Политическая мысль Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 03:40, реферат

Описание работы

Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:

а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;

б) становление, утверждение и расцвет таких важнейших направлений политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм и др.;

в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;

г) широкое распространение позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г.Спенсер и др.);

д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания.

Содержание

1.Введение
2.Либерилизм
3.Демократия
4.Социализм
5.Позитивизм
6.Классический утопический социализм и марксизм
7.Политическую мысль второй половины XIX в.
8.Политическая мысль конца XIX — начала XX в.

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX.docx

— 36.11 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное дело» 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Политология»

На тему: «Политическая мысль Нового времени» 
 
 

Выполнила: студентка гр.108628
  Плешко А.В.
Проверила: доцент
  Зайцева Н.В.
 
 
 
 
 

Минск, 2010

Содержание

  1. Введение
  2. Либерилизм
  3. Демократия
  4. Социализм
  5. Позитивизм
  6. Классический утопический социализм и марксизм
  7. Политическую мысль второй половины XIX в.
  8. Политическая мысль конца XIX — начала XX в.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

Политическая  мысль нового времени, связанная  с победой Великой французской  революции, утверждением и развитием  индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется  такими общими чертами, как:

а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;

 б)  становление, утверждение и расцвет  таких важнейших направлений  политической теории и практики, как либерализм, консерватизм, социализм и др.;

в) пристальное  внимание к анализу социальных основ  политики, государства и к соотношению  и взаимодействию экономики и политики;

г) широкое  распространение позитивизма в  изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г.Спенсер и др.);

д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания. В центре развития политической мысли этого периода находились взгляды Б. Констана и И. Бентама, А. Токвиля и Дж. С. Милля, О. Конта и Г. Спенсера, классиков утопического социализма(А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и марксизма (К. Маркс и Ф.Энгельс), Л. Гумпловича и Г. Е. Еллинека, В. Парето и Г. Моска и др.

 

2. Либерализм

Либерализм - (от латинского слова liberalis - свободный) - свободомыслие, вольнодумство; взятый же как совокупность взглядов представляет собой весьма разностороннюю идеологию частнособственнического общества, ставящую в центр внимания защиту естественных прав человека как собственника и свободу общества от вмешательства властей.

Наиболее  крупными сторонниками либерализма  этого периода были Бенжамен Констан (1767—1830) во Франции, Иеремия Бентам(1748—1832) в Англии. В их трудах главное внимание уделяется проблемам индивидуальных прав и личные свобод, разделения и равновесия властей.

Проблемы  политики Б. Констан рассматривал сквозь призму соотношения государства и личности, Он считал, что человеку присуща свобода, из которой вытекают основные гражданские права и которая служит основой человеческого общения и несовместима с произволом. Права гражданина не зависят от государства и неприкосновенны для него. Само право он рассматривает как реализацию свободы. При этом важно различать политическую, коллективную свободу, заключающуюся в праве участия в осуществлении политической власти, как это имело место у древних народов, и личную, гражданскую свободу, выражающую определенную независимость личности от государства, его невмешательство в личные дела (эта свобода выдвигается на первый план в новое время). Это прежде всего неприкосновенность личности и частной собственности, свободы совести, слова, печати, собраний, местожительства, занятий, конкуренции и частной инициативы, невмешательство государства в экономику в предпринимательскую деятельность и др. Он признает лишь те формы государственного устройства, где нет чрезмерной власти, и есть гарантии индивидуальной свободы в виде силы общественного мнения, принципа разделения и равновесия властей. Наилучшей для него является форма конституционной монархии, в рамках которой существует власть монарха, законодательная власть парламента как «власть общественного мнения», исполнительная власть правительства, судебная власть и муниципальная власть.

И. Бентам — основатель теории утилитаризма и современного либерализма, решительный  противник теории естественного  права. Он считал, что все должно быть подчинено «принципу полезности»  и выше всего ставил интересы личности, «разумного человека», которые отождествлял с интересами общества. Последние рассматривались им как простая совокупность индивидуальных интересов. Именно забота каждого о самом себе позволяет, с точки зрения Бентама, достичь через политику «наибольшего счастья наивозможно большего числа членов общества». Такой должна быть естественная цель любого правительства.

В основе возникновения государства, по Бентаму, лежит не общественный договор, а  насилие и привычка. Он выступал против характерного для концепции  естественного права разделения права и закона считая реальным правом только законодательно установленное государством. Для него признание естественных прав личности и, в частности, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. — неразумный и страшный путь к анархии и разрушению политического порядка. Согласно Бентаму, каждый закон — зло, ибо означает нарушение свободы; но это — неизбежное зло, поскольку иначе невозможно обеспечить порядок и безопасность, а прежде всего частную собственность. И. Бентам решительно отстаивал такие либеральные ценности, принципы и идеи, как законность, гражданская безопасность, свобода личности, расширение избирательных прав, представительное правление, свобода торговли, борьба с колониализмом и агрессивными войнами и т.д.

