Политическая мысль древней Греции, древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

Связан со становлением государственности в Древней Греции. Основные письменные памятники этого периода - это поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, труды Пифагора и Гераклита и другие. На данном этапе поднимались и обсуждались проблемы справедливости и законности, которые рассматривались в связи с системой мифов о гибели мира титанов и установления власти олимпийских богов во главе с Зевсом. Также обосновывалась форма социально-политического устройства, которая сложилась в Древней Греции. Древнегреческое государство состояло из независимых полисов (городов-государств).

Содержание

1. Политическая мысль древней Греции, древнего Рима.
2. Институты государственной власти в Республике Беларусь

Работа содержит 1 файл

политология 4.docx

— 37.49 Кб (Скачать)

Изучал Цицерон и формы государственного правления в поисках наилучшего варианта. В зависимости от численности  тех, кто управляет государством, он выделил три простые формы  правления: монархию (царскую власть), аристократию (власть оптиматов), демократию (власть народа). Все эти формы  несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее место, отдавая предпочтение царской власти. Хотя каждая из них  по-своему привлекательна: монархия - благодеяниями, аристократия - мудростью, демократия - свободой. Но под влиянием обстоятельств  они могут потерять свои позитивные качества, выродиться в неправильные формы. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий: для  получения идеальной формы правления  следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Таким образом, получается политический идеал - аристократическая  сенатская республика - смешанная  форма правления, в которой монархические  черты представлены в виде власти консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием  и властью трибунов.

Заслуживают внимания космополитические  идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых  были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенека считал, что неминуемый и  божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство  и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому  Сенека призывал признать необходимость  мировых законов и руководствоваться  ими. По его убеждению, перед лицом  мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.

У Эпиктета призывы к надлежащему  исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. В основе его миропонимания  лежала философия свободы. Он учил людей  дорожить своей свободой - свободой слова, действий, выбора. Он не только проповедовал свои идеи, но и сам придерживался  их, соединяя теорию с практикой. Его  идеалом был Сократ, он часто ссылался на его мысли, жизнь, и особенно смерть. Так же, как и Сократ, Эпиктет  не написал ни одной строчки. Его  философская концепция была изложена в беседах, диалогах, записанных его  благодарными и верными учениками.

Он учил, что свобода человека зависит не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего  состояния его души. Есть рабы, которые  мечтают о свободе. Но часто, получив  ее, они ради еды идут на преступления, становясь рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются  перед императором. Просто это рабы, которые ходят в сенат.

Свободу Эпиктет считал наивысшим  благом, и потому человек свободный  не может быть несчастным. Если, наоборот, человек страдает, убит горем, то это  верная примета того, что человек  стал невольником (обстоятельств или  чувств). Если человек унижается  перед кем-то - то он самый обыкновенный раб. Свободный человек распоряжается  только тем, чем может распоряжаться, - он распоряжается собой. И никогда  не покушается на свободу других. Если человек желает управлять другими - он раб своего инстинкта власти над людьми.

 

  1. Институты государственной власти в Республике Беларусь

Основные  категории: Национальное собрание, Палата представителей, Совет республики, правительство, премьер-министр, президент, специализация, территориальность, судебная власть, независимость судей, Конституционный  суд, местное управление.

1. Национальное собрание Республики БеларусьПарламент - Национальное собрание Республики Беларусь

В соответствии со статьей 90 Конституции Республики Беларусь, Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным  органом в государстве.

Национальное собрание Республики Беларусь. Структура и процедура  избрания.

Парламент РБ имеет свою структуру и полномочия. Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей и  Совета Республики.

Палата  Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при  помощи тайного голосования. Депутатом  Палаты представителей может быть гражданин  Республики Беларусь, достигший 21 года.

Вторая  палата Национального собрания Республики Беларусь – Совет Республики, в  соответствии с 91 статьей Конституции  Республики Беларусь, является палатой  территориального представительства.

Она представлена 64 депутатами, избрание которых в  отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов  местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки  депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей.

