Политическая мысль Древней Греции

Автор: v*****************@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Ранний период политической мысли Древней Греции…........3
Период расцвета политической мысли Древней
Греции…………………………………………………………………..6
Демокрит…………………………………………………. 6
Софисты……………………………………………….......7
Сократ……………………………………………………..8
Платон…………………………………………………......9
Аристотель………………………………………………..11
Период эллинизма политической мысли Древней Греции………………………………………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………….16
Список используемой литературы…………………………………..18

Работа содержит 1 файл

политическая мысль Др. Греции.doc

— 101.00 Кб (Скачать)
     
    1. Сократ

     Сократ  являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни  он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. Сократ занимался поисками рационального, логически-понятного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала теоретического исследования в данной области.

     Сократ  различал естественное право и закон  полиса, но в отличие от софистов он считал, что и естественное право, и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.7

     В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления, а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать  нравственно-разумную основу и сущность государства.

     «Цари и правители не те, которые носят  скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Подобный практический идеал правления знающих критически расходился как с принципами демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании, что не однократно приводило его к конфликтам с властями.

     Основу  государственного порядка Сократ видел  в законе и праве. Верховенство закона и права должно принести людям  справедливость. Принцип соблюдения законов исходил не из каких-то внешних факторов, не из принуждения, а из философских глубин сознания, из морали. Политические решения, по Сократу, должны быть свободны от страстей и эмоций, ни в коем случае не должны приниматься под их влиянием. 
 

     
    1. Платон

     Учеником  и последователем Сократа был  Платон. До наших дней сохранилось много произведений Платона8 – это его учение о государстве и праве изложенное в диалогах «Государство», «Политик» и другие.

     По  Платону политика – это активная человеческая деятельность, имеющая целью достижение общего блага и удовлетворение социальных потребностей людей, направляемая теми, кто владеет высшим, «царским искусством» управления в рамках законности.9 

     В своём диалоге «Государство»  философ трактует понятие идеальное  государство как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

     Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное  общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение  этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.10

     Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших, т.е. теми, кто владеет высшим, «царским искусством» управления в рамках законности. По учению Платона в идеальном государстве должно быть три сословия:

  • правители государства – философы воплощающие мудрость,
  • стражи государства – войны, олицетворяющие мужество,
  • земледельцы и ремесленники, которым присуща умеренность.

     Дружба  этих трех сословий делает государство  прочным, стабильным и благополучным. Справедливость и состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

     Для сохранения гармонии в государстве  и закрепления такого деления на сословия нужно убедить всех его членов в том, что именно такое устройство является наилучшим. Возникает необходимость в идеологии, которая в трудах Платона названа мифами. Именно мифы призваны объяснить людям, что все они братья, но боги, производя их на свет из глины, одним подмешали золото, и они стали правителями, другим – серебро, и из них получились воины, а третьим – железо, и так появились торговцы, крестьяне и ремесленники. Платон подробно описывает жизнь правителей и воинов, от которых в принципе и зависит судьба государства. Для того, чтобы правящее сословие было сплоченным, Платон предлагает для него особый образ жизни. Представителей правящего сословия (философов и воинов) он предложил освободить от частной собственности и семьи. В идеальном государстве Платона предполагалась строгая цензура над мыслями людей. Свою философию он провозглашал единственно верной, спасительной. Все остальные варианты поиска правды, истины и справедливости обрекались на запрет.

     Платоновский  проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Живущие сегодня обладают достаточным историческим опытом, чтобы понимать, что построение «рая земного» всегда связано с подавлением человеческой воли, с насилием над личностью, и, в конце концов, приводит совершенно не к тем результатам, которые предполагались изначально. Известно, что Платон трижды пытался реализовать свой политический проект на практике. Для этого он выбрал Сиракузы, древнегреческий полис на юге Сицилии. Однако все эти попытки не увенчались успехом, к тому же его направили на рынок рабов (друзья и ученики выкупили его). 

     
    1. Аристотель

     Дальнейшее  развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано  с именем его ученика и критика  – Аристотеля, которому принадлежат слова: «Платон мне друг, но больший друг - истина». Философия Аристотеля основана на признании реальности материального мира, в отличие от объективного идеализма Платона. Все, что Аристотель писал о политике, связано с развитием идей Платона, либо с опровержением его идей.

     Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное  государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и  причины государственных переворотов. Главное политическое произведение Аристотеля – «Политика», в котором происхождение и существование государства объясняется естественной потребностью людей общаться, взаимодействовать, помогать друг другу. Вне государства - либо боги, либо звери, не разумные существа.11

       Основой государства должна быть  разумная природа человека, а  главную роль должна играть  власть, которая сплачивает общество  и не дает ему распасться  на отдельные группы или семьи.

     Государства, по мнению Аристотеля, отличаются между  собой формой организации власти. Проделав огромнейшую работу - проанализировав и обобщив знания о 158 полисах - Аристотель выделил шесть основных форм управления. В основу его типологии были положены три критерия: количественный (государства различаются в зависимости от количества властвующих лиц: один человек, небольшое количество или много людей); качественный (т.е. в чьих интересах осуществляется власть – в общих или частных); имущественный (т.е. правят богатые или бедные).

     Аристотель  различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Правильными он считал царскую власть (правление одного наилучшего для всеобщей пользы), аристократию (власть лучших в интересах общества), политию (власть большинства в интересах общей пользы).

     Неправильным  – такой строй, при котором преследуются частные цели правителей. К ним относятся демократия (поскольку тут выдвигается принцип равенства во всем и государством правит неорганизованное большинство), олигархия (форма власти богатого меньшинства, основанная на неравенстве во всем) и тирания (власть тут осуществляется деспотично, тиран правит всем).

     Наилучшим государственным устройством из существующих Аристотель считал политию, которая, как он замечал, встречается редко. Это «средний государственный строй», сочетающий качество демократии и олигархии, но преодолевшие их недостатки. Полития, писал Аристотель, соединяет интересы состоятельных и неимущих; она смешивает все три принципа государственного устройства: свободу, богатство и добродетель. Социально-классовой основой политии является стабильный «средний класс» - зажиточное рабовладельческое крестьянство  и состоятельные ремесленники.12

     Из  неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии как наиболее сносной.

     В трудах Аристотеля подводится итог классическому  периоду развития политико-правовой идеологии Древней Греции. Попытки  Платона создать идеальное государство и реалистические рекомендации Аристотеля о совершенствовании общественного и государственного строя существовавших полисов не привели к успеху. Хотя разработанные ими доктрины права и государства оказали и оказывают существенное влияние на историю политических и правовых учений. 

     
  1. Период  эллинизма политической мысли древней  Греции

     С середины IV в. до н.э. древнегреческие  государства попадают в зависимость  от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся  в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи.

     В этот период в Афинах возникает философская  школа стоиков.13  Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно «разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании». Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

     В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение  людей друг к другу, их природная  связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование. Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

     Идеалом стоиков было всемирное государство  и единые естественные законы.14

     Учение  стоиков оказало сильное влияние  на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля. Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

     Историю возникновения государственности  и последующей смены государственных  форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону  природы». Всего имеется шесть  основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

     Обычаи  и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.15

     Полибий считал, что смешанная форма правления в государстве,  является совершеннейшей, так как в ней соединяются особенности всех форм – царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающий переход к извращенным формам правления.

     Продолжателем атомистического учения Демокрита  по своим философским воззрениям был Эпикур. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.

Информация о работе Политическая мысль Древней Греции