 

3. Демократия

Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Известный французский ученый, либеральный  государственный и общественный деятель Алексис Токвиль (1805—1859) внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. Главная тема его творчества — зарождение, становление, сущность, функционирование, развитие и перспективы демократии, пришедшей во многих странах на смену средневековому антидемократизму. На примере становления и развития демократии в Америке и во Франции в трудах «О демократии в Америке» (1835) и «Старый порядок и революция» (1857) А.Токвиль показал, что историческая заслуга демократии, идущей на смену аристократии, состоит прежде всего в том, что связанные с ней свобода и правовое равенство граждан означает широкое вовлечение масс в политическую жизнь, что именно демократия способна обеспечить больше свободы и возможностей для развития личности, роста благосостояния большинства людей.

В то же время он показал противоречивый характер процесса утверждения и  развития демократии, ее трудности  и недостатки (отсутствие гарантий создания оптимального правительства  и политический деспотизм большинства).Власть демократического большинства должна заканчиваться там, где начинаются неотъемлемые права личности и демократические права меньшинства. Токвиль прямо осуждает примеры «несанкционированных» бесчинств толпы,«демократическую тиранию». Для нейтрализации негативных тенденций демократического правления он считал важным расширить непосредственное участие масс в управлении, не допускать излишней административной централизации, развивать местное самоуправление, создавать различные добровольные ассоциации граждан («наука ассоциаций — основная наука» в эпоху демократии) и суды присяжных как неотъемлемые элементы демократической политической системы.

Выступая  за представительное правление, А. Токвиль считал, что именно оно способно ограничить отрицательные стороны демократии. В целом же ему удалось, в отличие от многих, доказать принципиальную совместимость равенства и свободы в условиях демократии, в частности, на опыте США. 
Свобода для него — высшая ценность, и потому «кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства».

 

4. Социализм

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества.

Английский  государственный деятель и мыслитель  Джон Стюарт Милль 
(1806—1873) сделал ряд более радикальных выводов и обобщений социалистического характера. Так, он решительно критикует систему частной собственности и наемного труда, порождающую неравенство и зависимость труда от капитала, допускает возможность нарушения права частной собственности во имя общего блага, выступает за социальное равенство и социальную справедливость. Социализм для Милля — далекий идеал общества без классов, общества гармонии и сотрудничества на основе кооперации, путь к которому лежит через отказ от узкоклассовых интересов в пользу надклассовых общечеловеческих интересов и ценностей, смягчение социального неравенства и усиление тенденции к социальному равенству. Он выступал против революционного насилия, призывал не к уничтожению системы частной собственности, а к ее улучшению, особенно в вопросах распределения этой собственности, ее наследования и т.д.

Милль, как и его либеральные предшественники, был против неограниченной политической власти, в том числе и демократии, ибо это создает угрозу свободе  личности. Вопросы соотношения свободы  и демократии и у него находятся  в центре внимания. Он в целом  убежден, что демократия — лучшая форма государства, и потому, в  частности, что предоставление избирательных прав простым рабочим и женщинам послужит справедливости и повышению их умственной культуры. Он активно выступал за принцип пропорционального представительства избирателей и разрабатывал его систему, которая обеспечивала бы права меньшинства, свободу инакомыслия и борьбы мнений. 

5. Позитивизм

Позитивизм - (лат. positivus - положительный) - парадигмальная гносео-методологическая установка , согласно которой позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания.

Позитивистское  направление в политической мысли  связано в первую очередь с  основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798—1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820—1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций.

В четырехтомной  «Системе позитивной политики» (1851—1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического  порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней «состояния человеческих умов» — теологического, метафизического и позитивного (научного). На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах, в связи с чем и военные деятели, наряду со жрецами, оказываются в центре политики и власти. Наиболее распространенной в этих условиях формой правления выступает наследственная монархия. На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, а сама она приобретает «оборонительный дух». А вот на третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (как агрессивный, так и оборонительный) военный дух и образ жизни и на смену аристократии приходит «социократия» промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать Котовская позитивная политика как прикладная часть социологии.

При социократии духовное руководство обществом принадлежит уже философам-позитивистам, ученым. Само же властное управление осуществляется узкой группой банкиров, промышленников и технических специалистов при содействии ученых. Массы народа как некомпетентные умы от реальной власти отстраняются. Сущность социократии выражает ее лозунг: «Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель». Формула «порядок и прогресс» стала эпиграфом «Системы позитивной политики» О. Конта. В его учении революции, «анархические взрывы» представлены как патология общественного развития» а социальная солидарность — как необходимая основа нормальной социально-политической жизни, исчезновение которой означает распад общества и государства. В целом Конт выступает противником либерализма, демократии, социализма, прав и свобод личности, мешающих, по его мнению, упрочению солидарности, сторонником сильной авторитарной власти, даже личной диктатуры, наподобие власти Наполеона 
Бонапарта. Свой же позитивизм О. Конт возводит в ранг «единственно действительной и всеохватывающей религии», способной решить все социально- политические проблемы.

Информация о работе Политическая мысль Нового времени