— основатель теории утилитаризма
и современного либерализма, решительный
противник теории естественного
права. Он считал, что все должно
быть подчинено «принципу
В основе возникновения государства, по Бентаму, лежит не общественный договор, а насилие и привычка. Он выступал против характерного для концепции естественного права разделения права и закона считая реальным правом только законодательно установленное государством. Для него признание естественных прав личности и, в частности, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. — неразумный и страшный путь к анархии и разрушению политического порядка. Согласно Бентаму, каждый закон — зло, ибо означает нарушение свободы; но это — неизбежное зло, поскольку иначе невозможно обеспечить порядок и безопасность, а прежде всего частную собственность. И. Бентам решительно отстаивал такие либеральные ценности, принципы и идеи, как законность, гражданская безопасность, свобода личности, расширение избирательных прав, представительное правление, свобода торговли, борьба с колониализмом и агрессивными войнами и т.д.
3. Демократия
Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Известный французский ученый, либеральный государственный и общественный деятель Алексис Токвиль (1805—1859) внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. Главная тема его творчества — зарождение, становление, сущность, функционирование, развитие и перспективы демократии, пришедшей во многих странах на смену средневековому антидемократизму. На примере становления и развития демократии в Америке и во Франции в трудах «О демократии в Америке» (1835) и «Старый порядок и революция» (1857) А.Токвиль показал, что историческая заслуга демократии, идущей на смену аристократии, состоит прежде всего в том, что связанные с ней свобода и правовое равенство граждан означает широкое вовлечение масс в политическую жизнь, что именно демократия способна обеспечить больше свободы и возможностей для развития личности, роста благосостояния большинства людей.
В то же время он показал противоречивый характер процесса утверждения и развития демократии, ее трудности и недостатки (отсутствие гарантий создания оптимального правительства и политический деспотизм большинства).Власть демократического большинства должна заканчиваться там, где начинаются неотъемлемые права личности и демократические права меньшинства. Токвиль прямо осуждает примеры «несанкционированных» бесчинств толпы,«демократическую тиранию». Для нейтрализации негативных тенденций демократического правления он считал важным расширить непосредственное участие масс в управлении, не допускать излишней административной централизации, развивать местное самоуправление, создавать различные добровольные ассоциации граждан («наука ассоциаций — основная наука» в эпоху демократии) и суды присяжных как неотъемлемые элементы демократической политической системы.
Выступая
за представительное правление, А. Токвиль
считал, что именно оно способно ограничить
отрицательные стороны демократии. В целом
же ему удалось, в отличие от многих, доказать
принципиальную совместимость равенства
и свободы в условиях демократии, в частности,
на опыте США.
Свобода для него — высшая ценность, и
потому «кто ищет в свободе чего-либо другого,
а не ее самой, тот создан для рабства».
4. Социализм
Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.
Английский
государственный деятель и
(1806—1873) сделал ряд более радикальных
выводов и обобщений социалистического
характера. Так, он решительно критикует
систему частной собственности и наемного
труда, порождающую неравенство и зависимость
труда от капитала, допускает возможность
нарушения права частной собственности
во имя общего блага, выступает за социальное
равенство и социальную справедливость.
Социализм для Милля — далекий идеал общества
без классов, общества гармонии и сотрудничества
на основе кооперации, путь к которому
лежит через отказ от узкоклассовых интересов
в пользу надклассовых общечеловеческих
интересов и ценностей, смягчение социального
неравенства и усиление тенденции к социальному
равенству. Он выступал против революционного
насилия, призывал не к уничтожению системы
частной собственности, а к ее улучшению,
особенно в вопросах распределения этой
собственности, ее наследования и т.д.
Милль,
как и его либеральные
5. Позитивизм
Позитивизм - (лат. positivus - положительный) - парадигмальная гносео-методологическая установка , согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.
Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820—1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций.
В четырехтомной
«Системе позитивной политики» (1851—1854)
О. Конт изложил теоретические основы
нового, позитивного социально-
При социократии
духовное руководство обществом принадлежит
уже философам-позитивистам, ученым. Само
же властное управление осуществляется
узкой группой банкиров, промышленников
и технических специалистов при содействии
ученых. Массы народа как некомпетентные
умы от реальной власти отстраняются.
Сущность социократии выражает ее лозунг:
«Любовь как принцип, порядок как основание
и прогресс как цель». Формула «порядок
и прогресс» стала эпиграфом «Системы
позитивной политики» О. Конта. В его учении
революции, «анархические взрывы» представлены
как патология общественного развития»
а социальная солидарность — как необходимая
основа нормальной социально-политической
жизни, исчезновение которой означает
распад общества и государства. В целом
Конт выступает противником либерализма,
демократии, социализма, прав и свобод
личности, мешающих, по его мнению, упрочению
солидарности, сторонником сильной авторитарной
власти, даже личной диктатуры, наподобие
власти Наполеона
Бонапарта. Свой же позитивизм О. Конт
возводит в ранг «единственно действительной
и всеохватывающей религии», способной
решить все социально- политические проблемы.