Членом  Совета Республики, в отличии от Палаты Представителей, может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30-летнего возраста и проживающий  на территории соответствующей области  или города Минска не менее пяти лет. Кроме того, член Совета Республики не может одновременно являться членом Правительства Республики Беларусь, что также является отличительной  чертой от Палаты Представителей. Вместе с тем есть и сходная черта  – член Совета Республики не может  совмещать свою деятельность с занятием должности Президента Республики Беларусь либо судьи.

Перечень  полномочий Палаты Представителей состоит  в следующем:

  • рассматривать по предложению Президента либо по инициативе не менее чем ста пятидесяти тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
  • рассматривать проекты законов в различных сферах общественной и политической жизни.
  • назначать выборы президента
  • давать согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
  • заслушивать доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, одобрять или отклонять программу;
  • рассматривать по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
  • выражать вотум недоверия Правительству;
  • принимать отставку президента;
  • выдвигать обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании решения Совета Республики принимать решение о смещении Президента с должности;
  • отменять распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата  Представителей может принимать  решения также и по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Полномочия  Совета Республики в отличии от полномочий первой палаты Парламента состоят в  следующем:

  • одобрять или отклонять принятые Палатой Представителей проекты законов о внесении изменений или дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
  • давать согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
  • избирать шесть судей Конституционного Суда;
  • избирать шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • отменять решения местных Советов депутатов, не соответствующих законодательству;
  • принимать решение о роспуске местного Совета депутатов;
  • рассматривать выдвинутое Палатой Представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании; принимает решение о смещении Президента с должности;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения и  по другим вопросам, если это предусмотрено  Конституцией.

Президент, либо, с его согласия, Правительство, имеет возможность внести предложения  в Палату Представителей или Совет  Республики об объявлении рассмотрения определенного законопроекта срочным. В этом случае законопроект должен быть рассмотрен в десятидневный  срок со дня внесения его на рассмотрение.

2. Правительство Республики Беларусь

Правительство – это исполнительная власть, это  то, что в большинстве стран  мира обозначается понятием совет министров, кабинет министров. То есть это –  группа людей, которые управляют  повседневными делами страны.

Правительство – это коллегиальный орган  наиболее универсальной компетенции, который осуществляет исполнительную и распорядительную власть в стране.

Правительство Республики Беларусь –  Совет Министров Республики Беларусь

Центральным органом государственного управления в Республики Беларусь является Совет  Министров Республики Беларусь, который  осуществляет исполнительную власть в  государстве.

В состав Правительства  Республики Беларусь входят:

  • Премьер-министр Республики Беларусь;
  • Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
  • Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
  • Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;
  • заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
  • министры;
  • председатели государственных комитетов;
  • Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
  • Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;
  • Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
  • иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Работой Правительства  руководит Премьер-министр, который  назначается на эту должность  Президентом Республики Беларусь с  согласия Палаты представителей.

Премьер-министр  Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:

  • осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;
  • организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
  • подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  • издает распоряжения;
  • представляет Палате представителей Национального собрания программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь;
  • информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;
  • представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;
  • осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;
  • выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Кроме того Правительство РБ обладает определенными полномочиями в экономической, финансовой, кадровой, а также в  некоторых других сферах государственной  деятельности, полный перечень Полномочий Правительства РБ можно найти  в Конституции Республики Беларусь.

    1. Институт президентства в Республике Беларусь

Республика  Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции  Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает  Президент.

Институт  президентства в Республике Беларусь был введен в 1994 году одновременно с  принятием новой Конституции, согласно которой Президент Республики Беларусь являлся главой государства и  исполнительной власти.

В соответствии с нынешним вариантом Конституции  Республики Беларусь мы имеем новую  модель государственного устройства, восстановленное равновесие между  тремя ветвями власти, баланс между  обязанностями и правами главы  государства, повышение статуса  и роли исполнительной власти в системе  государственного управления.

Информация о работе Политическая мысль древней Греции, древнего Рима